Главная > Новости Братска > Статьи

В память о роковом полете

28.12.2013


Памятный знак в честь мирного подвига был установлен недавно на берегу залива Братского моря недалеко от поселка Видим. Рассказывая о событиях, послуживших причиной для установки знака, стоит вернуться к событиям далекого прошлого.

7 декабря 1942 года лётчик капитан А.И. Дудин, пилотируя по авиатрассе «Аляска-Сибирь» самолет А-20 “Бостон”, принял решение о вынужденной посадке. Для пилотов, перегонявших к линии фронта истребители и бомбардировщики, поставляемые по ленд-лизу из США, сибирские морозы часто становились причиной нестандартных ситуаций. В этот раз не выдержал трубопровод маслосистемы. Правый мотор отказал, машина стала терять управление. Единственный просвет в заснеженном море тайги - река Лена, альтернативы решению - садиться на лед, не было.

С первого захода приземлиться не удалось. Заходя на второй круг, летчик не справился с техникой пилотирования на одном моторе, свалился на правое крыло и столкнулся с землёй...

Это был один из многих рейсов, ставшим для его экипажа последним. Тогда каждый перелет по малоизученной трассе в сложнейших условиях Севера можно было приравнять к подвигу.

Надо заметить, что маршрутом авиатрассы “Аляска-Сибирь” военных лет, советские летчики пользовались и в мирное время. И точно так же на их долю выпадали случаи, когда необходимо было проявить профессионализм, характер, волю к жизни. Один из таких случаев стал свидетельством мастерства, проявленного экипажем при вынужденной посадке на лед Братского моря (Залив Тарева), в нескольких десятках километров от поселка Видим. Событие, о котором спустя много лет, среди местного населения до сих пор ходят многочисленные рассказы и слухи, зацепило участника районного турклуба «Кедр» А.Г.Юхно. И вот результат поисков участников события, налаженной с ними переписки.

- 25 января 1980 года самолет воздушной разведки Ан-30 ВВС СССР возвращался на базу, развезя командиров полков с военного совета, по маршруту Чита - Улан-Уде - Джида - Иркутск - Братск. Погода в Братске ухудшилась, и экипаж ушел на запасной аэродром города Железногорск-Илимский. Уже заполночь, он вновь взял направление на Братск, однако в 50 км от аэропорта, уже при снижении, остановился левый двигатель.

Самолет стало разворачивать на 90 градусов, управлять им становилось все сложнее. Командир В.Г. Цыбин дал команду экипажу лечь в хвосте, а второму пилоту А. Шальневу «смотреть землю». Сам непрерывно продолжал пилотировать машину, которую все больше разворачивало. Рассмотрев внизу плоскость залива, второй пилот закричал: «Земля!» Рванув на себя штурвал, командир успел выйти из гибельного крена. От удара о топляк самолет забросило в сторону, второй удар пришелся по средней части фюзеляжа. Когда все стихло, экипаж выбрался на лед залива. Все до одного невредимы.

В это время по тревоге была поднята поисковая команда. На место катастрофы вылетел вертолет Ми-8 с десантной группой гражданской авиации и ВВС. Место вынужденной посадки нашли быстро. Возле самолета горел костер, видны были люди. Несмотря на штормовой ветер, метель и поднятый винтами снег, со второй попытки Ми-8 приземлился, потерпевшим крушение оказали помощь. Установлено, что экипаж в полете действовал в соответствии с обстановкой и командир сделал все, чтобы спасти людей. Сейчас летчик первого класса, В.Г.Цыбин работает штурманом наземного аэронавигационного обслуживания аэропорта г. Братск. Заручившись его согласием, турклуб «Кедр» решил установить памятный знак на месте вынужденной посадки Ан-30.
 

В начале ноября мемориальную плиту и знак, изготовленные работниками КГОКа О.С.Кожухаровым и А.М.Ямчук, доставили на берег залива участники экспедиции в составе членов турклуба «Кедр», клуба «Поиск» при школьном краеведческом музее п. Видим, педагогов Видимской СОШ Е.Г.Чирцевой и В.А.Козьма.

Юные поисковики, изучая историю поселка, быт сибиряков, знакомясь с участниками гражданской, отечественной и современных войн, получили возможность осознать смысл такого понятия, как патриотизм.

Дети искренне благодарны О.П.Кукштель – главе п. Видим, директору ООО «Дельта-Плюс» Дрейцел и Роману - водителю самой проходимой в мире машины, за помощь в организации экспедиции.

«Газета Приилимья»
http://pressmen.info/


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 
 

depdnevnik.jpg



       
ДОБАВИТЬ

  • Народные новости
  • Новости