Главная > Новости Братска > Статьи

"Гуси-лебеди" летят...

06.03.2014

Родительское слово - о новом  спектакле «Трубадура»

Если вы третий год  три раза в неделю по два часа кряду сидите под дверью репетиционного зала, если вы ездите с ребятами на фестивали, если знаете наизусть весь спектакль и можете в случае чего спеть  фрагмент  - вам уже есть что рассказать про новую работу детского музыкального театра и даже про роль  театральной деятельности в развитии ребенка. Премьера «Гусей-лебедей» состоялась, и теперь уже можно поделиться воспоминаниями и  впечатлениями. Понятно, непрофессиональными. Но по-своему ценными, потому что родители знают то, что неведомо критикам…

«Гуси-лебеди»: гнездовой период

Впервые я услышала про идею поставить «Гуси-лебеди» весной 11-го года.  Константин Ефимович Магидин, режиссер и создатель «Трубадура», сказал: «Попробуем  оперу». Родители с большим стажем участия в «Трубадуре» припомнили, что лет  десять назад у театра  был  уже такой спектакль, успешный, популярный, побывавший за границей. Константин Ефимович пояснил, что  наши «Гуси-лебеди» будут другими. Совсем другими. Будет иное постановочное решение, иная сценография – то есть декорации, костюмы, свет, бутафория, реквизит, - все оформление  спектакля. Вводится  фольклорная тема. Пластика изменится, появятся танцевальные эпизоды.  Прежней будет музыкальная основа, написанная еще в 20-х годах прошлого века композитором Юлией Вейсберг на стихи Самуила Маршака. Но петь будем по- другому. В прежнем спектакле не  было  многоголосья – теперь будет.  Вот с него-то  и началась работа над новыми «Гусями-лебедями».

В то время «Трубадур» еще  вовсю играл «Кошкин дом», веселый детский мюзикл, и собирался с этим спектаклем поехать на театральный фестиваль. На фестиваль в Новосибирск съездили, потом еще много играли «Кошкин дом» на детских школьных площадках. И параллельно трудились  над вокальной частью нового спектакля. Мы, родители,  все под той же дверью слушали  первые певческие упражнения своих детей в жанре оперы. Сначала это было похоже на чириканье  птенцов в гнезде – нестройное, неверное, слабенькое. Хормейстер Елена Желтикова упорно «полировала» каждый звук, каждую музыкальную фразу. Постепенно крепли голоса, складывался хор. Опера начала звучать.

 Наши «Гуси…» встают на крыло

Марина Прутовая, хореограф «Трубадура», придумала танцевальное решение оперы. Получилось не сразу. Пробовали одно, меняли на другое. Это очень сложно – попасть в стиль спектакля. Ведь вокал и движение  должны соединяться в едином драматургическом действии. Хореография рождалась вместе со спектаклем. А его постановочная идея, идея Магидина  – в детской игре. Вот деревенские ребятишки, оторвавшись от своих дел (прокатать холсты, просеять зерно, просто побегать), играют свою любимую сказку. И, как в детской игре, все идет в ход. Лоскутное одеяло становится печкой,  глиняные горшки – яблоками, холсты – крыльями и волнами речки, метлы и скамейки – избушкой Бабы-Яги. Для этих детей естественно танцевать в хороводе, выходить в круг, играть в «змейку» и «воротца». Гуси должны быть сердитыми, грозными даже, нечистая сила – смешной, лошадки – задорными. Отсюда хореография постановки. Отсюда и костюмы, декорации.

Опера – конечно, авторское, режиссерское произведение. Однако - невозможное без команды.

Мы видели, как самозабвенно творила художник спектакля Ирина Лучшева. Мы можем представить, как  трудился Дмитрий Полиенко над записью фонограммы.

Мы слышим, как «ведет» оперу наш бессменный звукооператор Александр Ковалевич. Концертмейстер Лидия Розовская очень ответственно работала с детьми.  Каждый эпизод отрабатывали многократно – до результата.  В спектакль вложено много «взрослого» труда – швей, бутафоров, плотников, реквизиторов.

Родители – и это наш большой секрет, - обычно подсматривают за ходом репетиций. Несколько месяцев мы наблюдали отдельные фрагменты оперы. Цельная картина спектакля для нас стала складываться уже в последний момент – когда пошли репетиции на сцене ТКЦ и в драматическом театре. Удивительное дело – давно известное становится новым и смотрится, как в первый раз. Не знаешь, что будет дальше… Только дети, кажется, воспринимают происходящее как естественное развитие событий. Поют - правильно, играют – от души, танцуют - красиво.  И становится очевидным, что наши гусята совершенно незаметно стали лебедями.

