БЕРЕГИТЕ  СЕБЯ!    ЧИТАЙТЕ  «НАШБРАТСК»!    ВСЁ  БУДЕТ  ХОРОШО!

Главная > Новости Братска > Статьи

«Три медведя»: от идеи до премьеры

06.03.2014

В выходные театр кукол «Тирлямы» вновь порадовал новым спектаклем самых маленьких братчан. Каким был путь «Трех медведей» от идеи до премьеры, поинтересовались мы.

Рождение каждого нового спектакля начинается с выбора пьесы. Главный режиссер останавливает свой выбор на том варианте, который больше бы подходил к театру и был бы актуален. Для «Театра на подушках» берутся в основном пьесы классические. «Три медведя» стал третьим спектаклем, который поставили в рамках социального проекта. На городской «Ярмарке социальных проектов» театр получил финансирование на создание так называемых игровых спектаклей, где малыши, в том числе и с ограниченными возможностями, могут взаимодействовать с актерами и куклами. Две постановки - «Обнимите меня, пожалуйста» и «Сашенька и медведь» - уже завоевали любовь маленьких театралов. Наступил черед для третьего спектакля - «Три медведя».
Просмотрев несколько вариантов этой истории, главный режиссер театра кукол Владимир Ефимов и художник-постановщик Ольга Шонина выбрали пьесу Олеси Емельяновой, в которой есть все, что нужно: хороший материал, уже создающий будущую картинку спектакля, есть там и уроки для маленьких, очень тонкие, но важные. После того, как определились с пьесой, приступили к обсуждению ее воплощения. 

- Главное, что мы хотим показать и что рассказать нашим маленьким зрителям и их родителям, - объясняет Владимир Ефимов. – Обсуждаем, будет ли «живой» план. Если да, то будет ли в спектакле один рассказчик или несколько. В «Трех медведях» мы решили задействовать трех актеров.

Над актерским составом долго не думали, решили, что это должны быть актеры с большим жизненным опытом, у которых уже есть свои внуки. 

Осовременивать пьесу также не стали. Самое лучшее - сделать спектакль в настоящем исконно русском стиле.
Основное место действия новой постановки - это русская изба, хозяйка которой бабушка Георгиевна (Анна Овсянникова) ждет в гости своих соседей: бабушку Михайловну (Роза Сафина) и дедушку Николаевича (Александр Балданов). Попив чайку, они начинают, найдя в сундуке старых кукол, разыгрывать сказку, придумывая и рассказывая ее как будто по ходу.

Когда основная «картинка» готова, режиссер и художник начинают обсуждать, что должно быть в избе, как должны выглядеть актеры и какими будут куклы. Ведь куклы бывают самыми разнообразными: от перчаточных до марионеток. А в избе без сомнения должны быть и печь, и самовар, а чтобы правильно рассказать сказку, требуются правильные декорации, с правильным настроением. 

Так основным местом действия самой сказки становится стол, который, как вся кухонная утварь в избе, превращается то в лес, то в спальню медвежьей квартиры.

- Когда мне приходит «картинка», я начинаю ее разрабатывать, - говорит художник-постановщик Ольга Шонина. - Мне захотелось все сделать в стиле мезенской росписи. В ней каждая деталь, линия, завитушка несет в себе что-то позитивное и доброе.

После этого появляются эскизы. Художник прописывает каждую куклу, каждую декорацию и костюмы актеров. Это для тех, кто займется техническим воплощением спектакля. На техсовете мастера решают, из какого материала все будет сделано. 

Куклы для «Трех медведей» сделали из папье-маше и поролона.
- Голову для будущей куклы нужно сначала слепить из пластилина, потом сделать гипсовый слепок, куда после высыхания выкладывается папье-маше, - делится секретами художник-бутафор Юлия Яценко. - С Машей и медведями не было технических сложностей, в них мы не встраивали никаких механизмов. Потом голову собираем, шлифуем и отдаем конструктору кукол. Он ставит основу для тела. Этот скелет мы обшиваем, делаем толщинки и отдаем одеваться. Каждый раз куклы разные и никогда не повторяются.
Лепить приходится не только головы кукол, но и декорации. Для «Трех медведей» нужно было вылепить еще и чугунок, и ложки, и посуду.
- Мы также занимаемся частью художественной росписи, - продолжает Юлия Яценко. – В «Трех медведях» я впервые столкнулась с таким видом росписи, как мезенская.
А в швейной мастерской одевают и актеров, и кукол.
- Тщательно подбирали материалы, много было и в мужском, и женских костюмах отделки, да и маленькое платьице Машеньки обшивалось мелкой тесемочкой, - рассказывает заведующая швейным цехом Людмила Гобунова. – А маленькие одеяльца делали из крохотных лоскутков.
Для избы и медвежьей сказочной квартиры нужна мебель. Художники-конструкторы декораций потрудились над маленькими стульчиками, столиком и кроватками. Специально для постановки сделали настоящий деревянный сундук. А чтоб построить избу, варили каркас из металлического профиля, а бревна делали из монтажной пены. Чего стоит один стол с поворотными механизмами. И мебель, и посуда, и изба были расписаны вручную. 

Нужно подумать и об музыкальном сопровождении. Для некоторых спектаклей даже специально сочиняют музыку. Музыку подбирает звукорежиссер, а для «Трех медведей» была выбрана балалаечная тема. А артисты в спектакле к тому же еще и танцуют, и даже поют частушки.

- Куклы получились обаятельные, и актеры, конечно, добавили своего шарма, - поделился Владимир Ефимов. - В итоге у нас получилась музыкально-хореографическая сказка, хотя изначально этого не планировалось. Это случилось в процессе, когда начали репетировать спектакль. 

Три месяца работы, и труд почти 20 человек - спектакль - готов. И вот сказочные герои впервые встречаются со своим юным зрителем. Посмотрев «Трех медведей», малыши обязательно поймут, что нужно слушаться старших, нельзя убегать из дома и нужно отвечать за свои поступки. 

Марина ШОФРОН,
«Братский лесохимик»


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку

 
 

       
ДОБАВИТЬ

  • Статьи
  • Прямая речь