БЕРЕГИТЕ  СЕБЯ!    ЧИТАЙТЕ  «НАШБРАТСК»!    ВСЁ  БУДЕТ  ХОРОШО!

Главная > Новости Братска > Статьи

Знакомьтесь: БрГУ, кафедра автомобильного транспорта

22.06.2020

Становление

Кафедра автомобильного транспорта является одной из старейших в Братском государственном университете. Ещё в 1970 году на общетехническом факультете Иркутского политехнического института была создана автомобильная секция, которая стала составной частью кафедры АТ ИПИ. Возглавил секцию доцент И.А.Бескин. В состав секции вошли доцент Л.Д.Калачёв и старший преподаватель Л.А.Рогова.

С 1971 по 1974 год преподавательский состав пополнился к.т.н, доцентом Л.А.Ефановым, старшими преподавателями Г.Т.Фадеевым и Б.М.Синицыным.

В 1972 году состоялся первый выпуск специалистов. Девятнадцать выпускников защитили дипломные проекты, получив квалификацию инженера-механика автомобильного транспорта.

В 1974 году секция преобразована в кафедру АТ. Первым её заведующим стал выдающийся учёный с мировым именем - доктор технических наук, профессор, залуженный деятель науки и техники РФ, лауреат премии Совета министров СССР Николай Никанорович Яценко. С этого периода начинается строительство учебных мастерских кафедры, лабораторная база оснащается современным учебным и научным оборудованием.

Под руководством Н.Н.Яценко началась подготовка аспирантов по научной специальности 05.05.03 «Автомобили и тракторы». Первыми аспирантами кафедры стали инженеры С.П.Рыков, П.П.Просветов, Ю.М.Глазырин, А.А.Енаев.

В 1974 году состоялся первый выпуск специалистов автомобильного транспорта, прошедших обучение по заочной форме, а через год – по вечерней форме.

Постепенно кафедра пополняется высококвалифицированными кадрами из других городов страны. Так, в 1975-м на должность профессора кафедры избран к.т.н., доцент Б.Б.Генбом (г.Львов), в 1976-м на работу принят к.т.н. В.П.Шалдыкин (г.Дмитров), в 1978-м на должность доцента кафедры избран к.т.н., старший научный сотрудник Л.А.Николаев (г.Москва), в 1985-м избран к.т.н ,доцент Г.В.Голованов (г.Нижний Новгород) Защитили кандидатские диссертации и были избраны на должности доцентов Л.А.Рогова, Г.Т.Фадеев, Л.А.Ефанов, Е.М.Собенников, Е.П.Ясенков, И.Ф.Геврасев.

Развитие

После отъезда Н.Н.Яценко на прежнее место работы в Москву в июле 1980 года заведующим кафедрой избран к.т.н., доцент Л.А.Николаев. Через четыре года кафедру возглавил к.т.н., доцент В.Г.Пятаков, а ещё через пять лет – к.т.н., доцент А.А.Сапожников (в последующем д.э.н.). Затем кафедрой АТ руководили (с 1992 по 2007 год) к.т.н., доцент А.А.Енаев (ныне д.т.н., профессор) и д.т.н., профессор С.П.Рыков (с 2007 по 2017 год).

До 2014 года кафедра готовила специалистов с высшим образованием: инженеров по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство», бакалавров и магистров по специальности «Автомобили», вела подготовку специалистов высшей квалификации (к.т.н.) по специальности 05.05.03 «Колёсные и гусеничные машины». Ежегодно по очной и заочной формам обучения кафедра выпускала около 60 специалистов для работы в восточных регионах России.

Неотъемлемой частью подготовки по специальностям являлось обучение студентов рабочей профессии – водитель транспортных средств категорий «В» и «С». Эту профессию студенты и бакалавры получали после второго курса в ходе прохождения учебной практики.

Профессорско-преподавательский состав на тот период – это девять преподавателей, в том числе один профессор, пять доцентов и три старших преподавателя.

Наличие развитой лабораторной базы, включающей не только промышленное оборудование, но и стенды, разработанные и изготовленные с участием преподавателей и студентов кафедры, позволило проводить широкий спектр научных исследований по тематике автомобильного транспорта как в рамках студенческих научных работ, так и при подготовке магистерских, кандидатский и докторских диссертаций.

В 1993 году кафедра АТ была принята в качестве коллективного члена в Ассоциацию автомобильных инженеров (ААИ) и активно участвовала в её работе; организовывала и ежегодно проводила конкурсы дипломных проектов по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство». Победители конкурса награждались дипломами ААИ и денежными премиями.

Кафедра является членом Международной ассоциации автомобильного и дорожного образования (МААДО).

Высокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава кафедры «Автомобильный транспорт», наличие современной лабораторной базы позволили ей трижды – в 1994, 1998 и 2001 годах – пройти аккредитацию Госстандартом России в качестве органа по сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Кафедра проводила активную деятельность как Региональный учебно-исследовательский центр «КАМАЗ-БрГУ». Ежегодно студенты третьего курса выезжали на автозавод «КАМАЗ» для прохождения производственной практики. Сотрудники кафедры прошли обучение на этом автозаводе для организации обучения и переподготовки работников автопредприятий по обслуживанию и ремонту агрегатов современных автомобилей.

