Главная > Новости Братска

«Ведь мы же цивилизованные люди…»

18 Октября 2014

«Ведь мы же цивилизованные люди…» Судя по количеству стихийных парковок автотранспорта на газонах и детских площадках в наших дворах, этого не скажешь.
Помнится, несколько лет назад городская власть в целях благоустройства территории муниципального образования и борьбы со стихийными парковками во дворах благоустроенных домов всерьез озаботилась массовым открытием автостоянок для личного автотранспорта населения.

Частные автостоянки росли тогда, как грибы. Земельные участки предоставлялись предпринимателям не только на окраинах, но даже в самом центре Братска, в шаговой доступности от мест проживания владельцев автотранспорта.

Прошло время. И вдруг проблема стихийных парковок во дворах вновь заявила о себе со всей остротой. Сегодня в редакцию нашей газеты обращаются жильцы благоустроенных домов, возмущенные тем, что их дворы опять превратились в несанкционированные парковки. В свою очередь предприниматели, владельцы автостоянок, с некоторых пор терпящие убытки ввиду их частичной занятости, просят газету донести возникшую проблему до городской власти, которая должна навести в этом деле порядок.

Две точки зрения на одну проблему

Почему же автолюбители, еще недавно активно пользующиеся услугами платных автостоянок, вновь оставляют свой транспорт во дворах домов? Быть может, причина в растущих ценах на услуги платных автостоянок?

До того, как пообщаться со всеми заинтересованными сторонами, я и не подозревала, что тема стихийных парковок настолько остра. Эмоции моих собеседников прямо «зашкаливали».

Владельцы стоянок уверены, что причина не в ценах, которые последние восемь лет держались практически на одном уровне и не пересматривались в сторону повышения, а в элементарной лени и безответственности владельцев автотранспорта. По их мнению, после решения области по повышению кадастровой стоимости земли в два раза (в Братске один квадратный метр земли, занятой под автостоянки, стоил 1900 руб., а с мая 2014 г. - 3600 руб.), предпринимателям, имеющим автостоянки, поднять стоимость услуги, как говорится, сам Бог велел.

Тем более, если учесть, что большинство из них заполнены в настоящее время только на две трети или наполовину, а платить приходится за весь участок земли. Но они этого не делают из опасения, что и остальные клиенты разбегутся.

Один из владельцев автостоянки в центре города, с которым нам удалось побеседовать, сообщил, что его «стояночный» бизнес на грани банкротства. А ведь когда-то стоянки открывали для населения, решая не только проблему благоустройства дворовых территорий, сохранности личных автомобилей, но и обеспечения безопасности жизни граждан, в первую очередь, детей, во дворах жилых микрорайонов, в том числе и экологической безопасности.

Именно последнее обстоятельство – экологическую безопасность ставят на первое место жители благоустроенных домов, вынужденные соседствовать в замкнутом пространстве наших дворов с многочисленными владельцами личного автотранспорта. Мало того, что выбросы промышленных предприятий зашкаливают, возмущаются горожане, так еще и выхлопные газы от машин, владельцы которых паркуют их прямо под окнами квартир, травят. Дышать нечем! Особенно в зимнее время, когда нет ветра и выхлопные газы никуда «не уходят» со двора, а накапливаются.

Один очень серьезный мужчина, Виктор Михайлович, живущий в 18 микрорайоне вот уже два десятка лет и оставляющий свою машину на ночь не во дворе, а в гаражном кооперативе, предоставил мне полный расклад по вредности выхлопных газов и по нарушениям, связанным с несоблюдением владельцами автотранспорта действующих законов (решений).

- Мы привыкли к тому, что в Братске плохая экология из-за промышленных предприятий. Но если учесть, что с каждым годом количество машин неуклонно растет, не меньший вред здоровью населения наносят выхлопные газы автомобилей, которыми все наши дворы забиты, - с тревогой говорит Виктор Михайлович. - То, с чем сталкиваются люди, просто ужасно: могут проснуться утром от резкого запаха какой-то химии, как будто по квартире разлили ацетон. Или в выходные ночью вдруг появляется сильнейший запах сероводорода. Особенно от него страдают жители верхних этажей. При этом люди печально пожимают плечами: мол, мы уже привыкли. Но мне эта ситуация кажется совершенно неприемлемой.

