Главная > Новости Братска > Статьи

Из Иркутска в Братск – по Ангаре

11.08.2013

Связь между городами Братском и Иркутском всегда была тесной, несмотря на гигантское расстояние в 600 км. В основном горожане предпочитают автотранспорт как самый недорогой и быстрый. На самолете летать слишком затратно, на поезде – долго. А в некоторые места, например, в Братском районе, ни на каком поезде и автобусе не доберешься. И совершенно несправедливо многие забыли об еще одном прекрасном средстве передвижения – по морю, Братскому…. 11 часов в пути - и масса впечатлений, а также комфорт и удобство вам обеспечены. Каково это, плыть домой по Ангаре?

Такую задачу я поставила себе перед посещением Иркутска на прошлой неделе. В областную столицу я отправилась на машине, а вот обратно решила исполнить свою давнюю мечту – прокатиться на «Метеоре» по Ангаре и акватории Братского водохранилища до самого Братска. Много хорошего слышала об этом виде транспорта, но боялась качки, да и непривычно как-то… Но сломать стереотипы я решила в раз и купила электронный билет по интернету заранее. Как выяснилось, компания «Восточно-Сибирское речное пароходство» осуществляет сообщение между Иркутском и Братском всего два раза в неделю – по вторникам и субботам, обратно – из Братска в Иркутск теплоход идет по средам и воскресеньям. Преимущества электронной покупки налицо – можно выбрать самое комфортное место на корме судна. Как мне объяснили, лучше всего плыть именно на корме – там не укачивает, не слышно шума двигателей и лопастей, да и виды из окна-иллюминатора завораживают. Проделав несложную операцию и заплатив за билет 1430 рублей в одну сторону, я отправилась в Иркутск, где в 8 утра субботы я уже стояла на причале «Метеора» по улице Цесовская набережная под старым Ангарским мостом.

На причале мне встретились самые разные люди, в основном деревенские или новые городские жители, чьи родители остались жить на селе. Многие везли с собой большие мешки и коробки с подарками: кто-то запасся апельсинами и конфетами, кто-то – одеялами и одеждой. В деревнях по-прежнему ценится хороший гостинец из города. «Метеор» запаздывает. Одни считают, что он сломался, другие уверяют, что это из-за тумана на реке рейс откладывается. Пока мы ждем, я разговариваю с жительницей Иркутского района пенсионеркой Ольгой Афанасьевной, которая отправляется в гости к своей сестре в Усть-Уду.

- Переживаю за Байкал. Туристическое освоение озера проводится бездумно, безнравственно. Байкал должен оставаться нетронутым, а его застраивают отелями, инфраструктурой. Неправильно это. Кому нужны все эти заработки на природе? Вам нужны? Мы всегда были бедными, для России это не порок. Зачем теперь навязывают нам эту моду на богатство? – вот такая неожиданная беседа завязалась у меня с этой женщиной.

- А Братск мне нравится.. Город интересный, разбросанный такой. И когда плывешь по Ангаре, уже после Свирска подмечаешь, что природа меняется, кругом красная глина – это братская земля, - продолжает Ольга Афанасьевна. Я бы слушала ее часами, в ее словах столько любви к родной природе, понимания жизни в здешних местах и скорби по тому, что уходит и уходи навсегда...

Но вот, с опозданием в один час «Метеор» прибыл. И мы, быстро заняв свои места, отправились по Ангаре в сторону Братска. После первой остановки в Усолье-Сибирском река начинает расширяться – водохранилище расширило ее берега до невероятных размеров, но эту бескрайнюю водную гладь нам еще только предстоит увидеть.

Внутри «Метеора» все достаточно удобно, но просто: сидения комфортные, проходы между ними – широкие. Есть туалет и даже бар с барной стойкой и недорогими закусками и напитками. Никакой качки не ощущается, судно идет легко и быстро, и о дороге не думаешь. А главное – можно выйти на небольшую палубу и посмотреть вокруг. Собственно, ради этого только и стоит поехать на «Метеоре, ведь красоты Ангары, превращающейся в море уже через 200 км пути, впечатляют. Такой природы не увидишь больше нигде. Береговая линия водохранилища составляет 7400 км, а объем – около 170 куб. км, площадь водной поверхности насчитывает гигантские 5470 кв.км.

