БЕРЕГИТЕ  СЕБЯ!    ЧИТАЙТЕ  «НАШБРАТСК»!    ВСЁ  БУДЕТ  ХОРОШО!

Главная > Новости Братска > Статьи

Кадры решали всё!

04.09.2020

В год 40-летия самостоятельного статуса нашего вуза мы просто обязаны вспомнить тех, кто своим упорным трудом и интеллектом пробивал создание Братского индустриального института.

Начнем с воспоминаний заслуженного деятеля науки и техники РФ, доктора технических наук, профессора, академика и члена президиума Академии проблем качества РФ, декана Братского общетехнического факультета Иркутского политехнического института (1974 - 1975 гг.), директора Братского филиала ИПИ (1975 - 1980 гг.), и.о. ректора Братского индустриального института (январь 1980 – июнь 1980 гг.) Николая Никаноровича Яценко. В преддверии юбилея университета в №9 от 20 мая в газете «Братский университет» был опубликован очерк о жизни и работе этого уникального человека, волею судеб оказавшегося в Братске.

Живший в 2000 году уже в Москве Н.Н. Яценко в связи с двадцатилетием самостоятельного статуса нашего вуза писал своим коллегам: «Приверженность профессорско-преподавательского состава и всего персонала сначала общетехнического факультета (ОТФ), а затем филиала Иркутского политехнического факультете (ИПИ) высокой цели – организации и развития высшего образования, эффективной подготовки молодых специалистов в бурно развивающемся промышленной регионе – объединяла наши усилия и устремления к совершенствованию всей многогранной работы вуза.

Желание внести личный вклад в процессе непрерывного роста всех показателей качества и результативности научно-педагогической и воспитательной деятельности – отличительная особенность всех тех, кто создавал Братский индустриальный институт как образовательный, научный и культурный центр для молодых братчан.

Горячий энтузиазм доцента Клавдии Петровны Петровой, её организаторский талант и богатый опыт работы ректором одного из западных вузов страны служили надёжной опорой расширения самостоятельной деятельности ОТФ и филиала.

Энергия, опыт, профессионализм Анатолия Прокопьевича Ванюкова обеспечили открытие одной из первых и такой необходимой базовой выпускающей кафедры и специальностей энергетической отрасли, ставших традиционно привлекательными для будущих студентов-братчан.

Сосредоточенность на плодотворном соединении научной и учебно-воспитательной работы со студенчеством профессора Юрия Павловича Карнаухова способствовала расширению строительного факультета.

Замечательным тандемом отличных педагогов – Людмилой Николаевной Мурашовой и Валентиной Александровной Ипатовой – основательно подготовлено создание кафедры и открытие новой и дефицитной специальности по экономике производства. Они не только готовили молодых специалистов – выпускников вуза, но и отбирали из числа студентов наиболее способных, перспективных для дальнейшей преподавательской деятельности в институте.

Удивительная увлечённость, наряду с преподаванием сугубо прикладных дисциплин, проблемами фундаментальных наук профессора Георгия Ивановича Сухорукова, приверженность к исследованиям практических проблем машиностроения доцентов Льва Александровича Калашникова, Анатолия Иннокентьевича Ермакова и их коллег на общетехнических кафедрах создавали для студентов атмосферу привлекательности обучения, освоения будущей инженерной специальности.

Высокое качество профессиональной подготовки, конечно, закладывалось кафедрами естественнонаучных дисциплин. Пламенный энтузиазм, стремление к углублённой подготовке обучающихся доцента кафедры физики Юрия Александровича Кобзова; личная научная заинтересованность и стремление вовлечь студентов в область химических наук профессора Альберта Вадимовича Высоцкого и доцента Аллы Дмитриевны Синегибской; тщательность и обстоятельность вооружения студентов основами математического аппарата для будущей профессиональной деятельности Алексеем Ивановичем Логуновым – приносили свои результаты на выпускающих кафедрах.

