БЕРЕГИТЕ  СЕБЯ!    ЧИТАЙТЕ  «НАШБРАТСК»!    ВСЁ  БУДЕТ  ХОРОШО!

Главная > Новости Братска > Статьи

Боевой лётчик Тахир Габидуллин

22.06.2016

     На шкафу, что находится в кабинете Тахира Калимулловича Габидуллина, помещен некий предмет, напоминающий головной убор либо голову инопланетянина из фантистических мультяшек. На самом деле это – ЗШ-7, защитный шлем 7-й модификации. И применяется он при весьма отдаленных от фантастики обстоятельствах, в частности – в современных войнах, в одной из которых Тахир Калимуллович принимал непосредственное участие в качестве боевого лётчика.

Родился Тахир в 1951 году в поселке Шиткино Тайшетского района Иркутской области. Десятилетку окончил в1969 году.

Желание стать лётчиком появилось ещё в восьмом классе. В то время (конец 60-х) эта профессия была очень популярной и престижной, государство всячески старалось пропагандировать её среди подрастающего поколения. Например, в 30-е годы, когда начался бурный расцвет советской авиации, на улицах городов появились плакаты, такие как «Комсомолец – на самолет!» Тогда развернулась борьба испанского народа против фашизма, и демократические силы всех стран оказывали Испании посильную помощь. Для этого создавались интернациональные бригады, в которых принимали участие и посланцы Советского Союза, в их числе - лётчики.

«Учителя у нас в школе были хорошие, - с благодарностью вспоминает Тахир Калимуллович. – Были среди них и участники Великой Отечественной войны, которые прививали нам чувство патриотизма. К тому же у меня отец воевал в Великую Отечественную, а начинал службу в РККА ещё в 38-м, принимал участие в боях с японцами у реки Халхин-Гол. Фронтовиками были и три дяди, из них двое погибли, третий вернулся, но умер от ран. Так что закваска у меня – военная, и выбор профессии лётчика нельзя назвать случайным. Вступительные экзамены в Бугурусланское лётное училище сдавал в Иркутске, в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации. Сдал все испытания на «хорошо», но не прошёл по конкурсу (пять человек на место), в список зачисленных попали только отличники. Вернулся домой, а отец и говорит: «Раз плохо учился – иди работать на пилораму». Пришлось отцу подчиниться, но желание стать лётчиком осталось. В 70-м году меня должны были призвать в армию. Но когда проходил медицинскую комиссию, военком, которому я обмолвился о своей мечте, предложил поступать в лётное военное училище. И я поехал в Ейск, город на Азовском море, где раньше выпускали морских летчиков. Прошёл все положенные экзамены и - поступил».

Через четыре года Тахир Габидуллин стал выпускником Ейского высшего военного училища имени лётчика-космонавта В.М. Комарова. По распределению попал в 26-й гвардейский истребительно-бомбардировочный полк, в котором проходил службу четыре года и дослужился до должности начальника штаба эскадрильи. А дальше был направлен в группу советских войск в Германии. Будучи назначенным командиром эскадрильи, поступил в военно-воздушную академию им. Ю.А Гагарина в Москве, которую окончил в 1986 году. Затем был направлен в Туркестанский военный округ (г. Мары), войсковую часть 51051.

На этом кончаются мирные страницы биографии Тахира Габидуллина и начинается полная опасностей жизнь, к которой он стремился и готовил себя осознанно.

С августа 1986-го по 1988 год он принимал участие в боевых действиях на территории Афганистана. За этот период выполнил 136 боевых вылетов. Сам Тахир Калимуллович считает, что летал мало, так как занимался в основном организационными вопросами планирования боевой подготовки. Ещё на третьем курсе академии ему было присвоено звание подполковника. Авиационный полк, в котором он служил, за время войны в Афганистане выполнил 16700 боевых вылетов. За это время полк потерял шесть самолетов, двое пилотов погибли.

«В августе 1986 года, когда проводилась Гератская операция (северо-запад Афганистана), - продолжает вспоминать Т.К.Габидуллин, - я выполнил свои первые двадцать пять боевых вылетов, которые мне особенно запомнились. Сначала казалось, что ориентироваться на местности почти невозможно: все горы выглядели одинаково, пейзаж размытый, словом – негде глазу за что-либо зацепиться… Но после десяти вылетов всё как бы встало на свои места. И ориентироваться было уже не так сложно… Лично я выполнял все эти полёты в качестве ведущего группы, так как был уже опытным военным летчиком первого класса. За эти двадцать пять вылетов и был представлен к первому ордену Красной Звезды».

После отпуска боевой лётчик возвратился в полк. С октября 1986 года начался первый вывод наших войск из Афганистана. До конца афганской войны Тахир Габидуллин выполнял полеты по всей северной части Афганистана и был представлен ко второму ордену Красной Звезды. Вспоминает, как однажды в районе Кушки встретился на аэродроме со знаменитым политическим обозревателем-востоковедом Фаридом Сейфуль-Мулюковым, 4 июня скончавшегося в Москве на 86-м году жизни.

Что, прежде всего, всплывает в памяти, когда произносится слово «война»? «В основном вспоминаются будни войны, - говорит Тахир Калимуллович. - Это – ранний подъем, жара до 40 градусов в тени, вылет в этот палящий зной, а их было от трех до пяти в день… Больше всего я боялся, что если самолет собьют – унесет меня на парашюте в неизвестность, ведь весил тогда всего 59 килограммов. Считаю, что в училище нас к предстоящей военной жизни готовили не совсем правильно, хотя среди преподавателей были и участники Великой Отечественной войны. Для нас, курсантов, они в своих лекциях ставили на первый план романтику неба, самой профессии военного лётчика. Лишь потом, выйдя из стен училища, мы начали понимать, что такое настоящая война… В Ейское училище нас поступило 300 парней, а выпуск летчиков составил всего 164 человека. Остальные отсеялись, причины: состояние здоровья, неудовлетворительная учёба, лётная неуспеваемость».

Столько лет прошло, а связь с сослуживцами Т.К.Габидуллин поддерживает: «Переписываемся с «афганцами» по интернету, связываемся через «Одноклассников». Раз в пять лет обязательно встречаемся, ведь одно дело – изображение на мониторе, и совсем другое – встретиться реально с теми, с кем воевали плечом к плечу, разделяли трудности походной жизни, уходили от смерти… Последний раз собирались весной 2014 года в Таганроге. Посидели, поговорили, подняли бокалы за погибших и живых…»

В настоящее время Тахир Калимуллович Габидуллин трудится заместителем генерального директора ПАО «Аэропорт Братск» по авиационной и транспортной безопасности. Он выполняет на своем посту важную работу, чтобы пассажиры в подведомственном ему воздушном транспорте чувствовали себя комфортно и не опасались за свою жизнь.

Мне показалось логичным, что в семье Габидуллиных все связаны с авиацией. Жена Татьяна Всеволодовна - авиационный инженер, сын – лётчик. Так что небо - пространство родное, общее.

Эмма ЗАЧИНЯЕВА,

газета «Братский университет»



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку

 
 

       
ДОБАВИТЬ

  • Статьи
  • Прямая речь