Отступление: Зачем ребенку театр в принципе и «Трубадур» в частности

Мы привели свое дите в этот коллектив скорее по наитию, просто желая направить очевидную активность  ребенка в мирное русло. И только в процессе поняли, насколько были правы. Убеждены - нет ничего более нужного для  развития ребенка, чем творчество. Лучше – коллективное, со-творчество. Ребята учатся все вместе и друг у друга. Константин Ефимович ставит спектакль так, что в его созидании  участвует каждый. Кстати, с премьерой работа над постановкой не заканчивается. Спектакль растет вместе с детьми, меняется, появляются  и вводятся новые идеи. Театр не только раскрывает способности, учит понимать искусство, дает уникальную возможность творить, выразить свои  чувства. Театр учит большой ответственности. Перед зрителем, перед своими партнерами. Я впервые увидела это на фестивале в Ангарске. Участники – в основном юношеские коллективы. Программа фестиваля очень насыщенная, спектакли идут один за другим, зрители становятся актерами и наоборот. Тяжело психологически и физически. А у нас – малыши, от четырех до одиннадцати. В коротком перерыве между спектаклями нужно успеть переодеться, распеться, разобраться с  реквизитом. «Трубадур» справился. Наши ребята собрались, настроились – и выдали. На одном дыхании. На чужой сцене. Ничего не перепутали. Убедительно победили.  И вот сейчас дети абсолютно самостоятельно действуют в спектакле. Каждый знает, что делает и когда. Каждый отвечает за свой реквизит. Для нас «Трубадур» - еще и школа жизни, как бы выспренно это ни звучало. Любая  возникающая ситуация разбирается Константином Ефимовичем тут же, твердо и исчерпывающе.  Все получают урок. Помочь слабому, уступить девочке, не «зазвездиться»…Главный принцип, правило и требование – думать. Головой и сердцем. А это самое важное, нет так ли?

Авторитетное мнение

На премьеру «Гусей-лебедей» приехал Валерий Кирюнин, главный специалист  по любительским театрам областного Дома народного творчества и досуга, преподаватель Иркутского театрального училища. Он тепло поздравил давно известный ему «Трубадур», назвал его жемчужиной Братска. Мне удалось поговорить с Валерием Дмитриевичем после спектакля. Вот что он сказал:

- У меня с «Трубадуром» связано очень многое. Наши поездки на всероссийские театральные фестивали, наши встречи на фестивалях областных.  Люблю «Трубадур», всегда радуюсь и поражаюсь его работам. Детский музыкальный театр – вообще редкость. У нас в области только два таких коллектива – театр лицея №47 в Иркутске  и братский «Трубадур». Это  очень сложное, трудоемкое направление в театральном искусстве. Нужен талант, лидер, способный увлечь детей, научить, организовать, воспитать. Константин Ефимович Магидин очень мощно этим владеет.

Сегодняшний спектакль – чудо. Такой детский коллектив замечательный. Спектакль, - он,  конечно, сочиненный, написанный авторами текста и музыки. Но дети в этом изначально заданном пространстве по-настоящему живут. Они так органичны, естественны.    Природа детская бережно сохранена – вот что необычайно и прекрасно. Как Константин Ефимович добивается этого – загадка. Яркие образы, очень индивидуальные – Машенька, Баба Яга, лошадка маленькая, - не выбиваются из общей картины, гармонично вливаясь в коллективное действие.  Дети совершенно свободно чувствуют себя в  тяжелейшем для исполнения жанре оперы, где важно все - голос, слово, пластика. За этой легкостью – большая работа режиссера и самих маленьких актеров. Искренность, непосредственность, динамика, волшебные превращения героев, мгновенно переходящих из одной роли в другую, юмор, близкие всем народные  мотивы – все держит внимание от начала и до конца. Зал  без остатка погружен в мир сказки, в мир детства. Братчанам повезло. А я хочу, чтобы «Гусей-лебедей» увидели не только в Братске. Я уже предложил «Трубадуру» принять участие во всероссийском фестивале детских музыкальных любительских театров «Синяя птица» в Москве и во всероссийском  театральном фестивале на Ольхоне. Надеюсь, что все у нас получится.

Вслед летящим

Полетели наши «Гуси-лебеди»… Очень хочется, чтобы этот полет был красивым, согретым зрительскими аплодисментами. Чтобы и в жизни наши детки парили высоко. Спасибо Константину Ефимовичу, всей большой творческой команде, которая работает с «Трубадуром». Когда столько талантливых людей вкладывают свою душу в детей – результат просто не может не быть успешным. Спасибо.

От имени родителей «Трубадура» -

Елена Чайковская



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку


0
Марина, от имени читателей "Нашего Братска"
Лена, спасибо! Как всегда читать интересно так, как будто сам все это прожил и увидел.
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 
 

depdnevnik.jpg



       
ДОБАВИТЬ

  • Народные новости
  • Новости