Двое сотрудников кафедры прошли обучение в качестве независимых экспертов и приступили к коммерческой деятельности в сфере оценки машин, оборудования и систем под эгидой научно-экспертного центра «Эксперт-оценка».

Кафедра по заказу предприятий и организаций автомобильного транспорта, промышленности и предпринимателей осуществляла целевую подготовку специалистов для АТП, СТО и других организаций; проводила переподготовку специалистов по вопросам инструментального контроля, лицензирования и сертификации, ресурсосбережения на автомобильном транспорте; выполняла опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по договорам с предприятиями; выполняла технико-экономическое обоснование организации и реконструкции АТП и СТО; проводила предпроектную подготовку предприятий автомобильного транспорта и автосервиса; осуществляла консультации по вопросам финансово-экономической, коммерческой и производственно-технологической деятельности; осуществляла анализ и оценку дорожно-транспортных происшествий; осуществляла сертификациию услуг по ТО и ремонту автомототранспортных средств; участвовала, организовывала и проводила конференции, выставки, семинары.

Реформа российской высшей школы и переход вузов на многоуровневую систему подготовки специалистов отрицательно сказались на жизни и деятельности кафедры АТ. Снижение количества бюджетных мест, следовательно – снижение числа обучающихся, их низкая подготовка и в связи с этим высокая отчисляемость привели к резкому уменьшению учебной нагрузки. По разным причинам кафедру покинули шесть преподавателей, в том числе два доцента, и три лаборанта из пяти. В этих условиях коллектив кафедры искал и находил пути дальнейшего развития и совершенствования учебного и научного процессов.

Достижения

Оценивая весь период становления и развития кафедры автомобильного транспорта, начиная с 1974 года, когда она была организована, и до 2018 года, когда произошло объединение с кафедрой технологии машиностроения, и она стала называться кафедрой машиностроения и транспорта, нужно отметить следующие высокие достижения и успехи на всех направлениях её деятельности.

Во-первых, организовал кафедру и обеспечил её быстрое развитие учёный с мировым именем Николай Никанорович Яценко. Он почти сразу же организовал аспирантуру и сформировал научную школу по направлению «Динамика и прочность автомобиля», способствовал совершенствованию её экспериментальной базы и росту публикационной активности сотрудников.

В дальнейшем его ученики защищали кандидатские и докторские диссертации и возглавляли в разные годы кафедру АТ, реализуя идея Яценко. За 44 года работы кафедры АТ её сотрудники и преподаватели защитили 14 кандидатских и 5 докторских диссертаций - В.П.Шалдыкин, Л.А.Ефанов, А.А.Сапожников, А.А.Енаев, С.П.Рыков; ими написано 15 монографий, изданных в том числе в центральных издательствах («Машиностроение», «Транспорт», «Стандарты», «Лань»); получено более 60-ти патентов на изобретения; кафедрой подготовлено более 2100 молодых специалистов для предприятий автотранспортной отрасли.

В 2014 году кафедре АТ были выделены значительные средства на приобретение современного диагностического оборудования. Закуплены и установлены в учебных мастерских комплекс автомобильного диагностического оборудования для ТО, включая тормозной стенд и стенд мощностной для легковых автомобилей «Dynatest Pro 2х260». На их базе созданы малые предприятия «Автомобильные инновации», «Технический центр», инжиниринговый центр «Эксперт-оценка», которые позволили проводить учебные и производственные практики студентов и зарабатывать дополнительные деньги сотрудникам кафедры.

Кафедра   гордится своими научными достижениями: разработан метод оценки колебаний автомобиля в режиме экстренного торможения; выполнено исследование тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автобуса «SANOS-415» с двигателями «Д-20HP» и «ЯМЗ-236»; проведена классификация автобусных маршрутов города Братска с оценкой затрат и учётом их сложности; разработаны теоретические основы оценки колебаний автомобиля с учётом сглаживающей и поглощающей способности шин; проведены экспериментальные исследования колебаний автомобиля в режиме торможения; разработаны новые конструкции колёс: колесо с внутренним подрессориванием, колесо повышенного демпфирования и колесо повышенной живучести, амортизаторов с регулируемыми характеристиками; обоснованы нормы расхода топлива дизель-генераторными установками, эксплуатируемыми в Братском районе; разработан метод оценки стабильности контакта колёс с опорной поверхностью при движении автомобиля по дороге со случайным профилем; разработан метод оценки коэффициента сопротивления качению автомобильного колеса.

Основные научные результаты внедрялись на автомобильных заводах ЗИЛ, ГАЗ, в центре испытания автомобильной техники НИЦИАМТ, предприятиях автотранспортного комплекса, в учебный процесс университета.

Специальности автомобильного профиля по-прежнему востребованы среди молодёжи региона, а выпускники, которыми гордится кафедра АТ, пользуются авторитетом и спросом у руководителей предприятий не только автотранспортного комплекса.

Сергей РЫКОВ,

заведующий кафедрой АТ  

с 2007 по 2017 год,

д.т.н., профессор



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку

 
 




       
ДОБАВИТЬ

  • Народные новости
  • Новости