БЕРЕГИТЕ  СЕБЯ!    ЧИТАЙТЕ  «НАШБРАТСК»!    ВСЁ  БУДЕТ  ХОРОШО!

Главная > Новости Братска > Статьи

Пенсионер поехал отдыхать

11.04.2014

В прошлом году компенсировать свои расходы на проезд к месту отдыха и обратно в Братском отделении Пенсионного фонда РФ смогли более 4,5 тысяч человек. В преддверии летнего сезона в ПФР вновь ожидают наплыва желающих воспользоваться хорошей возможностью. Однако далеко не все смогут это сделать. Как избежать ошибок при сборе необходимых документов и на какую компенсацию могут рассчитывать пенсионеры?

Как рассказал заместитель начальника Управления Пенсионного фонда России в Братске и Братском районе Сергей Свижак, компенсацией могут воспользоваться неработающие пенсионеры, которым через ПФР выплачиваются трудовые пенсии по старости или по инвалидности. 

- Хочу обратить внимание, что у получателей трудовых пенсий по случаю потери кормильца, а также у получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, например, у детей-инвалидов или инвалидов с детства, такое право отсутствует. Не выплачивается компенсация и тем, кто получает пенсии по линии силовых ведомств, то есть бывшим военнослужащим, сотрудникам органов милиции и др., - подчеркнул Сергей Свижак.

Пенсионер должен быть неработающим как в период осуществления проезда к месту отдыха и обратно, так и на момент обращения за компенсацией. Если же получатель пенсии является индивидуальным предпринимателем, то независимо от того, занимается он предпринимательской деятельностью или нет, получить возмещение расходов по проезду он не сможет. Само наличие статуса индивидуального предпринимателя расценивается как занятость гражданина, то есть осуществление трудовой деятельности. Если индивидуальный предприниматель снимется с учета в налоговой инспекции в связи с прекращением своей деятельности, то тогда у него и появится право на компенсацию. При этом статус предпринимателя должен отсутствовать как на момент поездки, так и при обращении с заявлением о компенсации. Сергей Свижак отмечает, что незнание именно этого пункта многих пенсионеров подводит: не наведя предварительных справок, граждане обращаются за компенсацией уже после поездки и получают отказ.

Еще одним условием для получения компенсации является проживание пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к нему местностях. Указанное проживание подтверждается отметкой в паспорте о регистрации по месту жительства или свидетельством о регистрации по месту пребывания, выдаваемым органами Федеральной миграционной службы РФ. В любом случае, пенсионеру следует обращаться в то учреждение ПФ РФ, где находится его пенсионное дело и где осуществляется пенсионное обеспечение.
Как утверждают в ПФР, место отдыха обязательно должно быть на территории Российской Федерации! Закон не предусматривает возможность компенсировать расходы, связанные с поездкой, например, к родственникам на Украину или Беларусь, на отдых в Турцию, даже при предоставлении документа о стоимости проезда до границы России. Если же в такой поездке пенсионер сделает остановку в пути на территории России и представит проездные билеты до этого населенного пункта, то компенсирован будет проезд до этого населенного пункта. Однако российская судебная практика последних лет показывает, что компенсация возможна непосредственно до места отдыха. Все чаще суды встают на сторону пенсионеров и обязывают ПФР компенсировать проезд и на курорты Турции, и Китая, и Европы. Объясняя это тем, что не важно, где располагается место отдыха, главное, что пенсионер получил необходимый отдых, ведь цель компенсации заключается как раз в том, чтобы человек мог отдыхать там, где ему хочется.

В ПФР подобные прецеденты комментируют скупо, известно, что позиция Фонда в этом вопросе однозначна: компенсация полагается только тем, кто отдыхал в России. Поэтому, даже получив на руки судебное решение в свою пользу, пенсионер так просто компенсацию не получит – придется обращаться к судебным приставам за возбуждением исполнительного производства. В общем, процедура эта долгая, нервная.

- Прокуратура сначала рьяно взялась за подобные дела, появилась определенная практика, но когда обращений стало слишком много, отношение изменилось.Нужно понимать, что отказ в компенсации проезда за границу – это не наша прихоть, мы руководствуемся нормами российского законодательства. И пока оно не изменится в этом вопросе, решения будут приниматься только в суде, - отмечает Сергей Свижак. 

Заявление о компенсации заполняется по установленной форме непосредственно при обращении в учреждение Пенсионного фонда. Кроме проездных билетов необходимо предъявить паспорт, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, трудовую книжку. Если пенсия перечисляется в банк, то дополнительно нужна сберегательная книжка или другой документ с банковскими реквизитами счета.

- Ранее требовался также документ, подтверждавший пребывание пенсионера на отдыхе. С принятием в ноябре 2011 года правительством РФ поправок в Правила компенсации расходов надобность в этом документе отпала. Место отдыха на основании своих проездных документов пенсионер указывает собственноручно в заявлении, и никакие дополнительно подтверждаемые документы об отдыхе отныне не требуются, - рассказали в ПФР.

Возмещение расходов производится в пределах стоимости проезда железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда. Внутренним водным транспортом - в каюте 3 категории речного судна всех линий сообщений, а также морским транспортом - в каюте 4-5 групп морского судна регулярных транспортных линий. Помимо этого, воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса, а также автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

При осуществлении проезда более высокой категории стоимости (например, в скорых, фирменных поездах, купейных вагонах и т.п.) пенсионером дополнительно предоставляется справка, выданная железнодорожной кассой, о наименьшей стоимости проезда по указанному маршруту (например, в плацкартном вагоне скорого поезда), на основании которой будет произведена выплата. Иными словами, без знания таких тонкостей получить компенсацию будет сложно, а то и невозможно, поэтому в ПФР призывают быть внимательными. 

