Главная > ООО «Хозяйство ГЕЛИОС»

ООО «Хозяйство ГЕЛИОС»

17.10.2017

Владимир Смирнов: «Нам нужны большие объемы»

Владимир Смирнов: «Нам нужны большие объемы» «Будет ли пиво в Братске?» — под таким заголовком в далеком 1968 году вышла статья в газете «Красное знамя». Автор и представить себе не мог, в какой грандиозный проект в конечном итоге выльется идея построить в Братске пивоваренный завод. Возникло предприятие, оборудованное по последнему слову техники, с высококвалифицированными кадрами и передовыми методами работы. Его продукция неоднократно завоевывала призовые места на престижных международных конкурсах. Завод развивался в неспокойный период становления рынка, когда обанкротился пивной комбинат в Усть-Илимске, ушел под контроль голландского концерна Heineken иркутский пивоваренный завод, позже закрылось ангарское пивоваренное предприятие. Легендарный «Гелиос» по-прежнему радует сибиряков качественным и вкусным пивом. И не только пивом. Еще в советские годы предприятие начало производить квас, лимонад и минеральную воду, а в новое время успешно освоило выпуск продовольственных товаров, приобретя два совхоза в Братском районе. Сегодня выручка от продажи мясных и молочных продуктов на предприятии превышает выручку от продажи напитков. «Гелиос» превратился в мощную региональную компанию пищевой отрасли с разветвленной торговой сетью. Предприятие уникально и тем, что, начиная с 1977 года, им неизменно руководит один и тот же директор — Почетный гражданин Братска Владимир Смирнов. 

— Владимир Иванович, по данным статистики, с 2008 года рынок потребления пива в России упал на 40%. Буквально за несколько лет до этого вы начали осваивать производство мясных и молочных продуктов, добившись в этом деле внушительных результатов. У вас был четкий расчет, основанный на прогнозе, или просто удача оказалась на вашей стороне?

— Предприятие внимательно следит за конъюнктурой рынка, покупательскими предпочтениями, решениями Правительства РФ, изменениями в законодательстве. Уже в начале минувшего десятилетия я прекрасно понимал, что объемы производства пива на российских заводах будут сокращаться, а многим предприятиям придется и вовсе закрыться. На это указывал целый ряд факторов. Я привык работать на развитие, и поэтому решил взяться за такое направление бизнеса, которое всегда будет актуальным — производство экологически чистых продуктов питания. Это был расчет, и он оказался верным. А с другой стороны сам я очень люблю сельское хозяйство, это дело для меня любимое, родное. 

— Каковы результаты?

— Начали мы в 2002 году с небольшого коровника на 50 голов и 28 гектаров пастбищ. А сейчас у ООО «Хозяйство «Гелиос» поголовье крупного рогатого скота превышает тысячу, столько же свиней, три тысячи гектаров земли. При этом мы постоянно расширяем мощности. Первое наше хозяйство по производству мяса и молока появилось в Большеокинске. На близлежащих полях посадили различные зерновые культуры: овес, рожь, ячмень. В прошлом году зашли в Калтук: строим корпус на 200 голов, наращиваем дойное стадо, закупили два трактора, посевной комплекс, комбайн. Стоимость инвестпроекта — 64 млн руб. В ближайшие годы рассчитываем приобрести оборудование для мясного и молочного цехов, планируем заняться переработкой овощей. Постепенно хозяйство в Калтуке дорастет до размеров хозяйства в Большеокинске. Нам нужны большие объемы.

— Это и есть те самые два заброшенных совхоза, которые купил и возродил «Гелиос»?