Безгранично были преданы своему делу и преподаватели выпускающих кафедр.

Такие профессионалы, как Борис Бенционович Генбом - всегда влюблённый в своих выпускников, Людмила Андреевна Рогова - неизменно строгая, но глубоко преданная своим питомцам, не могли оставаться равнодушными к любым пробелам в знаниях выпускаемых инженеров-автомобилистов.

Особо значим вклад в воспитание студентов преподавателей кафедр гуманитарного и социального блока дисциплин. Постоянную заботу о состоянии общественной работы проявлял Александр Иванович Каверзин; всегда помогала и вдумчивая (действительно философская!) оценка её Николаем Николаевичем Заботиным; неиссякаемая инициативность в поисках научного решения проблем воспитания вузовской молодёжи Валентины Евсеевны Хоменко и доктора исторических наук, профессора Валентины Николаевны Смирновой. Научными исследованиями всегда был увлечён ныне доктор наук, профессор Василий Иванович Сверчков. Всё это послужило базой гармоничного соединения профессиональной подготовки и нравственного воспитания студенчества.

Эти кафедры совместно со студенческими общественными организациями, профсоюзом студентов и его преданным лидером Маргаритой Филипповной Албановой инициировали и организовывали такие привлекательные формы работы с молодёжью, как факультет общественных профессий, студенческий клуб, архив истории своего учебного заведения и множество других.

В подготовку создания самостоятельного института большой    вклад внесён первыми деканатами факультетов во главе с вдумчивыми и заботливыми деканами. Вадим Александрович Камаев – пример обходительности и внимательности к интересам студентов, высококвалифицированных решений даже в конфликтных ситуациях, со строгим соблюдением действующих норм и правил. Тщательная работа Шамиля Хамитовича Даминова всегда направлялась на эффективное руководство учебной, учебно-методической, научной деятельностью, выполнение учебных планов и программ в непосредственном контакте со студентами.

В условиях стремительного роста контингента студентов, ежегодного расширения специальностей и специализаций особенно сложной была задача организации учебного процесса. Самоотверженной и кропотливой работой Галины Ивановны Ткачук и двух сотрудниц учебной части – Валентины Игнатьевны Тарасовой и Людмилы Константиновны Минеевой – в течение нескольких успешно обеспечивались планирование, контроль расписания, соблюдение многочисленных требований для чёткого, без срывов выполнения учебных планов и программ, соблюдение норм нагрузки преподавателей, студентов, учебно-вспомогательного персонала.

Всё это лишь немногие примеры общей целеустремлённой работы. Характерно, что, занимаясь вопросами развития высшего образования в Братске, Усть-Илимске, на строительстве Байкало-Амурской магистрали, мы учились находить оптимальные формы и возможности повышения качества работы на всех участках, включая расширение учебно-лабораторной базы, учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки студентов; улучшение их быта и нравственного воспитания; соблюдение строго регламентировавшейся финансово-хозяйственной дисциплины. Ведь начинать приходилось практически с нуля.

Думаю, Евдокия Леонтьевна Данильченко, сейчас многоопытный специалист, и старейшие работники   бухгалтерии хорошо помнят тщательность составления первых смет и балансовых отчётов под настороженным оком ректората и экономических служб базового института – Иркутского политехнического института.

Но значимость поставленной цели – создание самостоятельного Братского индустриального института (БрИИ) – формировала обстановку содружества и общей увлечённости в её достижении. Все понимали уникальность и трудность этой задачи. Ведь БрИИ становился третьим вузом, создавшимся не в областном или республиканском центре, а на периферии. Ясное понимание связанных с эти сложностей и одновременно видение плодотворного развития способствовали быстрому включению в активную деятельность профессорско-преподавательского состава. Опыт и энергия Михаила Петровича Титова, Виталия Александровича Попика, Александра Николаевича Емцева, Александра Ивановича Каверзина; способность к учебно-педагогической деятельности Виктора Николаевича Семёнова, Владимира Андреевича Поскрёбышева, Ким Де Чана и многих других преподавателей способствовали становлению эффективной работы кафедр, факультетов, научно-исследовательского сектора.

