Юрий Уткин: «В театре должно быть место для души»
06.12.2013
В минувшие выходные в городском театре кукол «Тирлямы» состоялась премьера спектакля «Стойкий оловянный солдатик». Поставил пьесу главный режиссер иркутского театра кукол «Аистенок» Юрий Уткин. Мы решили познакомиться с ним поближе. - Юрий, это не первый ваш опыт работы с братским театром, в 90-е годы вы работали с «Тирлямами». Что вас тогда привело в наши края? - Я родился и вырос в Узбекистане, а затем окончил кукольное отделение Санкт-Петербургской академии театральных искусств, и мне предложили поставить свою дипломную работу в «Тирлямах». На тот момент уже был наслышан об этом театре, он был на слуху и считался необычным, самобытным. К тому же мне было интересно побывать в Сибири, ничего не знал об этих краях. Согласился. Приехал в Братск в 1997 году. Моей дипломной работой была пьеса «Караван-сарай» на мотивы узбекского фольклора. Мне показалось интересным познакомить местного зрителя с обычаями, традициями, культурой Востока. Пьеса состоялась и понравилась и актерам, и зрителям, и она шла в театре вплоть до этого года, и, насколько мне известно, в дальнейшем театр не планирует от нее отказываться. Затем были такие постановки, как «Жива вода», «Серебряное копытце», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Хитана» и другие. - Но вы все же уехали… Почему? И как сложилась ваша работа в Иркутске? - Я уехал в Иркутск в 2005 году, на тот момент мне поступали разные предложения. В том числе – ставка главного режиссера иркутского кукольного театра «Аистенок». Уехал потому, что сложившиеся на тот момент отношении между руководством города и театром были далеки от приемлемых. В Иркутске мы собрали молодую команду, с которой работаем по сей день, создали ряд замечательных спектаклей как для детей, так и дл взрослых. Эти постановки позволили нам не раз становиться и лауреатами, и обладателями гран-при различных театральных фестивалей, обладателями грантов, в частности, грантов фонда Михаила Прохорова. - И вновь, спустя более 8 лет, вы - в Братске. О чем ваш «Стойкий оловянный солдатик»? - «Стойкий оловянный солдатик» – это важная тема, касающаяся не столько любви, сколько способности человека справляться с различными жизненными обстоятельствами и становиться благодаря этому сильнее, мудрее. Важно объяснить детям, что квартира, машина, счет в банке – это не самое главное в жизни. Что жизнь – это дорога, на которой неизбежно будут встречаться препятствия и трудности, но воспринимать их нужно не как беды, а как составляющие нашей жизни, уроки, которые все мы должны принять и впитать в себя, осознать, и тогда жизнь станет гораздо счастливее. И важно объяснить ребенку доступным ему языком, что человеческим взаимоотношениям нужно учиться, учиться их выстраивать. И чем прочнее будут построены эти взаимоотношения, тем плодотворнее и полезнее пройдет его жизнь. - А в техническом плане это трудный спектакль? - Я думаю - да, для актеров это не сама простая задача. В спектакле, где декорации будут трансформироваться, от актеров требуется много сил: и творческих, и физических. Но поскольку в постановке задействовано три опытных актера – Владимир Ефимов, Бэла Марченко и Михаил Наприенко, - уверен, что со всеми задачами они справятся. - На какой возраст рассчитана постановка? - Шесть лет и старше. Мы забываем, что раньше сказки писались не для детей, а для взрослых, юношей и барышень. Со временем их стали адаптировать для детского восприятия, и это правильно, потому что важно говорить о том, что волнует и касается всех нас, но на языке ребенка. Не нужно прятать от детей такие понятия, как смерть, любовь, ненависть, дружба… Они не должны быть чужды ребенку. Конечно, запугивать и шокировать нельзя, но преподноситься в доступной форме – обязательно. Мы часто говорим: «Ну что ребенок может понимать в любви?» В действительности, возможно, он может понимать гораздо больше нас – взрослых. Ведь у ребенка – чистое представление о чувствах. Мы порой понимаем любовь как секс, и это наше взрослое извращенное понятие. Детям не нужен извращенный мир взрослых, и поэтому в их непосредственное восприятие очень важно грамотно и тонко встроить представление о нормальных светлых проявлениях нашей жизни. Нужно объяснить, что есть начало и конец, есть любовь и есть ненависть, дружба и предательство. Вот эти простые и одновременно сложные вещи мы хотим донести до аудитории, которая, несмотря на свой возраст, уже готова воспринимать столь глубокие вещи. - К сожалению, не все режиссеры исповедуют такой подход. В наши дни театр уже перестает быть храмом, местом, где лечат души. И все чаще со сцены звучит нецензурщина, бывают и шокирующие непристойности… Почему так происходит? - Критика, особенно в искусстве, вещь опасная. За нее браться не буду. Но есть такие постановки, о которых я определенно могу сказать: мне это не близко, я это не понимаю и не принимаю. Да, сейчас театру трудно конкурировать с кинематографом, мультипликацией. Где-то мы уступаем по зрелищности, что-то перенимаем у этих жанров. Театр становится синтетическим. На сцене можно увидеть анимацию, большие ростовые куклы. Но как бы ни менялись приемы, суть театра и театральной режиссуры остается прежней: человек в конкретной постановке говорит и должен говорить о том, что его волнует, что просится наружу. Всегда зрителя подкупала искренность, ее не стоит прятать за модными приемами – матами, голым телом. Театр – это не та площадка, где важны пустые аплодисменты и хохот зрителя. Нельзя перегибать палку в сторону зрелища. Сюда приходят для другого. В театре должно быть место для души. Нам нужно искать гармонию, иначе театр будет мельчать. - «Тирлямы» соответствуют вашим представлениям о хорошем театре? - Да, полностью. Его нельзя назвать классическим, традиционным. В истории любого театра всегда есть место и взлетам, и падениям. За 45-летнюю историю с братским театром многое происходило. Но, несмотря на все изменения, веяния, он всегда был и остается театром живым, подвижным, интересным. Мне нравится идея театра на подушках – это нетрадиционный прием интерактивного общения со зрителем, и это замечательна идея. Спектакли разные, подходы разные, о «Тирлямах» можно сказать так: в этом театре есть все. Поэтому с ним и интересно работать. - А в плане развития, в том числе материально-технического, как вы оцениваете братский театр? - Радует, что зритель потянулся в театр, сейчас намного больше ходит детей именно на стационарные спектакли, а это важно – так ребенок привыкает посещать театр с детства. И у человека должно быть место, куда он может прийти, узнать и сказать самому себе: «Надо же, а я об этом никогда не задумывался!» Эта важная связь между зрителем и театром дает развитие и тому, и другому. К тому же большая удача и хороший знак, что у театра появилась такая поддержка и в материально-техническом плане, и он стремительно развивается. Обновился зал, оборудование, также повысилась заработная плата у сотрудников театра. Это важно – уделять внимание театру наравне с медициной, образованием и другим. Ведь можно вырастить здоровых и образованных людей, но совершенно пустых внутри, бездуховных. Как и религии, театр питает человека. Если с детства не вкладывать в него, не развивать душевные качества, потом не стоит удивляться, что мы вырастили бандитов, мошенников, обманщиков. Нельзя жалеть средства на это. Сегодня мир встает с ног на голову, и театр – это один из инструментов, которые способны помочь упорядочить этот мир, сделать его лучше, добрее. Беседовала Елена КУТЕРГИНА Фото Валерия ПАВЛОВА «Братский лесохимик»
|
01.11.2022
|