БЕРЕГИТЕ  СЕБЯ!    ЧИТАЙТЕ  «НАШБРАТСК»!    ВСЁ  БУДЕТ  ХОРОШО!

Главная > Новости Братска > Статьи

Андрей Шибко: «Любите музыку!»

12.10.2013

В Братской объединенной школе искусств №3 начался очередной творческий сезон проекта «Академия музыки». По сложившейся традиции открылся он выступлением лауреата всероссийских и международных конкурсов, доцента Московской государственной консерватории, пианиста Андрея Шибко.

После концерта нам удалось пообщаться с этим замечательным музыкантом и узнать, что он думает о классической музыке и ее почитателях, о своих учителях, братских учениках и о великом служении музыкальному искусству.

- Андрей Владимирович, как правило, детей в музыкальную школу приводят родители, а как было в вашем случае?
- Не являюсь исключением из правила и я. Поскольку еще в раннем детстве я проявлял хорошие способности в пении, мама отвела меня учиться музыке. Педагог по фортепиано обнаружила во мне определенные задатки и предложила заниматься в Центральной музыкальной школе, куда я и перешел в четвертом классе.

- Что было поворотным моментом, после которого вы подружились с музыкой?
- Сложно определить этот момент. Наша дружба с музыкой складывалась постепенно. Я учился в школе Минска. После одной из моих побед на конкурсе корреспондент газеты «Вечерний Минск» взяла у меня и моей мамы интервью. Свою статью она назвала «Музыка выбрала его, когда он ее еще не успел полюбить». Так и было. Какое-то время педагоги практически «тащили» меня, поскольку я не проявлял самостоятельного желания учиться музыке. Видимо, мои учителя видели во мне потенциал и были уверены, что он когда-то раскроется. За это им большое спасибо.
Лет в 13-14 появилось ощущение, что у меня есть способности, есть техника, через которую могу выразить свои мысли, и я стал получать огромное удовольствие от занятий. В это же время начались мои победы сначала на школьных и городских состязаниях, а в 16 лет я стал победителем всесоюзного конкурса. Так постепенно пришло понимание, что музыка – это мое. И я благодарен маме, что, отдав меня в музыкальную школу, она помогла мне попасть в свою колею.

- Музыкальные конкурсы для вас – это спортивный азарт или возможность совершенствоваться?
- Это возможность что-то доказать. У человека должен быть стимул. Окружающие могут много говорить о том, какой ты талантливый и как прекрасно играешь, но пока нет диплома победителя международного конкурса, пока тебя не оценили профессионалы, ты не можешь быть уверенным в своих способностях. Музыканту, чтобы расти, надо себя стимулировать участием во всевозможных конкурсах и концертах. Поэтому я часто рекомендую педагогам ставить перед ребятами задачу. Например, говорить ученику: «У тебя через месяц концерт» или «Ты должен будешь выступить на конкурсе». И тогда занятия пойдут совсем по-другому, нежели когда дети просто учатся, переплывая из одного класса в другой.
Лично я на конкурсах вырастал, как гриб после дождя. Ты готовишься, играешь три-четыре тура, получаешь премию и возвращаешься совершенно другим человеком. Ибо пройдена своеобразная мясорубка, ведь конкурс – серьезное испытание, хотя к музыкальному искусству оно никакого отношения не имеет, потому что это соревнование, а в музыке соревнования быть не должно. Представьте себе, что Шопен, Лист и Шуман стали бы соревноваться друг с другом, кто лучше. Это же абсурд. И все же в конкурсах есть свои плюсы.

- Основное событие в вашей музыкальной жизни?
- Их несколько, и все они одного порядка – это встречи с моими учителями. И Евгений Григорьевич Пукст из Центральной музыкальной школы Минска, и профессор Валерий Владимирович Кастельский, у которого я учился в Московской консерватории, даны были мне судьбой. Мы чудесным образом подошли друг другу. Ведь можно быть выдающимся педагогом, но по душевному складу не подходить этому ученику, и наоборот, выдающийся ученик может не подойти педагогу.

- Вы выступаете с концертами в разных городах и странах. Где, на ваш взгляд, самая благодарная публика?
- Публика везде разная. Даже в Братске от концерта к концерту она меняется. Те, кто приходят не в первый раз, слушают музыку по-другому, ведут себя несколько иначе.
Иногда поведение людей непонятно. После исполнения одинаковой программы в одном городе раздается шквал аплодисментов, а в другом - практически не хлопают, вяло уходят. Правда, потом подходят и говорят, что концерт оставил самые незабываемые впечатления. Оказывается, здесь просто не принято громко аплодировать. Недавно был в Красноярске, так там не успел закончить выступление – зал встал и разразился аплодисментами. Мне сказали, не обращайте внимания, красноярцы всем, кто бы ни играл, хлопают стоя. В Португалии же после концерта публика слегка поаплодировала и замолчала, причем все остались на местах и тихо ждали продолжения. Но я-то уже ушел за кулисы, поскольку в России принято продолжать хлопать, если слушатели хотят услышать еще артиста. Так что, выезжая куда-то на гастроли, надо знать все эти тонкости.

- Чем вас привлекает Братск, куда вы приезжаете уже не первый год?
- Тут взаимное привлечение. Видимо, и я привлекаю братчан, если меня приглашают. Я же всегда рад тем, кто меня хочет слышать. Музыкант чем-то схож с девушкой, которая любит за то, что любят ее. Сцена, публика, инструмент и организация – это все, что надо артисту. И неважно, где это происходит. Я с одинаковым удовольствием играю и в Московской филармонии, и в доме культуры Нижнеудинска, и в лучшем концертном зале Европы.