Особенно важным было углубление творческих, научно-практических связей с предприятиями города и региона. Во многих случаях это служило почти единственным средством укрепления учебно-материальной базы вуза, создания необходимых бытовых условий для студентов и преподавателей. Ведь базовый институт практически не представлял средств для этих целей, а Министерство образования отказывало в них, ссылаясь на несамостоятельность Братского филиала.

Прямые связи с крупнейшими предприятиями города и региона, администрацией и органами власти помогли определить цифры реальной потребности в инженерных кадрах различных специальностей на предприятиях.

Благодаря желанию молодёжи получить высшее образование и стать высококвалифицированными специалистами у себя в городе, а руководителей Братска предоставить ей для этого лучшие возможности, строилась реалистичная программа создания и развития института. За счёт очень скромных собственных средств (в том числе отчислений от хоздоговорных работ профессорско-преподавательского состава с вовлечением в них студентов) осуществлялись проектные, технологические расчёты, изыскания, строительство первых объектов, разработка генерального плана самостоятельного вуза, принятого архитектурно-строительным советом города с оценкой «отлично».

Однако в условиях командно-административной системы этого было недостаточно. Нужно было убедить в реальной необходимости осуществления программы и созданных предпосылках Минвуз РСФСР, Плановую комиссию, Госплан СССР, представив в Совет министров обоснованный проект решения об открытии индустриального института в городе Братске.

Полагаю, что все сотрудники института, активно участвовавшие в этой напряжённой работе, испытали глубокое удовлетворение, когда в июне 1980 года вручались дипломы первым четырёмстам выпускникам уже не филиала ИПИ, а Братского индустриального института. Тем более, что этот выпуск совпал с 25-летием Братска».

А вот что вспоминал о свой работе в БрИИ (запись беседы была сделана журналистом М.Исаковой в 2001 году) его ректор (июль 1980 – май 2003 гг.) доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники России, действительный член Международной академии наук высшей школы, Академии инженерных наук, Академии естественных наук Олег Петрович Мартыненко: «Вышел я на трап самолёта в аэропорту Братска в мае 1980 года. Что меня сразу удивило – погода. Тепло, плюсовая температура, а в Москве, когда улетал, было ноль градусов.

В то время первым секретарём горкома партии был Александр Александрович Елохин, давший команду: москвича встретить по-братски. В аэропорту меня ждали руководители города, из чего следовала: высшему образованию в развивающемся городе придаётся исключительное значение.

Когда меня назначали ректором, Братский филиал Иркутского политехнического института находился в стадии преобразования в самостоятельный вуз. Ранее я побывал в Братске в составе государственной комиссии Министерства высшего образования. После подробного знакомства с филиалом ИПИ сделал вывод, что ему требуется иная программа развития. Заслуги тогдашнего директора филиала Николая Никаноровича Яценко были бесспорны, но наступало другое время. Филиал необходимо было развивать в самостоятельное высшее учебное заведение, базирующееся прежде всего на самостоятельных научных исследованиях и высококвалифицированных педагогических кадрах.

О своих впечатлениях я доложил первому секретарю Иркутского обкома партии т.Банникову, а затем в Москве – в Министерстве высшего образования РСФСР. В ответ услышал: поедешь в Братск, будешь создавать там высшую школу. Так меня, москвича, «сослали» в Сибирь. И хорошо сделали. «Глухомань» меня не пугала: я ведь работал в оборонной промышленности, часто бывал в командировках на военных заводах в Красноярске, Кемерово, Иркутске.

