БЕРЕГИТЕ  СЕБЯ!    ЧИТАЙТЕ  «НАШБРАТСК»!    ВСЁ  БУДЕТ  ХОРОШО!

Главная > Новости Братска > Статьи

Есть такая профессия - водитель лесовоза

14.02.2014

Некоторые считают, что профессии на мужские и женские не делятся. Но мы бы не согласились с таким утверждением. Вряд ли кто-нибудь когда-нибудь встречал женщину-водителя лесовоза, а все почему? Потому что эта работа для мужчин, причем, только для настоящих мужчин. Она не терпит слабаков и хлюпиков, тут закаляется истинно мужской характер.

Работать водителем мечтают многие мальчишки, ведь здесь есть место и отваге, и приключениям, и романтике. Так вот работа водителя лесовоза в полной мере отвечает таким представлениям. Эта профессия не лишена романтического ореола: живописные таежные места, интересные люди, приключения, мужское братство и взаимовыручка. И в то же время эта профессия - одна из самых тяжелых.
Водителю лесовоза приходится взаимодействовать со сверхмощной машиной, ведь под ее капотам кроется до 600 лошадиных сил, да и груз он возит немалый - импортные машины способны перевозить более 40 тонн древесины. Управление такой махиной предполагает некоторый риск. Вдруг что-то пойдет не так, как нужно, и надо справиться с гигантским агрегатом. Поэтому требуется не только идеально водить автомобиль, но и точно понимать его особенности и принципы работы.
Опытные водители считают, что для управления большегрузным автомобилем нужна сноровка, так как ездить доводится не только по автотрассам, но и по лесным дорогам. Шаг влево или вправо - и машина может потерять равновесие. Ногу отдернуть можно, если под ней почва «пошла», а колесо не отдернешь. И чтобы сделать правильный шаг, нужен не только большой опыт и профессиональная интуиция, но также быстрая и четкая двигательная реакция, уверенность в себе, решительность и эмоциональная устойчивость, а это уже – чисто мужские качества.

Где получить профессию
Работать водителем лесовоза можно у частного предпринимателя, а можно и в крупной компании, например, в филиале «Группы «Илим» в Братском районе.
К тому же, как рассказал начальник службы транспорта филиала Группы «Илим» в Братском районе Василий Шевченко, здесь решили брать на работу молодых людей, желающих и способных обучиться этой по-настоящему мужской профессии. Должна же молодежь где-то приобретать опыт. Специально для этого на предприятии разработана программа обучения и стажировки, рассчитанная на два месяца. Стажеры будут закреплены за высококлассными водителями, которые давно водят лесовозы. Поначалу новичку предстоит ездить рядом с опытным наставником - изучать специфику работы, привыкать к дороге, осваивать технику, смотреть на ее поведение в различных ситуациях. При этом ученик не останется без заработной платы – ему будут выплачивать «ученические».
Когда наставник посчитает, что стажеру можно доверить руль, они поменяются местами. И некоторое время новоиспеченный водитель будет управлять лесовозом под неусыпным оком квалифицированного коллеги. К самостоятельной работе он будет допущен только после заключения о том, что он к ней готов.
В целях безопасности работника стажировку обяжут пройти даже водителя с опытом. Ему непременно надо будет проехать с наставником восемь рабочих дневных смен, за что стажер тоже получит зарплату.

Комфорт и надежность
Автопарк филиала состоит из дорогих машин IVECO и VOLVO, которые являются самыми предпочитаемыми в России иностранными марками лесовозов. На такой технике можно вывезти несколько десятков кубометров древесины. Каждый автомобиль имеет свои преимущества. Если у IVECO - полноценный прицеп, то у VOLVO - полуприцеп, что позволяет автомобилю легче маневрировать на дороге. Зато IVECO - полноприводная машина и спокойно проходит участок, где VOLVO приходится надевать цепи.
В импортной машине водителю весьма комфортно. Зимой в тех же VOLVO стоят автономные обогреватели воздуха, так называемые фены. И если вдруг на зимней дороге придется заглушить лесовоз, в кабине все равно будет тепло. Преимущество IVECO в том, что она оснащена автономным подогревателем, а это позволяет в любой мороз, даже если машина простояла на улице, легко ее завести.
Водители лесовозов возят сортименты, а проще говоря, разделанные бревна определенной длины из сухопутной зоны и хлысты, то есть неразделанные бревна из заморских поселков Прибойный, Добчур и Озерный. Расстояния приходится преодолевать достаточно большие - плечо вывозки варьируется от 30 км летом до 130 км в зимнее время. И в дороге всякое может случиться. Но… работники лесного филиала один на один со своей проблемой не остаются. Вывозка, как правило, производится там, где присутствует сотовая связь. Поэтому если что-то случилось на дороге, водитель всегда может сообщить о поломке в сервисный участок. На помощь приходит тягач-эвакуатор, машину разгружают и буксируют в службу ремонта, а прицеп отцепляют и увозят другим лесовозом. Так что мерзнуть, пытаясь исправить что-то в машине, лесовознику филиала не приходится.
Ремонт, если, конечно, это не замена колеса, производится в сервисном участке под руководством Ивана Московских, где трудятся узкие специалисты - ремонтники. Одни обслуживают двигатели, другие – агрегаты и системы и так далее. Запасные части они используют только от официальных дилеров. Все это гарантирует хорошее качество ремонта. Надо сказать, что возраст машин в автопарке – 3-4 года, однако компания намерена уже в 2015 году его обновить.
Даже если лесовоз остановился на участке, где нет связи, водитель знает, что через несколько минут по этому маршруту проедет его коллега, а значит, можно будет с ним передать информацию о сложившейся ситуации. Движение машин на трассе, по которой осуществляется вывозка лесосырья, практически не останавливается. В частности, по сухопутной зоне лесовозы службы транспорта курсируют с интервалом движения в 10-20 минут. И каждый водитель всегда готов прийти на помощь коллеге, ибо помнит непреложное дорожное правило: не поможешь ты - не помогут тебе.
Кроме того, на всех участках работают мастера, у которых есть спутниковые телефоны, а также радиофицированы 50% машин автотранспортной службы. В ближайшее время предполагается провести радиофикацию остального парка машин
Более того, все машины оснащены системой спутникового мониторинга ГЛОНАСС, что позволяет отслеживать каждый автомобиль в режиме реального времени. Диспетчер видит, где кто находится, и если вдруг лесовоз остановился на трассе, возникает вопрос – что случилось и не нужна ли помощь водителю.