Неприемлемым является и состояние дворов, которые страдают от большого количества машин, считают многие братчане. Посмотрите, какое безобразие после себя оставляют во дворах горе-автолюбители, сокрушаются они. Паркуются на газонах и детских площадках, разбивают в крошку колесами джипов бордюры, мешают заезду во дворы спецавтотранспорта: мусоровозов, машин скорой помощи, пожарных машин и т.д. А детям вообще гулять негде.

«Нечего машинам во дворах делать, - заявляют сидящие на скамейках пенсионерки и родители маленьких детей. - Перед тем, как покупать машину, - подумай, где ты ее будешь оставлять. Найди гараж, заметь место на стоянке, а не кидай ее, где попало, в том числе и на газоне. Иногда прямо желание возникает поцарапать такие вот машины, которые ставят, где попало».

Между тем, у самих нарушителей порядка во дворах, организующих несанкционированные автостоянки, есть не менее жесткие аргументы в свою защиту.

- Интересно, о каких газонах во дворах бабули пекутся, - возмущается один из владельцев габаритной машины Сергей. - Это они про пожухлую, мятую траву, которая давно уже потеряла зеленый цвет. Если уж так радеете за газоны - я власть тоже имею в виду, так приведите их для начала в порядок. А так получается, что довольно большие участки "зеленой" травы простаивают без толку. Вместо того, чтобы там устраивать туалет для собак, можно сделать хоть какие-то места для парковки. Мы ставим машины там, где нам удобнее, потому что со временем цейтнот: детей в садик, школу надо отвезти, на работу успеть, по бизнесу весь день мотаться.

Предприниматель Галина такого же мнения: «Понимаете, мне машина нужна, как воздух. Ребенка возить в школу, на занятия и по работе много езжу. Волка ноги кормят. У всех своя правда. Но прогресс не остановить. Завтра машин будет еще больше, и эта проблема будет все острее. Только вот решать ее нужно цивилизованно и уже сейчас, а не ставить автовладельцев на колени. К сожалению, у нас пока прислушиваются только к бабушкам, которые вообще не хотят видеть никаких машин. А мы, автовладельцы, тихо молчим... Пока в доме большинство безлошадников - задавят, но ни сантиметра под парковки не выделят. Печальная ситуация».

Хочется посочувствовать всем. Жителям благоустроенных домов, которые задыхаются от выхлопных газов и боятся за безопасность жизни детей. Владельцам машин, которым их «железный конь» нужен постоянно и которые требуют от власти решения вопроса по расширению площади дворов и обустройству там парковок. Вместе с тем, помня о том, что все мы хотим жить цивилизованно, соблюдая законы, неплохо было бы установить такой порядок и такие правила, которые в большинстве своем устроили бы всех.

Потому что, если говорить всерьез, выхлопные газы стремительно растущего количества автотранспорта действительно представляют угрозу здоровью населения. Об этом, кстати, говорила на недавнем совещании в городской администрации В. Дворниченко, главный онколог Иркутской области.

В выхлопных газах, указывают ученые, содержится около 200 химических соединений. Среди них вещества как безвредные для организма человека (азот N2, кислород O2, водяные пары H2O, углекислый газ CO2), так и весьма токсичные соединения: угарный газ (СО), диоксид азота (NO2), формальдегид. Сажа и бенз(а)пирен-3,4 являются канцерогенами, т.е. повышают вероятность возникновения злокачественных опухолей. При использовании сернистых бензинов в отходящие газы могут входить оксиды серы, при применении этилированных бензинов – свинец (тетраэтилсвинец), бром, хлор и их соединения. Воздействие свинца особенно губительно сказывается на детском организме, который гораздо более чувствителен, чем взрослый, к токсическому воздействию этого тяжелого металла. Доказано, что даже низкие уровни свинца в организме детей приводят к существенному снижению умственного развития. Длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма – иммунодефицит.

Кроме того, жители города, требующие от власти создания комфортной городской среды, зачастую сами ее и нарушают. Разве можно согласиться с тем, чтобы машины круглосуточно парковались в узких и небольших по площади дворах, усугубляя не только экологию, но и лишая жителей благоустроенных домов нормальных, безопасных условий для прогулок с детьми, посиделок пенсионеров, проезда спецавтотранспорта.

