ОСТАВАЙТЕСЬ  ДОМА!    ЧИТАЙТЕ  «НАШБРАТСК»!    ВСЁ  БУДЕТ  ХОРОШО!

Главная > Новости Братска > Статьи

К юбилею Братского государственного университета

22.05.2020

Из воспоминаний Н.Н.Яценко, присланных им из Москвы и опубликованных в газете «Братский университет» в 2002 году: «Благодаря желанию молодёжи получить высшее образование и стать высококвалифицированными специалистами у себя в городе, а руководителей Братска предоставить ей для этого лучшие возможности, строилась реалистическая программа создания и развития института. За счёт очень скромных собственных средств (в том числе отчислений от хоздоговорных работ профессорско-преподавательского состава с вовлечением в них студентов) осуществлялись проектные, технологические расчёты, изыскания, строительство первых объектов, разработка генерального плана института, принятого архитектурно-строительным Советом города с оценкой «отлично».

Однако в условиях командно-административной системы этого было недостаточно. Нужно было убедить в реальной необходимости осуществления программы и созданных предпосылках Минвуз РСФСР, Плановую комиссию, Госплан СССР, представив в Совет министров обоснованный проект решения об открытии индустриального института в Братске.

Полагаю, что все сотрудники института, активно участвовавшие в этой напряжённой работе, испытали глубокое удовлетворение, когда в июне 1980 года вручались дипломы первым 400 выпускникам уже не филиала Иркутского политехнического института, а Братского индустриального института. Тем более, что этот выпуск совпал с 25-летием города Братска».

Близится юбилейная дата: 40 лет назад наш университет приобрёл статус самостоятельного вуза. Случилось это в 1980 году. Братский филиал Иркутского политехнического института стал Братским индустриальным институтом.

Кто стоял у истоков такого мощного преобразования, кому нынешнее поколение студентов и работников БрГУ обязано низко поклониться, сказав   «спасибо»?

Сегодня мы расскажем о человеке из той самой когорты созидателей – новаторе и большом учёном, заслуженном деятеле науки и техники, лауреате премии Совета министров СССР, корифее высшего образования, участнике Великой Отечественной войне, имеющего боевые награды,   – Николае Никаноровиче ЯЦЕНКО (31 октября 1922 – 24 мая 2008).

Николай Никанорович родился в Полтаве. В 1939 году, семнадцатилетним пареньком, призван в Красную Армию (рядовой, сержант, старший сержант, в годы войны прошёл подготовку на фронтовых курсах младших лейтенантов, далее - командир взвода разведки, командир огневого взвода, командир батареи). А дальше произошёл коренной перелом в его судьбе. В ноябре 1944 года был направлен с передовой в Военную академию бронетанковых войск, в 1949 году окончил 1-й инженерно-танковый факультет и направлен в войска заместителем командира такового полка по технической части, чуть позднее переведён на научно-исследовательский танковый полигон инженером, став затем старшим инженером-испытателем бронетанковой техники и вооружения (г.Кубинка в Подмосковье).

В 1952 году молодой исследователь принят по конкурсу адъюнктом Академии артиллерийских наук по отделению механическая тяга в артиллерии. После завершения учёбы и проведённых научных изысканий защитил кандидатскую диссертацию (1955 год) и был направлен заместителем начальника ведущего научно-исследовательского и испытательного отдела в созданном при Министерстве обороны НИИИ-21, став затем начальником того же отдела. По результатам испытательных работ подготовлена и успешно защищена в 1967 году первая в этом Институте докторская диссертация с присуждением учёной степени доктора технических наук по специальности «Колёсные и гусеничные машины». Параллельно с основной работой в НИИИ-21 Н.Н. Яценко вёл преподавательскую работу в качестве профессора (учёное звание).