— Вы бы только видели, что представляли собой эти хозяйства, когда мы начали там работать! Пришлось поднимать их буквально с нуля. Но главной проблемой оказалась не разруха, а кадры. Мы искренне надеялись, что в поселках остались люди, которые смогут прийти в наши хозяйства и начать добросовестно работать. Ситуация оказалась гораздо хуже, чем мы могли вообразить. Фактически человеческий потенциал на селе за последние 25-30 лет потерян. Большинство тех, кто не уехал в города и продолжает жить в селах и деревнях, не хотят работать, не хотят осваивать актуальные профессии, не понимают слова «ответственность». В первую очередь, конечно, это относится к молодежи. Это очень серьезная проблема, которую нужно в срочном порядке решать на государственном уровне. 

— А как вы решаете эту проблему на своем уровне?

— Чего мы только не делаем. Отправляем вахтовиков с завода. Помогаем специалистам с жильем. Привлекаем зарплатой. Проводим собственное обучение. В планах предприятия — строительство целых улиц коттеджей в Большеокинске и Калтуке для наших работников. Сам я планирую посетить ряд высших и средних профессиональных учебных заведений региона в поисках будущих специалистов. Конечно, требования у нас жесткие. Но так и должно быть. Без вопросов. 

— Складывается интересная ситуация: внедряются передовые технологии, прогрессивные методы работы, покупается современное оборудование, а работать некому.

— Квалифицированные специалисты есть, но их мало. Приходится искать людей по всей области, что ведет к дополнительным расходам. Но эти расходы оправданы. К чему приводит низкая квалификация работников? К серьезным производственным ошибкам и, как следствие, к снижению рентабельности предприятия. Отмечу, что зачастую даже человека с высшим или средним техническим образованием трудно научить нормально работать. А все потому, что у нас программа обучения в вузах и других учебных заведениях оторвана от практики. Модернизация образовательных программ в этом направлении — еще одна задача, которую надо решать на государственном уровне.

— В администрации Братского района связывают с калтукским инвестпроектом возрождение сельского хозяйства, создание дополнительных рабочих мест, налоговые отчисления в бюджет. Словом, предприятие выполняет важную социальную функцию на территориях своего присутствия. А каковы ответные шаги органов власти — скажем, регионального Правительства? Нехватка оборотных средств, недофинансирование проектов — традиционные проблемы сельского хозяйства. Как обстоит дело с субсидиями и другими формами поддержки местного производителя?

— В последние годы в этой сфере произошли кардинальные изменения как на федеральном, так и на областном уровне. К примеру, несколько лет назад более семисот предприятий России, включая ООО «Хозяйство «Гелиос», защитили инвестиционные проекты, и в итоге им были предоставлены особые, льготные условия в кредитовании и закупке сельхозтехники. Конкретная помощь позволяет развивать отрасль. В частности, наше агропромышленное подразделение, получив деньги, приступило к строительству трех громадных коровников и двух свинарников. Что касается инвестиционного проекта, который сегодня реализуется в Калтуке, то половина из 64 млн руб. инвестиций — областная субсидия. С другой стороны, есть серьезные трудности, связанные со сроками инвестирования. Средства, которые выделяются на следующий год, поступают на счет предприятия в лучшем случае в апреле. Приходится залезать в долги, брать кредиты, платить проценты. Но в целом, повторяю, ситуация изменилась к лучшему.

— А растет ли спрос на местную сельхозпродукцию в городе и регионе?

— Жители Братска и всей Иркутской области предпочитают продукцию местных сельхозпроизводителей. Давайте пройдемся по магазинам и спросим у продавцов торговых сетей о том, где находятся фирмы, продукцию которых они продают. Большинство разведут руками. Трудно понять, что за товар везут сюда из европейской России и почему у него такая низкая цена. Местный производитель всегда рядом и открыт к диалогу. Меньше всего он заинтересован в выпуске некачественной продукции. Считаю, что для местных производителей в регионе нужно устанавливать льготные арендные цены и жестко регулировать продажу импортной продукции через посредников. 

— Считается, что если та или иная компания не занимается оптимизацией бизнес-процессов, то и не вправе рассчитывать на безвозмездные средства из внешних источников. 