Несмотря на скудность средств, выделяемых на благоустройство территории дворов, работы по расширению внутриквартальных проездов, обустройству парковок для временной стоянки машин, асфальтированию пешеходных дорожек, все же проводятся. Но как обидно бывает, жалуются работники комитетов по управлению городскими жилыми районами и домоуправлений, когда видишь, как по свежему асфальту прошла тяжелая техника, оставив в покрытии глубокую колею, как после ремонта вновь разбиваются бордюрные камни, как машины по-прежнему укатывают газоны и ломают песочницы. А ведь это деньги города и самих жителей домов.

Порядок нужен в головах людей

И все же, что можно сделать, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы»?

К сожалению, в «Правилах благоустройства территории муниципального образования г. Братска», утвержденных решением Думы города от 29.06.2012 г. № 421/г-Д, парковкам во дворах уделена лишь одна коротенькая строчка, указывающая, что они, как и все земельные участки придомовых территорий, должны обустраиваться в соответствии с установленными требованиями. Наверняка в администрации имеются еще какие-то документы, позволяющие наказывать организаторов стихийных стоянок во дворах. Но, судя по тому, что большинство дворов забито личными машинами, работа эта спущена в последнее время «на тормозах».

В беседе со мной отдельные жители напоминали, что несколько лет назад администрация проводила межевание и, если земля отмежевана и принадлежит конкретному дому, то и решают сами жители, что будет на их земельном участке: парковка или газон. Но доведена ли эта работа до логического конца, никто из собственников квартир не знает. Ведь если земля не отмежевана, а до сих пор принадлежит муниципалитету, то организацию несанкционированных парковок чиновники могут расценить как «самозахват» земли. Почему же тогда они никого не наказывают за нарушения?

Горожане хотят, чтобы городские власти озаботились обустройством новых парковок и расширением старых, чтобы была разработана программа развития городских парковок. Но на все это нужны деньги, которых в городском бюджете сегодня нет.

Тогда нужно делать то, что не требует больших финансовых затрат, а наоборот принесет дополнительные доходы, считает один из владельцев платной автостоянки Василий К., ссылаясь на зарубежный опыт и практику борьбы со стихийными парковками в крупных российских городах.

Должна быть создана постоянно действующая мобильная группа из инспекторов ГИБДД, работников управляющих компаний, представителей администрации, которая методом фотофиксации машин нарушителей, последующего установления личностей их владельцев и передачей протоколов в административную комиссию будет наводить порядок во дворах. А штрафы, взимаемые с нарушителей (их размер должен быть не ниже стоимости места на платной стоянке), можно как раз направить на благоустройство дворов.

По его мнению, автолюбители еще на стадии приобретения машины должны подумать, где они будут ставить свой автомобиль: в гараже или на платной автостоянке, чтобы не создавать проблемы своим соседям по двору и не травить их выхлопными газами.

А еще, советует Василий, для того, чтобы владельцы автотранспорта озаботились уменьшением загрязнения атмосферного воздуха, и не только во дворах, органам власти необходимо как можно чаще напоминать им, что для этого нужно делать. Своего рода рекомендации разработать и размещать их на въезде в каждый гаражный кооператив, на платных автостоянках, как делают в других городах…

Оказывается, все так просто. И если автолюбители будут соблюдать подобные рекомендации, то и дополнительные «карательные» меры не потребуются - ведь мы же цивилизованные люди…

PS: Читатели наверняка заметили, что в статье не представлено мнение представителей городской власти. Мы сделали это сознательно. Ровно месяц назад избран новый мэр, новый состав городской Думы. Идет формирование аппарата исполнительной власти. Понятно, что никаких ответов, кроме обещаний разобраться только что приступившие к управлению городом люди дать пока не могут.

Вот и подождем, дадим им время разобраться и принять меры.

А какой порядок в городе и во дворах установит новая власть, будет зависеть от нашей с вами настойчивости и от ответственности, от общего понимания остроты вопроса.

Наталья Кучинская, газета "Знамя"




Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений