БЕРЕГИТЕ  СЕБЯ!    ЧИТАЙТЕ  «НАШБРАТСК»!    ВСЁ  БУДЕТ  ХОРОШО!

Главная > Новости Братска > Статьи

Мост через Ангару уже был

17.12.2020

Приехавшие со всех уголков страны в наш город не знают, что после войны (ещё до Братской ГЭС) через Ангару был сооружён большой железнодорожный мост, который проработал десятилетие. А потом решили, что надёжным и лучшим переходом через крупную сибирскую реку станет плотина гидростанции, тем более что мост попадал в зону затопления. И его рачительно разобрали в 1961 году. Куда его перевезли – в СМИ об этом не писали.

На Ангарском мосту были использованы фермы со взаимопересекающимися раскосами, которые получили название "фермы Журавского». В настоящее время научные труды и изобретения инженера Дмитрия Журавского в области мостостроения стали привычными до такой степени, что мало кто вспоминает об авторе.

Разобрали и перевезли на новое место... Сибирские краеведы долго искали мост и не так давно нашли. Наш мост "ушёл" в Томскую область под городок Асино на реку Чулым. Описание одного товарища с нашего форума: "Чулымский мост родом из Братска. Но было изменено количество длинных (наш мост 9х99м, чулымский - 7х99м) и длина коротких (наш мост 2х33м, чулымский 2х18,7м) пролётов, а также расположение железнодорожных путей - на братском мосту они находились поверх пролётов, а на чулымском - внутри/внизу." В сети найдены и фотографии этого моста - совпадение 100%. Один форумчанин лично беседовал со строителем, участвовавшим в разборке и "переправке" моста на новое место. Фото и историю моста искали давно, теперь эту "тайну" полностью раскрыли и фотоснимков уже не один десяток обнаружено".

          А вот какую историю о судьбе ангарского моста под Братском рассказал журналист "Московского комсомольца" Александр Добровольский...
    Трагически сложилась судьба одного из этих «сталинских» мостов. Это был настоящий гигант – железнодорожный переход через Ангару возле города (старого) Братска. Его возвели на западном участке Байкало-Амурской магистрали (Тайшет – Лена). Строительство моста начали в конце 1940-х. Длина лишь его «подвесной» части – около километра. 11 огромных металлических ферм (самые большие из них – по 100 метров) опирались на высокие бетонные «быки». Сооружали это техническое чудо в духе того времени – силами заключённых. Засекреченное номерное строительство включало в себя несколько больших лагерей, расположенных неподалеку от места будущего мостового перехода.
      О строительной эпопее автору этих строк довелось узнать в своё время от вдовы одного из военных, командированных на этот «ударный объект» – майора Цвелодуба. Многие работы приходилось выполнять при хронической нехватке техники с использованием тяжёлого физического труда подневольных строителей и с неизбежными при этом смертями «покорителей Ангары». Ценой неимоверных усилий и жертв мост и прилегающие к нему участки рельсовой магистрали были готовы летом 1951 года. 29 июня через Ангару прошёл первый поезд.
       Увы, жизнь этого моста оказалась недолгой. Уже вскоре в этих местах началась реализация нового одобренного верховной властью (теперь уже Никитой Хрущевым) масштабного проекта – строительства на Ангаре Братской ГЭС. Проектировщики определили, что уровень воды в образовавшемся после сооружения её плотины водохранилище поднимется почти до самых ферм моста. Поэтому эксплуатация его станет фактически невозможной. Пришлось срочно создавать обходной вариант железной дороги. А прежнюю «сталинскую железку» обрекли на демонтаж. К 1961 году было разобрано 140 км рельсового пути. К этому же времени строители (хотя правильнее их назвать в данном случае разрушителями) демонтировали все фермы огромного моста, а верхние части бетонных быков, на которых они опирались, были взорваны, чтобы не мешать судоходству по будущему водохранилищу.
      Так что чудо-мост просуществовал всего лишь около 10 лет. Не считая затрат на само строительство, эпопея с его демонтажем и переносом трассы железной дороги из зоны затопления обошлась тогда государству в 600 миллионов рублей.

       Интересно, что ангарский мост, о котором идёт речь, мы сейчас всё-таки можем увидеть. Во-первых, на экране: его запечатлели в художественном фильме «Люди на мосту». А во-вторых, даже в реальности. Дело в том, как выяснили не так давно краеведы, большинство металлических ферм разобранного моста перевезли в другое место – в Томскую область, и там построили из них неподалеку от городка Асино мостовой переход через реку Чулым.

Газета «Братский университет», по материалам открытых источников

Мост через Ангару можно увидеть в художественном фильме «Люди на мосту», в главной роли – начинающий актёр Олег Табаков.

 




ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку

 
 




       
ДОБАВИТЬ