Главная > Новости Братска > Статьи

«02» всегда на связи!

06.12.2013

Дежурная часть полиции работает круглосуточно, но вот только дозвониться на номер «02» бывает не так-то просто. Почему так происходит, и вообще, что происходит в центральной дежурной части Братска, узнавал наш корреспондент.

Бывает так, что по телефону «02», хорошо известному всем горожанам как номер полиции в любом российском городе и селении, с первого раза не дозвонишься. В воображении сразу же возникают картины того, как разрывается телефон, а дежурный полицейский либо чай пьет, либо сканворд разгадывает… Но как обстоят дела на самом деле, нам предложили выяснить в Управлении МВД по Братску в ходе акции «Дежурные сутки» и время выбрали для участия представителей СМИ в работе полиции самое горячее – субботний вечер.

Звонки на все случаи жизни
Мы условились подъехать к УМВД Братска на проезде Индустриальный в 20.00 в субботу, 23 ноября. Войдя в здание УМВД, мы сразу увидели в небольшом окошечке, обнесенном металлической решеткой, полицейского с несколькими трубками от телефонов в руках. Он был в этот момент один, и звонки шли, не переставая.
- Введен план-перехват. Автомобиль ВАЗ 2109 сбил на пешеходном переходе человека и скрылся с места происшествия, - объявляет полицейский в рацию и диктует номер предполагаемого автомобиля.
- Дежурная часть - майор Александр Жевлаков. Поступило уже несколько звонков от жительницы по ул. Мира, 7. Она сообщает, что автомобиль стоит на зеленой зоне. Сходите к ней и обязательно поговорите, - дает указания дежурный.
Потом звонили по поводу ножевых телесных повреждений, украденных похоронных денег, шумных соседей… Первые минут десять мы просто стояли у окошка, как непрошенные гости, и уже хотели было уйти – как-то стало неудобно вмешиваться в такой горячий производственный процесс во своими расспросами. Но начальник дежурной смены УМВД майор Жевлаков все-таки пустил нас внутрь комнаты.
- Сейчас подойдет мой коллега, и я смогу уделить вам пару минут, - обнадежил он.
Звонки не прекращаются. Они звучат из всех телефонов, которые только есть в помещении, со всех пультов, из рации непрерывным потоком идут то короткие приказы, то более распространенные рапорты. Современный телефонный центр принимает за горячие сутки, подобные прошлой субботе, свыше 200 звонков. И это только тех звонков, которые связаны с реальным правонарушением, а не с тривиальными жалобами на грозного мужа и т.п.
Наконец, приходит помощник Жевлакова Дмитрий Карнаухов и немедленно принимается за работу. 