Также стоит обратить внимание, что в компенсацию не включаются расходы на оплату сборов за оформление, переоформление и возврат проездных документов, за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров, а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги. Это такие услуги, как предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др. Не оплачиваются и расходы, связанные с получением в транспортной организации документа о стоимости проезда в случаях приобретения билетов на проезд более высокой категории.

- Для получения компенсации необходимо предоставить оригиналы проездных билетов. В случае их отсутствия или утери, ни по копиям билетов, ни по справке о проезде и его стоимости расходы компенсированы не будут. Пенсионеры должны знать, что оригиналы железнодорожных билетов могут быть выданы по заявлению пассажира, только если они утеряны до поездки. Если вы обратитесь за ними после поездки, то в выдаче их вам откажут, - подчеркнул Сергей Свижак.

На обязательное оформление именных проездных документов следует обратить внимание тем пенсионерам, которые выезжают на отдых в составе организованных групп. Организаторы отдыха зачастую оформляют один проездной документ на всю группу отдыхающих, а иногда и совсем его не оформляют, включая стоимость проезда в стоимость путевки. В подобной ситуации пенсионер вправе потребовать оформление на свое имя индивидуального именного проездного билета, иначе по выданной организатором поездки справке в компенсации будет отказано. 

В последнее время популярностью пользуются поездки с использованием электронных авиа - и железнодорожных билетов. Для получения компенсации при следовании к месту отдыха самолетом предоставляется маршрут – квитанция (распечатка текста, содержащая информацию о пассажире, маршруте полета и некоторые другие данные). Обратите внимание: вся указанная информация в маршрут – квитанции должна содержаться на русском языке. Если же текст составлен только лишь на английском, что бывает очень часто, или на другом иностранном языке, то следует потребовать от продавца билета предоставить перевод текста на русский язык, что он обязан сделать с учетом действующих в РФ нормативно-правовых актов.
В маршрут–квитанции к авиабилету особое внимание обратите на обязательное наличие паспортных данных, формы оплаты, стоимости билета в рублях.

Что касается электронных железнодорожных билетов, которые все чаще используются пенсионерами для поездок, то здесь имеются свои особенности. Электронный железнодорожный билет состоит из двух частей – контрольного купона, который и является финансовым документом для получения компенсации, и посадочного купона. Посадочный купон, полностью схожий с обычным билетом на поезд, но содержащий напечатанную надпись «Посадочный купон», не является основанием для выплаты компенсации, поэтому, получая его в кассе при оплате поездки, пенсионеру следует требовать выдачи контрольного купона. Аналогично необходимо поступить и при оплате билета с использованием сети Интернет, и распечатывать контрольный купон. 

 
Следует иметь в виду, что при покупке электронного авиабилета фиксируется информация не только о пассажире, но и о его приобретателе. Поэтому, если покупателем такого билета будет, например, кто-нибудь из родственников пенсионера, то в компенсации расходов будет отказано, поскольку пенсионер не сможет документами подтвердить, что он сам своими деньгами оплатил авиабилет.

Тем пенсионерам, кто хочет компенсировать расходы по проезду автобусом, кроме билетов необходимо дополнительно в кассе автостанции получить именную справку о том, что на данном маршруте автобусы общего типа не следуют, а проезд осуществлялся автотранспортом с мягкими откидными сидениями.

Подготовила Елена КУТЕРГИНА («Братский лесохимик»)

Справка
И еще несколько важных моментов об оформлении билетов.


Маршрут/квитанция электронного авиабилета является документом строгой отчетности и содержит следующие сведения о перевозке пассажира и багажа:
- сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами);
- наименование и (или) код перевозчика;
- номер рейса;
- дату отправления рейса;
- время отправления рейса;
- наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;
- тариф;
- эквивалент тарифа (если применяется);
- итоговую стоимость перевозки;
- форму оплаты;
- сборы (если применяются);
- наименование и (или) код класса бронирования;
- код статуса бронирования;
- дату оформления;
- наименование агентства/перевозчика, оформившего билет;
- норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению);
- уникальный номер электронного билета.

Электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте должен быть оформлен на утвержденном в качестве бланке строгой отчетности проездном документе (билете). Если билет приобретен до 01.01.2012 года, то дополнительно должен быть представлен документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки посредством контрольно-кассовой техники (чек).

С 01.01.2012 года подтверждать произведенную оплату перевозки кассовым чеком не требуется, так как электронный железнодорожный билет приобрел статус документа строгой отчетности и должен содержать следующую обязательную информацию о перевозке пассажира:
- дату и время заказа;
- номер поезда;
- железнодорожные станции отправления и назначения;
- дату и время отправления поезда;
- дату и время прибытия поезда;
- номер и тип вагона;
- класс обслуживания (категория поезда - если применяется);
- номер места в вагоне;
- наименование и (или) код перевозчика;
- признак купе (женское, мужское или смешанное - если применяется);
- сведения о пассажире: фамилию, имя, отчество (или инициалы), наименование, серию и номер документа, удостоверяющего личность;
- тариф (билет, плацкарта);
- итоговую стоимость перевозки (в том числе налог на добавленную стоимость);
- форму оплаты;
- сборы (если применяются);
- дату оформления;
- наименование агентства (перевозчика), оформившего билет.



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку

 
 

       
ДОБАВИТЬ

  • Статьи
  • Прямая речь