Главная > Новости Братска > Статьи

Юрий Уткин: «В театре должно быть место для души»

06.12.2013

В минувшие выходные в городском театре кукол «Тирлямы» состоялась премьера спектакля «Стойкий оловянный солдатик». Поставил пьесу главный режиссер иркутского театра кукол «Аистенок» Юрий Уткин. Мы решили познакомиться с ним поближе.

- Юрий, это не первый ваш опыт работы с братским театром, в 90-е годы вы работали с «Тирлямами». Что вас тогда привело в наши края?
- Я родился и вырос в Узбекистане, а затем окончил кукольное отделение Санкт-Петербургской академии театральных искусств, и мне предложили поставить свою дипломную работу в «Тирлямах». На тот момент уже был наслышан об этом театре, он был на слуху и считался необычным, самобытным. К тому же мне было интересно побывать в Сибири, ничего не знал об этих краях. Согласился. Приехал в Братск в 1997 году. Моей дипломной работой была пьеса «Караван-сарай» на мотивы узбекского фольклора. Мне показалось интересным познакомить местного зрителя с обычаями, традициями, культурой Востока. Пьеса состоялась и понравилась и актерам, и зрителям, и она шла в театре вплоть до этого года, и, насколько мне известно, в дальнейшем театр не планирует от нее отказываться. Затем были такие постановки, как «Жива вода», «Серебряное копытце», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Хитана» и другие.

- Но вы все же уехали… Почему? И как сложилась ваша работа в Иркутске?
- Я уехал в Иркутск в 2005 году, на тот момент мне поступали разные предложения. В том числе – ставка главного режиссера иркутского кукольного театра «Аистенок». Уехал потому, что сложившиеся на тот момент отношении между руководством города и театром были далеки от приемлемых. В Иркутске мы собрали молодую команду, с которой работаем по сей день, создали ряд замечательных спектаклей как для детей, так и дл взрослых. Эти постановки позволили нам не раз становиться и лауреатами, и обладателями гран-при различных театральных фестивалей, обладателями грантов, в частности, грантов фонда Михаила Прохорова.

- И вновь, спустя более 8 лет, вы - в Братске. О чем ваш «Стойкий оловянный солдатик»?
- «Стойкий оловянный солдатик» – это важная тема, касающаяся не столько любви, сколько способности человека справляться с различными жизненными обстоятельствами и становиться благодаря этому сильнее, мудрее. Важно объяснить детям, что квартира, машина, счет в банке – это не самое главное в жизни. Что жизнь – это дорога, на которой неизбежно будут встречаться препятствия и трудности, но воспринимать их нужно не как беды, а как составляющие нашей жизни, уроки, которые все мы должны принять и впитать в себя, осознать, и тогда жизнь станет гораздо счастливее. И важно объяснить ребенку доступным ему языком, что человеческим взаимоотношениям нужно учиться, учиться их выстраивать. И чем прочнее будут построены эти взаимоотношения, тем плодотворнее и полезнее пройдет его жизнь.

- А в техническом плане это трудный спектакль?
- Я думаю - да, для актеров это не сама простая задача. В спектакле, где декорации будут трансформироваться, от актеров требуется много сил: и творческих, и физических. Но поскольку в постановке задействовано три опытных актера – Владимир Ефимов, Бэла Марченко и Михаил Наприенко, - уверен, что со всеми задачами они справятся.