Безопасность - прежде всего
Серьезное внимание предприятие уделяет безопасности движения на лесовозных дорогах. Директор филиала Группы «Илим» в Братском районе Юрий Попов приоритетной задачей считает безопасность и охрану труда работников. У филиала, в дирекции по охране труда имеется собственный Сектор безопасности движения, где специалисты разрабатывают комплекс мероприятий по поддержанию безопасности на высоком уровне, ведут профилактическую и разъяснительную работу с водителями, расставляют на лесовозных маршрутах дорожные знаки об ограничении скорости, крутых поворотах и так далее. В круглосуточном режиме по трассе курсируют комплексные дорожные машины. Сотрудники предприятия контролируют все направления, начиная от места погрузки леса и заканчивая местом выгрузки. Каждый год водители проходят обучение и инструктаж по безопасности дорожного движения. И все это для того, чтобы снизить производственный травматизм на таежных трассах, приучив водителей лесовозов соблюдать скоростной режим, не забывать о ремнях безопасности и правилах перевозки леса.
Как говорит Василий Шевченко, благодаря возможности отслеживать автомобиль на линии, удалось искоренить такие нарушения, как превышение скорости, а соответственно, значительно снизить количество ДТП. В целях безопасности строго ограничили и объем единовременной перевозки древесины, хотя предприятие заинтересовано в объемных поставках.

Высокая зарплата
Конечно, сдельно-премиальная зарплата водителей зависит от объема привезенного леса. Но выиграть в зарплате можно и без риска для жизни – качественным уходом за машиной, быстрыми пересменками и сведением простоев к минимуму. Со своей стороны предприятие установило систему «Автограф», которая позволила контролировать время на погрузке и разгрузке, что существенно ускорило эти процессы.
Понятно, что объемы зависят от сезона. Зимой вывозка больше, а летом в силу погодно-климатических условий древесины вывозят меньше.
Лесовозникам лесного филиала не только платят высокую зарплату, но и поощряют лучших. К примеру, на прошлой неделе три лучших экипажа по итогам 2013 года получили новые прицепы с еще большей грузоподъемностью. Сейчас в транспортную службу поступили два новых седельных тягача IVECO. Их тоже отдадут лучшим работникам.
Кроме того, на предприятии разработано Положение о премировании по итогам месяца, согласно которому пять лучших экипажей каждой колонны получат дополнительную премию, а это значит, что те, кто старается - следит за техникой, вовремя проводит техосмотр, относится к машине как к собственному авто, в итоге, ездит без поломок и возит больше древесины, получат существенную надбавку к зарплате. Есть среди претендентов на премию семейные экипажи, в которых работают братья Алексей и Сергей Шведы, Алексей и Анатолий Копытко. «У них и машины, как игрушки, и возят они достаточно много леса. В частности, по результатам 2013 года экипаж Шведов занял второе место», - рассказывает Василий Шевченко.

Завидная соцподдержка
Отпуск у водителей лесовозов– 56-60 дней. Отпускникам предоставляют бесплатные санаторно-курортные путевки в здравницы Братска, Алтайского края, а иногда и Черноморского побережья. Раз в два года оплачивается проезд, причем выделяется достаточно солидная сумма - до 24 тысяч рублей самому работнику и около 18 тысяч рублей – одному из неработающих членов семьи. Если вдруг работник надумает лечить зубы или обследоваться у узких специалистов, ему окажут материальную помощь. И это еще не все, что оговорено и выполняется на предприятии по коллективному договору.
Обеспечивают лесовозников и сезонной спецодеждой, и спецобувью. Да и о бытовых условиях руководство филиала заботится. Например, у стояночного бокса VOLVO сделали новые бытовые помещения, комнаты приема пищи, душевые. В РММ отремонтировали столовые, бытовки, поставили новые туалеты. Начали работы и в боксе IVECO – сделали ремонт в бытовых помещениях, но пока не успели провести канализацию и подвести воду. Поэтому обустройство душевых и туалетов перенесли на лето.
По словам Василия Шевченко, среди водителей лесовозов предприятия немало людей с высшим образованием. И никто из них не спешит оставить свою непростую работу. Почему? Одни не представляют себя без «баранки», о них говорят – «бензин в крови течет». Другие предпочитают трудиться в мужском коллективе, где на первом месте стоит взаимовыручка. К тому же, поскольку работа сложная, человек получает особое удовлетворение от того, что справляется с ней. Его охватывает некая гордость за то, что он преодолел путь, который не всякий может проехать. Повышается самооценка. Ведь действительно, далеко не каждому дано работать на такой сверхмощной машине, как лесовоз. Иногда водителю автобуса говорят: «Аккуратней, не дрова везешь». Но так может сказать только тот, кто не знает, каково это – возить лес. 

Венера ЛИСКИНА
Фото Валерия ПАВЛОВА
«Братский лесохимик»


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку

 
 

       
ДОБАВИТЬ

  • Статьи
  • Прямая речь