Главная > Новости Братска > Статьи

Регата длиною в 45 лет

20.07.2013

Причал  романтики
На причале яхт-клуба «Братск», расположенного в Падуне, даже в будни многолюдно. Есть здесь что-то романтическое: белые паруса, синяя гладь моря…
Именно романтики, энтузиасты и любители моря стали родоначальниками парусного спорта в Братске в далекие 70-е.
Михаил Ротор, Борис Филонов и многие другие создали при поддержке Братского завода Железобетонных изделий №2 яхт-клуб, возглавил который Алексей Гоголицин. Первые лодки строили сами своими руками. Удивительно, но эта традиция сохранилась в яхт-клубе по сей день: обычные братчане после работы приходят на пристань и по проектам из специализированных журналов возводят довольно большие суда водоизмещением под тонну. На пристани стоят леса с разверстанными корпусами яхт, и я вновь не устаю удивляться Братску: ведь это же настоящая, пусть и маленькая, судостроительная верфь!
- Эту яхту строили 14 лет, - рассказывает руководитель яхт-клуба «Братск» Роман Мингазов (на фото). – Красивая работа, качественная. «Миконг» тоже своими руками сделали, как и большинство других судов.
Морская романтика заводила братчан далеко, даже в Тикси и на Таймыр – через Енисей. Лодочно-спортивные станции и яхт-клуб Братска в советские времена славились и притягивали большое количество любителей. Они базировались по заливам водохранилища и поддерживались промышленными гигантами города – БрАЗом, БЛПК, Сибтепломашем. Популярен парусный спорт был и в Усть-Илимске, и в Северобайкальске. Но после перестройки большинство клубов и станций пришли в упадок, а яхт-клуб «Братск» - один из немногих в Иркутской области да и в Восточной Сибири, кто и сегодня может похвастаться добротным флотом, регулярной организацией длительных соревнований и действующей спортивной секцией по парусному спорту для детей.
- Мы живем исключительно за счет членов клуба, нас никто не поддерживает, в том числе и детскую секцию. Сдаем взносы и на эти средства поддерживаем клуб в рабочем состоянии. Намерения все бросить у нас нет, ведь клуб – это не яхты и не гонки, это прежде всего люди, живое общение. Кто хотя бы раз ходил под парусом, тот уже так просто от этого удовольствия не откажется, море и каменные джунгли города не сравнить, - говорит Роман Мингазов.

Искатели  приключений
Строить лодку и изредка выходить в море – это далеко не все, что нужно мореплавателям. Братчане, как истинные искатели приключений, привыкли соревноваться, и отдают этому много времени и сил. Чего только стоит большая Бурейская регата, которая традиционно проходит в три этапа. Название Бурейской ей досталось от ручья Большой Бурей, который когда-то протекал на месте затопления водохранилища. Один этап может длиться сутки, а то и двое. Экипажи выходят в путь вечером и, как отмечают участники, самое притягательное в таких ночных вылазках – это возможность проверить свои знания и навыки в морском деле. А именно – в ориентировании по карте и компасу, умении работать в команде, управляться со своенравным и часто неспокойным Братским морем, славящимся своей короткой волной.
- Поскольку море у нас искусственное, волнам негде разгуляться, и они получаются короткими, что создает сутолоку на воде. Пребываешь в постоянной качке, да еще и ветер прибавляется, в общем, эмоций хватает, - рассказывает Роман Мингазов, который с особым трепетом показывает нам свою постоянную спутницу - маленькую четырехместную яхту «Фею».
Экипажи формируются разным составом, в зависимости от водоизмещения судна, и достигают семи человек, среди которых есть и капитан, и штурман, и кок, а иногда даже юнга. Но все же сейчас юнг брать в дальнее плавание, а иногда расстояние одной гонки достигает 160 км, опытные моряки не решаются.

На что  расчет?
Но для юных моряков в клубе всегда открыты двери. В секции под руководством тренера Алексея Рыжова сейчас тренируется 20 ребят, с ними не удалось встретиться, поскольку все мальчишки во время нашего посещения были в море – участвовали в соревнованиях и проходили определенные дистанции на время. Вырвать их из воды было решительно невозможно. Это рискованное и сложное занятие – ходить под парусом – привлекает молодежь, но развернуть дело широко клубу никак не удается.
- Мы не относимся к департаменту спорта, и зарплату тренеру платим из членских взносов клуба – это решение всех яхтсменов. Но у нас большая проблема с лодками, все они устарели. Несколько лет назад бывший мэр Братска Сергей Серебренников выделил 1 млн рублей на закупку лодок, но до нас дошла только часть, другую передали департаменту спорта, и, насколько мне известно, сейчас они не используются. Но и нам их не передают – мы должны выкупить их на торгах как объект муниципального имущества. Парадокс! – возмущается Роман Мингазов.
Спонсоров у клуба нет, после закрытия завода ЖБИ примерно 20 лет назад «Братск» стал полностью самостоятельным. Купить новый инвентарь и обновить хозяйство клубу не под силу. Им требуются средства на обеспечение призового фонда, а также на закупку судейского катера и кое-какие ремонтные работы помещений на пристани. Клуб ждет решения и надеется, что их инициативу поддержат, поскольку речь идет о выживании детского направления парусного спорта в Братске.
Кроме падунской школы при яхт-клубе «Братск» в настоящее время других секций нет, в том числе и в яхт-клубе БрАЗа на Курчатовском заливе, где когда-то занимались юные спортсмены. И потому непонятно самоустранение братских властей от поддержки секции. Ведь парусный спорт является олимпийским видом, и что стоит поддержать секцию с готовой инфраструктурой, наличием тренера, грамотного руководства, а главное - детей, у которых горят глаза при виде моря и парусника? Наверное, это простое нежелание и расчет на то, что клуб выживает сам, как он делал это предыдущие 20 лет.
Елена КУТЕРГИНА , газета "Братский лесохимик"
Фото Валерия ПАВЛОВА


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 
 

depdnevnik.jpg



       
ДОБАВИТЬ

  • Народные новости
  • Новости