- На какой возраст рассчитана постановка?
- Шесть лет и старше. Мы забываем, что раньше сказки писались не для детей, а для взрослых, юношей и барышень. Со временем их стали адаптировать для детского восприятия, и это правильно, потому что важно говорить о том, что волнует и касается всех нас, но на языке ребенка. Не нужно прятать от детей такие понятия, как смерть, любовь, ненависть, дружба… Они не должны быть чужды ребенку. Конечно, запугивать и шокировать нельзя, но преподноситься в доступной форме – обязательно. Мы часто говорим: «Ну что ребенок может понимать в любви?» В действительности, возможно, он может понимать гораздо больше нас – взрослых. Ведь у ребенка – чистое представление о чувствах. Мы порой понимаем любовь как секс, и это наше взрослое извращенное понятие. Детям не нужен извращенный мир взрослых, и поэтому в их непосредственное восприятие очень важно грамотно и тонко встроить представление о нормальных светлых проявлениях нашей жизни. Нужно объяснить, что есть начало и конец, есть любовь и есть ненависть, дружба и предательство. Вот эти простые и одновременно сложные вещи мы хотим донести до аудитории, которая, несмотря на свой возраст, уже готова воспринимать столь глубокие вещи.

- К сожалению, не все режиссеры исповедуют такой подход. В наши дни театр уже перестает быть храмом, местом, где лечат души. И все чаще со сцены звучит нецензурщина, бывают и шокирующие непристойности… Почему так происходит?
- Критика, особенно в искусстве, вещь опасная. За нее браться не буду. Но есть такие постановки, о которых я определенно могу сказать: мне это не близко, я это не понимаю и не принимаю. Да, сейчас театру трудно конкурировать с кинематографом, мультипликацией. Где-то мы уступаем по зрелищности, что-то перенимаем у этих жанров. Театр становится синтетическим. На сцене можно увидеть анимацию, большие ростовые куклы. Но как бы ни менялись приемы, суть театра и театральной режиссуры остается прежней: человек в конкретной постановке говорит и должен говорить о том, что его волнует, что просится наружу. Всегда зрителя подкупала искренность, ее не стоит прятать за модными приемами – матами, голым телом. Театр – это не та площадка, где важны пустые аплодисменты и хохот зрителя. Нельзя перегибать палку в сторону зрелища. Сюда приходят для другого. В театре должно быть место для души. Нам нужно искать гармонию, иначе театр будет мельчать.

- «Тирлямы» соответствуют вашим представлениям о хорошем театре?
- Да, полностью. Его нельзя назвать классическим, традиционным. В истории любого театра всегда есть место и взлетам, и падениям. За 45-летнюю историю с братским театром многое происходило. Но, несмотря на все изменения, веяния, он всегда был и остается театром живым, подвижным, интересным. Мне нравится идея театра на подушках – это нетрадиционный прием интерактивного общения со зрителем, и это замечательна идея. Спектакли разные, подходы разные, о «Тирлямах» можно сказать так: в этом театре есть все. Поэтому с ним и интересно работать.

- А в плане развития, в том числе материально-технического, как вы оцениваете братский театр?
- Радует, что зритель потянулся в театр, сейчас намного больше ходит детей именно на стационарные спектакли, а это важно – так ребенок привыкает посещать театр с детства. И у человека должно быть место, куда он может прийти, узнать и сказать самому себе: «Надо же, а я об этом никогда не задумывался!» Эта важная связь между зрителем и театром дает развитие и тому, и другому. К тому же большая удача и хороший знак, что у театра появилась такая поддержка и в материально-техническом плане, и он стремительно развивается. Обновился зал, оборудование, также повысилась заработная плата у сотрудников театра. Это важно – уделять внимание театру наравне с медициной, образованием и другим. Ведь можно вырастить здоровых и образованных людей, но совершенно пустых внутри, бездуховных. Как и религии, театр питает человека. Если с детства не вкладывать в него, не развивать душевные качества, потом не стоит удивляться, что мы вырастили бандитов, мошенников, обманщиков. Нельзя жалеть средства на это. Сегодня мир встает с ног на голову, и театр – это один из инструментов, которые способны помочь упорядочить этот мир, сделать его лучше, добрее. 

Беседовала
Елена КУТЕРГИНА
Фото Валерия ПАВЛОВА
«Братский лесохимик»


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 
 

depdnevnik.jpg



       
ДОБАВИТЬ

  • Народные новости
  • Новости