По берегам Братского водохранилища можно видеть так называемые карстовые явления — провалы и просадки, карстовые воронки и ниши, оползни и оседания склонов, пропадающие ручьи. Все это образовалось, когда ложе затопили, но процесс обрушения берегов не завершился, и, наверное, он бесконечен. А связано это с большим колебанием уровня воды в море. Братчане каждый год на глаз могут определить, прибывала вода или нет. И все это непрерывно меняет виды ангарских берегов.

По пути в Братск «Метеор» заходит в 16 портов, одним из самых внушительных - является Свирский – здесь работает сразу несколько ДОКов, о чем свидетельствует обилие грузоподьемной техники и сплавного леса по берегам, а также гравийное предприятие. В Усть-Уде картина меняется – песчаные сказочно красивые берега заполнены отдыхающими. Места здесь удивительно красивые – холмы и луга стройными полосами разрезает густой лес. Смотреть на все это хочется бесконечно.

В «Метеор» на каждой станции постоянно кто-нибудь подсаживается. Это очень интересный процесс: на причалах деревень всегда собирается толпа людей, и лишь маленькая часть из них едет. Остальные – провожающие. И капитан теплохода постоянно объявляет: «Провожающие, покиньте судно, теплоход следует дальше». Деревенские провожают своих близких сердечно, как будто навсегда, обнимаются и вытирают слезы. Из деревень народ в основном едет в город, среди пассажиров много студентов и молодых родителей с детьми. Одна семейная пара с двумя маленькими ребятишками расположилась возле меня. Увидев в моих руках блокнот с логотипом Группы «Илим», молодой человек, улыбаясь, спросил:

- Вы на БЛПК работаете?

- В газете.

- А я на БЛПК работал два года. Как там дела? Хорошо платят?

Я рассказываю ему о модернизации комбината, о новых объемах производства, о Братске. Как оказалось, на «Метеоре» плывет довольно много людей, так или иначе связанных с комбинатом. Кто-то везет заявку на лес, кто-то спешит на вахту на деляну. Жизнь многих поселков за Усть-Удой — Ключи, Аносово, Аталанка, Карда, Подволочное, Чистый, Карахун, Прибойный, Южный - так или иначе связана с лесом и морем. Все они были построены после создания Братского водохранилища, затопившего старые села и деревни. Эти деревни живут лесозаготовкой, а связь с большой землей летом, из-за разлившегося водохранилища, возможна только по воде. Вот и спешат на причалы жители всем поселком. Особенно много народа в Подволочном. Мокрые от купания девчонки и мальчишки с любопытством смотрят на теплоход, настороженно разглядывая прибывших.

Путешествие подходит к концу, и трепет в душе от приближения к Братску усиливается. В речном порту тоже много встречающих, и много нетрезвых людей – все они купаются, прыгая в воду с высоких укрепленных берегов. 11 часов в пути пролетели незаметно. Хочется, чтобы люди чаще ездили морем, это действительно интересно и легко, но над морской навигацией уже не раз нависала угроза закрытия. Компаниям не выгодно осуществлять сообщение, ведь сельские жители, которые в основном пользуются этим видом транспорта, не в состоянии платить за билеты много, хотя по пути моего следования «Метеор» почти всегда был полон пассажиров.

- Речи о прибыли не идет, это социальное направление в нашей деятельности, - пояснила позднее директор по связям с общественностью компании «Истлэнд», куда входит Восточно-Сибирское речное пароходство, Елена Дуберштейн. – Тем не менее, варианты прекращения деятельности даже не рассматриваются, поскольку мы понимаем ее важность, ведь кроме парохода в некоторые территории, например, в Южный или в Прибойный, не добраться.

Елена Дуберштейн рассказала, что сейчас предприятие активно рассматривает перспективу открытия новых туристических маршрутов по Ангаре и Братскому водохранилищу, в частности, на территорию под говорящим названием «Золотые пески». Стремление это понятно, ведь на Братском море есть, что показать и где отдохнуть, – не только Байкалом интересна Иркутская область. Что же, буду с нетерпением ждать новых направлений!

Елена КУТЕРГИНА, «Братский лемсохимик»



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 
 

depdnevnik.jpg



       
ДОБАВИТЬ

  • Народные новости
  • Новости