- По регламенту на одного звонящего рекомендуется уделять примерно 10 минут времени. Но когда дежурных двое или один, а звонки идут потоком, приходится время экономить. В среднем на одного человека уходит 4-5 минут. За это время нужно узнать не только данные звонящего и выяснить подробности происшествия, но и по максимуму собрать все данные, которые могут пригодиться в дальнейшем для оперативников. В каком-то роде это творческая работа, потому что виды преступлений и правонарушений разнообразны, нюансов много, и уже от профессионализма дежурного зависит, как и каким образом, насколько быстро пойдет раскрытие дела, - поясняет Жевлаков.
Также по регламенту в дежурной части, куда стекаются все звонки на номер «02», должно быть четверо дежурных, но в настоящее время их всего трое, и одна из них – Татьяна Калашникова – ушла на заслуженный перерыв. В общем, на то количество звонков, что сюда поступает, двух человек явно мало, но что делать? Реформа МВД никого не пощадила: ни полицейских, ни граждан, которые нуждаются в защите.
Рабочие сутки дежурных строятся так: смена длится 24 часа, в это время двое человек сидят на телефоне, третий отдыхает в специальной комнате отдыха. Впрочем, выспаться здесь не получается – на сон дается 2-3 часа, ведь и другим сотрудникам тоже нужно и передохнуть, и поесть, и журнал происшествий заполнить – все звонки четко фиксируются. Быт в дежурной части налажен хорошо, есть даже небольшая кухня, но что-то мне подсказывает, что горячим питанием братские полицейские себя не балуют – о том красноречиво говорит развернутая шоколадка на столе дежурных. Здесь просто некогда устраивать обеды и приятные перекуры, ведь иногда один принятый звонок может спасти жизнь.
- Мне особенно запомнился случай, который произошел года два назад. Позвонила мать девочки, которую похитил маньяк с севера Иркутской области. Он посадил ее в машину. А она позвонила оттуда маме. Девочка запомнила номер автомобиля, когда он ее отпустил… Мы задержали насильника по горячим следам, и оказалось, что он совершил уже серию подобных тяжких преступлений, - вспоминает майор Жевлаков.
Он работает в дежурной части с 2005 года, а в органах общий стаж насчитывает уже 20 лет. Говорит, что первые годы в дежурке были для него настоящим событием. Каждая кража казалась преступлением века, каждое преступление запоминалось. А теперь ко всему привык.
- Отследить судьбу всех происшествий, о которых узнал первым от потерпевших, невозможно. Интересуюсь только особо резонансными, к счастью, таких сейчас в Братске стало значительно меньше. В основном рутина: жалобы на соседей, семейные разборки, кражи, хулиганство, - говорит майор.
Тяжелее всего по пятницам и субботам, когда народ веселится. Нередко в дежурку звонят пьяные, и с ними общаться непросто, но полицейские должны не вступать в перепалку, не спорить, не психовать… а это бывает ой как трудно. Жаль, что такая выдержка наравне с содействием, нередко очень важным в раскрытии преступлений, никак не поощряется.
- А зачем нас поощрять? Это же наша работа, - спокойно говорит Жевлаков.
И ее никто не выполнит вместо них. Дежурная часть работает всегда, и в том числе в новогодние праздники. Майору Жевлакову в этом году опять не повезло – его смена выпала именно на 31 декабря, но он относится к этому философски.
- Это будет уже четвретый Новый год на службе. У нас нет никаких специальных условий и графиков, как выпала смена – так и работаем. Это нормально, и семья к этому нормально относится. Это же работа, куда от нее денешься? Сами на это согласились. Да и как без нас? Новый год – самая трудная пора, - признает он.
Трудно не столько 31-го декабря вечером, сколько 1-го утром. Кого ограбили, кого избили, порезали, убили… Все это происходит из года в год, и без таких последствий Новый год в России – уже не Новый год. И дежурная часть к этому готова. Помимо потерпевших и пострадавших по новому регламенту в дежурную часть обращаются и медики: даже о переломе, зафиксированном у пациента, они должны сообщит на «02». Так что разговоров, расспросов, записей, увещеваний и прочей работы в дежурке хватает всегда.
- Иногда огорчает лишь одно: в момент, пока кто-то звонит, чтобы сообщить о тяжком преступлении, мы иногда тратим время на разговоры о незначительных случаях, в которых даже нет состава правонарушения. Хотелось бы, чтобы люди все-таки осознанно обращались в полицию и понимали, что за их обращением стоит последующая обширная работа, которая ограничивается далеко не одной лишь дежурной частью, - напоминают полицейские.
К слову, пока мы беседовали, план-перехват «девятки» отменили: полицейские нашли машину и водителя, который сбил человека на автостанции. Все-таки быстро сработали – потребовалось не более часа. Сегодняшний вечер субботы, по мнению полицейских, выдался на редкость спокойным – тяжких преступлений нет, и это уже хорошо. Но даже если они будут, дежурная часть – всегда на связи. 02, как и 03 – единственные службы, которые всегда на связи, что бы ни случилось. Главное – звонить по делу. 

Елена КУТЕРГИНА
Фото Валерия ПАВЛОВА
«Братский лесохимик»


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 
 

depdnevnik.jpg



       
ДОБАВИТЬ

  • Народные новости
  • Новости