БЕРЕГИТЕ  СЕБЯ!    ЧИТАЙТЕ  «НАШБРАТСК»!    ВСЁ  БУДЕТ  ХОРОШО!

Главная > Новости Братска > Статьи

Братчане приняли участие в социологическом опросе по отношению к сотрудничеству с Китаем и Монголией

06.09.2016

В 2016 г. РОО «Центр изучения культуры» выполняет проект «Байкальский регион в новых геополитических и социально-экономических условиях «разворота России на Восток»: уровень готовности разных групп населения к активному сотрудничеству и решению социальных проблем». При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ. В рамках проекта было проведено социологическое исследование в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (в каждом из трех субъектов – по 3 фокус-группы, взято по 10 глубинных интервью, опрошено по 200 респондентов методом анкетирования). Респондентами являлись представители государственных и муниципальных органов власти, научной общественности, учащейся молодежи, сферы образования, культуры, спорта, ННО, бизнеса, промышленности, торговли, жители приграничных с КНР и МНР районов. В Иркутской области (гг. Иркутск, Братск, Тулун, Ангарск, Шелехов, Черемхово, Усолье-Сибирское, Аларский район, п. Усть-Орда) опрос проходил в мае-июне. Полевой этап работ в Братске и Тулуне выполнил ООО «Эксперт-Эталон».

Результаты исследования показали, что в целом респонденты настроены оптимистично – 64,8 % опрошенных в трех регионах надеются на успешное продолжение политики сотрудничества России с Монголией и Китаем и только 15,5 % выразили определенные опасения. Большинство проявило заинтересованность в развитии сотрудничества РФ с Монголией и Китаем, определив в качестве основных направлений социально-экономические (экономика, торговля, образование, культура, экология, сельское хозяйство). Значительная часть респондентов (59%) считает, что быстрое развитие КНР представляет угрозу для интересов России, в то время как современное развитие Монголии не представляет (87,2 %). В то же время, эксперты выразили озабоченность по поводу некоторых проблемных моментов сотрудничества – возможного строительства ГЭС на притоке Селенги в Монголии, передачи в долгосрочную аренду земель китайским предпринимателям и др..

Почти каждый второй опрошенный считает, что жители Байкальского региона скорее готовы к активному сотрудничеству с Китаем и Монголией (40,3 %), почти каждый третий – что не готовы (27,4 %). Но только каждый седьмой может лично развивать гостевой, сельский, экологический туризм для туристов из Китая и Монголии, в то время как больше половины опрошенных вообще об этом не задумывались (53,5 %). Часть респондентов указывала на неготовность местного населения к сотрудничеству, в связи с тем, что не созданы соответствующие льготные условия для развития предпринимательства и бизнеса в приграничных регионах.

Открытие безвизового режима Бурятии с Монголией положительно оценило 40,3 % опрошенных в трех регионах, негативно – 11 %. По мнению респондентов, основные преимущества безвизового режима – это увеличение оборота торговли, развитие туризма, развитие сферы услуг, пополнение республиканского бюджета за счет налогов, создание новых рабочих мест и сохранение имеющихся, расширение российского влияния за счет механизмов мягкой силы: образовательные и культурные программы, общение родственников.

В то же время, большинство респондентов высказалось против открытия такого же безвизового режима России с Китаем (55,8 %), опасаясь, что инфраструктура, прежде всего, Байкальского региона и «природа Байкала просто не выдержат такого потока туристов, он сметет всех россиян и загрязнит Байкал», «слишком большой поток китайских граждан создаст множество проблем, которые лишь усугубят кризисные явления в регионе, да и стратегически это слишком опасно». По этой же причине большинство респондентов негативно отнеслось к возможности строительства на берегу Байкала силами Китая отелей, в которых будут отдыхать туристы из Поднебесной.

Итоги исследования позволили установить какие страны считают респонденты дружественными по отношению к России, а какие нет. Рейтинг предпочтений выглядит так – самыми дружественными странами (из предложенного списка) были названы: Монголия – 87 %; Белоруссия – 79,6 %; Китай – 79 %; Казахстан – 76,8 %. Среди самых недружественных лидерами являются США – 85,6 %; Турция – 81,8 %; Украина – 80 %; Польша – 75,6 %; прибалтийские страны – 73 %; Великобритания – 70,3 %; Канада – 63,3 %; Германия– 66,7%; Франция – 59,6 %; Голландия – 57,3 %; Япония – 57,7 %.

Опрошенные в Бурятии как более дружественную воспринимают соседнюю Монголию и готовы к сотрудничеству с ней. В Забайкальском крае, респондентами как более близкое и однозначно дружественное государство воспринимается Китай, и жители края нацелены на взаимодействие именно с ним. В Иркутской области нет границ с Монголией и Китаем, поэтому для опрошенных многие проблемы сотрудничества региона с Монголией и Китаем, а также отдельные аспекты разворота России на Восток не являются столь актуальными как для жителей Бурятии и особенно Забайкальского края. Соответственно и проблемы разработки и реализации законодательных инициатив для приграничных территорий и для Байкальского региона более востребованы именно для Бурятии и для Забайкальского края. По мнению респондентов, главное, чтобы сотрудничество проходило в рамках законодательно-правовой базы, а не на уровне стихийного или нелегального форматов. И в качестве одного из основных сдерживающих факторов сотрудничества был, назван государственный – недоработка, непринятие или не полная реализация государственной стратегической программы развития приграничных территорий.

Этот же фактор был назван определяющим и объясняющим бурное развитие приграничного китайского Манчжоули (или Маньчжурия, по названию одноименного региона), в отличие от приграничного российского Забайкальска – «государственная стратегическая программа Китая для приграничных районов, предусматривающая большое количество преференций, льгот, поощрений бизнеса и предпринимательства, прямые государственные субсидии, расширение прав местных властей, способствовала миграции в эти районы населения, развитию и строительству современных городов» – 65,3 %; «отсутствие специальной программы развития приграничных территорий в России, законодательно-правовой базы для приграничья, соответственно льгот, преференций и поощрений не создают условий и возможностей для развития российских приграничных населенных пунктов» – 63, %.

Отвечая на вопросы об оценке социально-экономической ситуации в Байкальском регионе подавляющая часть опрошенных их трех субъектов (69 %) увидела серьезные проблемы и оценила ситуацию как не благоприятную (ситуация не особенно благоприятная (39,17%) + ситуация совершенно неблагоприятная (29,83%). В Иркутской области респондентов, характеризующих ситуацию как не очень благополучную, по сравнению с Бурятией и Забайкальским краем, оказалось меньше всего (рис. 1.)

В то же время, только каждый десятый считает, что она улучшится (12,67 %), а примерно равное число респондентов считают, что она ухудшится (33,2 %) или не изменится (40,7 %).

Оценивая ситуацию в России, большинство респондентов также были склонны характеризовать ее как не очень благополучную. Вариант жить трудно выбрали 55,5 %, все очень плохо – 11,7 %. Только 1, 5 % опрошенных считают, что все идет хорошо, для трети (28,7 %) – все не так плохо. Однако большинство настроено очень оптимистично. Так, 54,2% надеются на перемены к лучшему в России, почти треть (23,5 %) опасается перемен к худшему. Также большинство надеется на улучшение ситуации в мире (53,2 %).

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос
«Как бы Вы оценили социально-экономическую ситуацию на территории Вашего региона?», в % от числа опрошенных




ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку

 
 

       
ДОБАВИТЬ

  • Статьи
  • Прямая речь