В 1969 году вследствие тяжёлейшей травмы во время прохождения военной службы лишился обеих ног и был уволен из рядов Советской армии в звании полковника. После реабилитации Николай Никанорович вернулся к работе ведущим научным сотрудником в том же Институте, где проработал до 1974 года. За эти годы   учёным были окончательно отработаны теоретические основы, технология испытаний и доводки АТС в полигонных условиях, вышли из печати книги «Плавность хода грузовых автомобилей», «Колебания, прочность и форсирование испытания автомобилей», подготовлены к печати новые монографии, получены очередные авторские свидетельства и патенты.

В те годы Николай Никанорович Яценко становится общепризнанным лидером в области повышения надёжности специальных автотранспортных средств на основе форсированных и доводочных испытаний: с 1968 года – член научно-технического совета Минавтопрома СССР, с 1970 года – член редакционной коллегии отраслевого научно-технического журнала «Автомобильная промышленность», член высшей экспертной комиссии (ВАК) СССР по присуждению научных степеней, член ряда специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций, председатель многих государственных аттестационных комиссий по выпуску инженеров-автомобилистов.

И вот такой выдающийся   специалист, учёный и мудрый человек волею божественного провидения оказался в Братске. В 1974 году Минвуз командирует его в наш город, чтобы на базе общетехнического факультета Иркутского политехнического института наладить организацию подготовки автомобильных инженеров-механиков для бурно развивающегося Братско - Усть-Илимского территориально-производственного комплекса и начавшегося строительства Байкало-Амурской магистрали.

Как всегда, эксперимент с участием Яценко удался на славу, и Николая   Никаноровича назначают заведующим кафедрой автомобильного транспорта и деканом общетехнического факультета, который он скрупулёзным творческим трудом подготовил с помощью единомышленников для реорганизации в 1975 году в Братский филиал ИПИ, став его директором.

Однако Н.Н.Яценко не был бы тем, кем он был, если бы остановился на достигнутых успехах. Ведя самоотверженную педагогическую работу, читая дисциплину «Автомобили. Теория эксплуатационных свойств», он активно продолжал формировать профессорско-преподавательский состав (приглашал специалистов из других вузов страны), с их участием открывая новые специальности, кафедры и факультеты, одновременно совершенствуя научно-исследовательский сектор и наращивая материально-техническую базу. В результате этой масштабной деятельности цель дружного коллектива во главе с Н.Н.Яценко была достигнута – постановлением Совета министров СССР филиал Иркутского политехнического института преобразуется в Братский индустриальный институт, а Николай Никанорович назначается его первым ректором. И.о. ректора БрИИ Яценко пробыл с января по июль 1980 года. На этом посту его сменил работник оборонной науки Олег Петрович Мартыненко, москвич, доктор технических наук, но это уже другая история.

А Николай Никанорович в связи с ухудшением здоровья был вынужден вернуться в Москву – «для лечения и отдыха». Но вместо заслуженного покоя он сразу оказывается в гуще событий. Вот перечень его официальных должностей: ведущий научный сотрудник НИЦИАМТа, советник Госстандарта РФ, директор научно-технического центра, заведующий отделом проблем качества и надёжности ФГУП «НАМИ», консультант НИИИ Минобороны РФ. Плюс ко всему подготовка кандидатов технических наук, научный консультант по докторским диссертациям, работа в специализированных советах по защите диссертаций, член редколлегий ряда научных журналов, написание новых монографий и т.д. Обширный объём полезной деятельности для науки, страны, людей трудно даже оценить, настолько он значим и весом. Остались ли сегодня такие личности в высшей школе? Вопрос, конечно, интересный. Видимо, остались, если Россия по-прежнему жива и постепенно, несмотря на всё новые и новые вызовы, развивается.

 

Из открытых источников

материал подготовила

Маргарита ИСАКОВА

*Автор благодарит за активное сотрудничество Сергея Петровича Рыкова - доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой автомобильного транспорта с 2007 по 2017 год.

Газета «Братский университет»

 



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку

 
 




       
ДОБАВИТЬ

  • Народные новости
  • Новости