— Производство мяса и молока — традиционно одна из высокозатратных и долго окупаемых отраслей сельского хозяйства. Чтоб развивать это направление, требуются существенные вложения и жесткий производственный контроль. Важно грамотно организовать технологию, наладить и подстроить под нее все производственные этапы. Повышение эффективности производства — жизненно важная и очень непростая задача. Мы реализуем целый комплекс мероприятий, чтобы ее решить.

— Приведите какой-нибудь конкретный пример оптимизации на вашем предприятии из недавнего прошлого.

— Год назад мы приобрели за 4 млн руб. и запустили в эксплуатацию современную установку УДП-12 белорусского производства, которая позволяет доить коров прямо в поле. Она состоит из молочного блока, смонтированного на двухосном прицепе, и станочного оборудования для доения 12 коров одновременно. В молочном блоке смонтировано оборудование, обеспечивающее процесс доения, промывки и хранения молока. В основном отсеке располагается установка молокоохладителя с объемом молочной емкости 3000- 4000 литров, а также молокоприемник с молоконасосом производительностью 10000 литров в час. Установка позволяет существенно увеличить надои молока в летнее время, так как с ее помощью можно доить каждую корову три раз в день. Этот эффект достигается за счет того, что коровы в течение всего дня кормятся в поле. Работникам предприятия не приходится перегонять их на ферму для дойки, а затем гнать обратно. Оптимизация в чистом виде.

— Каковы планы ООО «Хозяйство «Гелиос» на ближайшие годы?

— В ближайшие два года планируем расширить до пяти тысяч гектаров пахотные земли и до трех тысяч — посевные. Дойное стадо рассчитываем увеличить на 200 голов. Построим два коровника, телятник и комплекс по обработке зерна. Продолжим работать в таких направлениях, как выпуск молочных продуктов в саморазлагающихся биоупаковках и продажа молока на розлив из трехсотлитровых бочек. В перспективе планируем производить различные сорта твердого сыра. А еще у нас разработан проект на добычу и переработку рыбы Братского водохранилища. Конечно, будем расширять наши производства на территории Братского района. Планов очень много. 

— Остается только порадоваться за ваши успехи в сельском хозяйстве. И все же предприятие продолжает выпускать любимое пиво братчан, прочно закрепившись в числе несетевых пивоваренных заводов Сибири (Барнаульский, Томский и др.), которые успешно конкурируют в своих регионах с традиционными лидерами российского рынка — гигантами Carlsberg, Efes Rus, Heineken. 

— В пивоваренный завод за годы его существования были вложены огромные ресурсы. На нем нет ни одного гвоздя, ни одного болта, ни одного агрегата, который бы мы не заменили. Весь цикл производства проходит на новейшем оборудовании от признанных мировых лидеров. Завод оснащен не хуже, чем ведущие пивоварни Германии и Англии. При этом наше пиво производится исключительно по ГОСТам советского времени: никаких вредных добавок и все четко по регламенту. Пусть никого не удивляют ГОСТы времен СССР, потому что, по моему глубокому убеждению, пока никто ничего лучше не придумал. К слову сказать, такой же подход у нас и к производству продуктов питания. Мы стремимся к тому, чтобы каждый вид нашей продукции был своего рода эталоном, стандартом данного вида. Отмечу, вопрос качества пищевой продукции на прилавках российских магазинов и соответствия этикетки реальному наполнению продукта, к сожалению, остается актуальным. Мы никого не обманываем — вот в чем причина нашей устойчивости и привлекательности для покупателей. 

— Ваши слова подтверждаются результатами опросов среди населения, которые регулярно проводятся и в городе, и в регионе. Предприятие неизменно попадает в рейтинг наиболее известных торговых марок Иркутской области и занимает лидирующую позицию среди наиболее популярных у жителей Братска местных производителей. 

— Постараемся оправдать доверие людей. 

Беседовал МАКСИМ ЧУЛАСОВ
Журнал «Business в Братске», сентябрь 2017


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку


 
 

depdnevnik.jpg



       
ДОБАВИТЬ

  • Новости
  • Народные новости