- Вы давно даете мастер-классы учащимся Детской школы искусств №3. Каков, на ваш взгляд, уровень их подготовки? И в чем вы видите свою задачу?
- Уровень ребят вполне соответствует их возрасту. Дети вообще народ способный, надо только зажечь огонек в их душе. Свою задачу я вижу в том, чтобы «зажечь» не только детей, но и педагогов. На мой взгляд, учитель должен не только и не столько обучать правильной технике игры, сколько добиваться того, чтобы ребенок хотел заниматься музыкой и получал от этого удовольствие.
У некоторых детей на мастер-классах загораются глаза, но приезжаю через полгода, а они опять потускнели. Почему? Потому что их не зажигает педагог.

- Что бы вы хотели пожелать братским ученикам?
- Как это ни банально звучит, но хотелось бы пожелать больше любить музыку. Именно в этом - основной двигатель всех успехов. Классическая музыка – это бездна, которую можно бесконечно постигать, обнаруживая в ней новые глубины и красоты. Как только вы станете проводить с ней больше времени, но не насильно, а по желанию, вы сделаете массу открытий.

- Вы часто выступаете с концертами в музыкальных учебных заведениях, где в основном сидит детская аудитория. Дети нередко шумят. Наверное, трудно подобрать репертуар, который смог бы поглотить все их внимание?
- Я не играю для ребят какие-то сложные сочинения, выбираю что-нибудь более подходящее для детского восприятия. Возможно, вам кажется, что они не слушают музыку, и их напрасно привели на концерт, но это не так. У детей есть одна особенность. В большинстве своем ребятишки – непоседы, но все, что они слышат каким-то боковым слухом, услышанное уходит в подсознание и через какое-то время начинает в них проявляться. Те, кто посещает концерты классической музыки, растут другими людьми, нежели те, кто вообще ее не слушает.

- И все же, должно быть, нелегко играть серьезные произведения в шумном или полупустом зале.
- Сложно играть, если ты не определился, для чего это делаешь. Лично я это делаю для того, чтобы как можно больше людей попало в мою волну и почувствовало всю прелесть классической музыки. Понятно, что это не могут быть все сидящие в зале. Многие уходят и тут же забывают, где были, что слушали. Но есть люди, которых такие концерты делают немного другими, – меняют их мысли, а может, даже корректируют жизнь. Их мало, но именно ради таких слушателей я и играю. Помнится, когда к нам в Минск приезжали выдающиеся музыканты, с их концертов я всегда уходил другим человеком - поднимался на какой-то новый уровень.

- При активном концертировании выступление для артиста превращается в рутину. Вы всегда получаете удовольствие от музицирования?
- Если я хоть раз не получу удовольствия от игры на концерте, то никогда больше выступать не буду. Лучше найду другое занятие в жизни.
Все накапливается по чуть-чуть: немного отдохну, слегка себя пожалею, маленько посплю на своем концерте - и ты потерял себя. Есть такое распространенное выражение – «профессорская игра». Это когда заслуженный известный музыкант, на имя которого обязательно придут, начинает играть без полной отдачи. Но когда приходят на 40-летний юбилей его творческой деятельности, люди уже не понимают, за что он стал знаменитым. С возрастом играть становится все сложнее. И очень важно сохранить желание задействовать во время выступления все душевные, умственные резервы. Поверьте, концерт, который вы сегодня слушали, я могу исполнить, думая о чем-то постороннем. Пальцы будут играть так же, то есть техника не пострадает, но вы сразу почувствуете разницу. Надо полностью отдаваться тому, что я делаю, - таков основной принцип, который вложили в меня мои педагоги.

- На концертах в Братске вы исполняете произведения великих классиков, а есть ли в вашем репертуаре сочинения современных авторов?
- Сегодня многие мои современники пишут музыку, но я не успеваю за ними следить. Пока современные композиторы, чьи произведения вошли в мой репертуар, заканчиваются Сергеем Прокофьевым, Дмитрием Шостаковичем и Софией Губайдулиной. Дело в том, что я еще не успел сыграть все произведения Шопена, Листа, Скрябина, Рахманинова, а у них горы потрясающей музыки. Пианистам несказанно повезло – для фортепиано написано гениальной музыки больше, чем для скрипки, виолончели и голоса вместе взятых. Поэтому нет времени и необходимости искать что-то еще.

- Бытует мнение, что классическая музыка сейчас мало востребована в России. Так ли это? И как обстоят дела с этим в других странах?
- Она всегда мало востребована. В других странах тоже. По статистике, классическую музыку слушают лишь полпроцента европейского и азиатского населения. И удивляться здесь нечему, поскольку это достаточно элитарное искусство.

- В детстве я слушала оперы по радио, смотрела балет по телевидению. Сейчас все это можно тоже увидеть и услышать, но только на канале «Культура», который смотрят далеко не все. Может, в этом тоже кроется причина того, что люди все больше отдаляются от классики?
- Действительно, это одна из важнейших причин, но такова государственная политика. В Германии, в Швеции концерты классической музыки показывают на центральных каналах. Там есть и Малаховы, и Петросяны, и другая «развлекаловка», но рядом с ними – оперы, симфонии, фортепианные и скрипичные концерты, а потому общество в этих странах растет совсем другое. У нас же все делается для того, чтобы уменьшить и без того мизерное количество почитателей классики. Но хочу сказать, что несмотря ни на что классическая музыка никуда не исчезнет. Население может деградировать, но все равно останется костяк, который несет музыку и слушает ее.
Венера ЛИСКИНА
Фото автора


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку

 
 

       
ДОБАВИТЬ

  • Статьи
  • Прямая речь