Главная > Новости Братска > Статьи

ЕГЭ как приглашение на казнь

27.02.2014

1 марта заканчивается прием заявлений от учащихся 11 классов на сдачу единого государственного экзамена. До ЕГЭ останется еще более двух месяцев, а подготовка как со стороны организаторов экзамена, так и учеников идет полным ходом. И некоторые нововведения в форму проведения ЕГЭ и его содержание пугают учащихся и смущают учителей.

В 2009 году ЕГЭ стал обязательной и единственной формой проверки знаний выпускников, но по сей день его реформирование не закончились. Это происходит по разным причинам, основной из которых, пожалуй, является очевидное несовершенство экзамена. Регулярно ЕГЭ подвергается критике как научной педагогической общественности, так и общественности. Всеобщее тестирование, которое заменило некогда привычные выпускные экзамены с билетами, не всегда способно выявить истинные знания ученика. Много вопросов и нареканий вызывали сами вопросы тестов: иногда они были слишком абсурдными, иногда – слишком сложными. 

В связи с ЕГЭ изменился и сам подход к обучению в средней школе: теперь, вместо того, чтобы учиться, школьники постоянно готовятся к тестированию, забывая читать, излагать свое мнение, развиваться всесторонне. Другими словами, сегодня в школе натаскивают на ЕГЭ, а не дают знания. Ведь именно результаты ЕГЭ – один из главных критериев оценки эффективности школы. 

Еще одно слабое место ЕГЭ – Интернет как глобальная шпаргалка. В некоторых регионах страны задания ЕГЭ списывались учащимися неприкрыто. Выявлялись факты коррупции. Одним словом, организовать процесс сдачи экзамена на более менее приемлемом уровне не удалось ни разу с 2009 года. 

Негативная реакция общественности на новую форму определения итоговых знаний детей усилила внимание, по большей части критическое, со стороны СМИ. Поэтому законодатели и реформаторы находятся в бесконечном поиске идеальной формы госэкзамена. Так, например, касаясь содержательной части, звучали предложения убрать математику из числа обязательных предметов, сделать иностранный язык обязательным к 2020 году, ввести устную часть при сдаче языка. Одной из самых обсуждаемых в последнее время и воспринятых общественностью благосклонно стала инициатива президента РФ вернуть школьное сочинение в обязательную часть экзамена. 

Введение сочинения по литературе и устной части по иностранному языку вызывают наиболее бурное обсуждение у общественности. Однако, то, что кажется обществу разумным и допустимым, вызывает большие сомнения у профессионалов и экспертов. Особенно сомневаются учителя. 

- Раньше к сочинению отношение было другое: к нему шли планомерно, было больше академических часов по литературе. Сегодня их урезали, отношение к сочинению изменилось. Если раньше речь шла действительно об изложении мыслей ученика на ту или иную тему литературного произведения, то сегодня, по современным образовательным стандартам, ученик должен показать умение аргументированно излагать мысль, использовать подходящие цитаты, делать своего рода исследование, статью, но не сочинение, - считает учитель русского языка и литературы лицея №2 Татьяна Чемезова. 

Она отмечает, что дети стали гораздо меньше читать, а требования в школе к чтению снизились. И ситуацию в одночасье не исправить, просто вернув сочинение в перечень экзаменов. 

- Современным детям уже сложно учить стихи, уже сейчас это для них проблема. Чтобы это исправить, нужны кардинальные изменения в школьных программах в сторону увеличения тех же часов по литературе и русскому языку, введению факультативов. Сейчас же, напротив, идет урезание программ, в то же время нагрузка по другим предметам огромна, поэтому трудно требовать от детей сверх того, что мы можем им дать и на что они способны в силу занятости, - говорит Татьяна Чемезова. 

Некоторые педагоги не видят необходимости в том, чтобы иностранный язык был обязательным предметом и сдавался в устной форме.

- Я против ЕГЭ. И те нововведения, которые предлагаются, не сделают его лучше, - считает преподаватель частного лингвистического центра Оксана Даценко. - В текущем экзамене по английскому языку не устраивает то, что уровень знаний, который должен продемонстрировать ученик, слишком высокий. Учась только по обычной школьной программе, сдать экзамен практически невозможно. А ведь его предлагают сделать третьим обязательным предметом. Такие требования заставляют учащихся нанимать репетиторов, тратить много средств, времени, сил – оправданно ли это?

Более того, педагог считает, что устная беседа как форма сдачи экзамена вовсе не обязательна в школе.
- Представьте ситуацию: ребенок должен раскрыть заданную тему устно – на микрофон – перед незнакомыми людьми. Дети порой теряются, отвечая по-русски, не говоря уже об иностранном языке. К тому же, устный экзамен не всегда способен показать истинные знания ученика: нередко педагоги обращают большее внимание на беглость речи, а вовсе не на содержание и степень раскрытия темы. Накидав общих фраз, учащийся может получить высокий балл, - считает Оксана Даценко.

ЕГЭ, в том числе и нововведения в него, по-прежнему воспринимаются многими учителями в штыки. Однако еще большее недоверие и смущение вызывает форма проведения экзамена у самих учащихся. Вторая часть реформирования ЕГЭ касается как раз этой составляющей. Прежде всего, изменения направлены на то, чтобы избежать коррупции. Речь идет, в частности, об особой подготовке экзаменаторов, перемене мест сдачи (в своей школе ученики уже не сдают экзамены). Сами задания ЕГЭ доставляются в день проведения экзамена по спецсвязи, но этого явно недостаточно. В этом году, чтобы дети не списывали, решено оборудовать классы и туалеты видеокамерами, учеников проверять металлоискателями, чтобы они не пронесли сотовые телефоны и планшеты на экзамен, охраняться классы будут сотрудниками полиции. Трудно представить подобное еще 10-15 лет назад. Тем не менее, братских школьников уже предупредили о том, как все будет серьезно и жестко. И реакция последовала соответствующая.

- ЕГЭ – это как приглашение на казнь. Все это как-то унизительно и нервно, - считает ученица 11 класса гимназии №1 Арина Лаврушко. - Я не против ЕГЭ, в принципе, считаю, что он реально может показать уровень знаний ученика. Но такое отношение к нам меня не устраивает. Металлоискатели, камеры, сокращенное время сдачи… Кто не готовил шпаргалок в школе? Это же нормально! Мои родители так делали. Но это вовсе не значит, что они ими пользовались. Сейчас все запрещено, и мы находимся в таком состоянии недоверия и неуверенности в себе, что обязательно хочется списать, как говорится, соломки подстелить. Да и репетиторов сейчас все нанимают не из-за того, что знаний не хватает, а из-за того, что боятся не сдать экзамен, подстраховываются. 

Известно, что пугают все изменения, даже хорошие, а уж такие новации, как ЕГЭ, вызывают ожесточенное сопротивление у всех, кого он касается. Ну, не жизнеспособная эта форма проверки знаний в России…И никакие изменения здесь не помогут. Это понимают все, но только не реформаторы от образования. 

Елена КУТЕРГИНА 
«Братский лесохимик»


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 
 

depdnevnik.jpg



       
ДОБАВИТЬ

  • Народные новости
  • Новости