Со мной приехали москвичи, работавшие ранее в НПО «Союз», и новочеркассцы. В то время научно-производственное объединение тесно сотрудничало с Новочеркасским политехническим институтом, ректором которого был Валентин Ефимович Шукшинов. Он посетил БрИИ в начале 90-х будучи уже президентом Российской академии высшей школы.

Следом за мной в Братск приехал Николай Петрович Краснятов – скромный человек, не любящий о себе много говорить, тоже москвич. А между тем он прекрасный специалист, возглавлявший в НПО «Союз» подъёмно-транспортный космический топливный комплекс. Николай Петрович в совершенстве владеет конструкторской культурой, способный организатор. Все годы нашей совместной работы он является моим заместителем по научной работе.

Далее я пригласил в Сибирь своего бывшего аспиранта из Московского института химической промышленности Владимира Михайловича Сосновцева, ставшего в братском вузе проректором по заочному образованию. Затем приехали по моему приглашению другие специалисты. Это Юрий Никифорович Алпатов – его я сразу взял проректором по учебной работе, но стопроцентный вузовский работник, всегда чётко знающий цели и задачи любой новой идеи. Григорий Борисович Городецкий – отличный специалист в области вычислительной техники, очень уравновешенный человек, дипломат по натуре, перспективный управленец. Александр Павлович Сибилев – возглавлял кафедру вычислительной техники и прикладной математики. Именно он реализовал идею внедрения информационных технологий в учебный процесс и перехода к персональным компьютерам. Владимир Кубряк – проректор по капитальному строительству. Григорий Гишихтер – блестящий программист, возглавлявший у нас научно-исследовательский сектор, ныне живёт на своей исторической Родине. Из молодых – выпускник Новочеркасского политехнического института Сергей Николаевич Казьмин, много сделавший для технического оснащения вуза. Вот моя первая команда, мои первые единомышленники».

        Хорошо, скажут читатели, а что же было до 1980 года? Как закладывались самые первые кирпичики в фундамент, на котором сегодня успешно развивается Братский государственный университет?

Проследим историческую хронологию:

1957 год – по инициативе начальника Братскгэсстроя И.И.Наймушина, которому крайне необходимы были доморощенные инженерные кадры, в молодом Братске открывается учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного инженерно-строительного института. УКП возглавила супруга Наймушина – Клавдия Георгиевна Попова, химик по специальности, одарённый организатор, заботливый руководитель.

1960 год – учебно-консультационный пункт в Братске передан заочному факультету Иркутского горно-металлургического института (переименован затем в политехнический институт) и реорганизован в общетехнический факультет - ОТФ. Деканом ОТФ назначена К.Г.Попова.

1967 год – Братскгэсстрой передал ОТФ 90-квартирный жилой дом (находится рядом с первым корпусом). Благодаря чему в вуз были приглашены классные специалисты-педагоги со всего Советского Союза.

1968 год – Братскгэсстрой передал ОТФ второе новое учебное здание (второй корпус) на 1200 студентов дневной формы обучения.

1969 год – с ОТФ увольняется К.Г.Попова и переходит на работу в Северную экспедицию географического факультета Московского госуниверситета. Деканом становится Герман Илларионович Кузнецов, кандидат технических наук.

1973 год – деканом ОТФ становится опытнейший вузовский работник, в прошлом ректор Елабужского педагогического института Клавдия Петровна Петрова, кандидат исторических наук.

1974 год – судьба привела в Братск выдающегося учёного оборонной промышленности - Николая Никаноровича Яценко. Общетехнический факультет ИПИ он с единомышленниками преобразовал в Братский филиал ИПИ и был его директором до 1980 года. Дальше - самостоятельный вуз, преобразованный в 1999 году в государственный технический университет, а     в 2004-м - в государственный классический университет.

Маргарита ИСАКОВА

*При подготовке материала использованы

документы музея истории БрГУ и

газетные публикации



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку

 
 




       
ДОБАВИТЬ

  • Народные новости
  • Новости