БЕРЕГИТЕ  СЕБЯ!    ЧИТАЙТЕ  «НАШБРАТСК»!    ВСЁ  БУДЕТ  ХОРОШО!

Главная > Новости Братска > Статьи

Музыка жизни, которой учит Левон Азизян

11.03.2014

Моя первая встреча с этим потрясающим воображение человеком случилась зимой 2008 года, когда судьба забросила меня в Братск. Его неистовая энергия и натянутая как струна воля, так шокирующие обывателя, при первом столкновении пугали, но меня напугать не могли. В результате нашей первой встречи появилось это интервью и наша дружба, которой я очень дорожу. 11 марта Левону Азизяну исполнилось 60 лет. Тяжелые, яркие годы жизни неравнодушного к боли других и не желающего примириться с пошлостью человека. Человека, жизнь которого звучит как одна большая симфония, исполненная на одном дыхании. У него с той нашей первой встречи ничего не изменилось, в том смысле, что жизнь не заставила его отступиться от своих принципов и отвернуться от своих учеников. Он все такой же, прежний Левон Азизян, которого мне посчастливилось встретить шесть лет назад, поэтому лучше, чем я написала о нем тогда, и не напишешь.

Для большинства людей очень странный и непонятный человек. Борец за справедливость. Неутомимый Дон Кихот и неустрашимый борец с пошлостью, учитель музыки, отвоевавший право игры на кларнете у судьбы и у бюрократии, блестящий педагог Левон Азизян посредством музыки делает из сопливых мальчишек настоящих мужчин. Человек парадоксального мышления, он убежден, что для того, чтобы играть настоящую музыку, нужен не музыкальный слух, а умственные способности, высокий интеллект и эмоциональная зрелость.

Традиционные способы определения музыкального слуха он называет профанацией и считает, что людей без музыкальных способностей, редкая патология не в счет, нет вообще и если человек способен думать, он может понять, почувствовать глубинные мысли и переживания композитора и передать их в своей игре, сделав переживаниями собственными. Ведь в нотах об этом ничего не сказано. Ноты — это просто гармоничное сложение звуков, как цифры, они имеют свой язык. Но понять этот язык дано не каждому, и музыкальный слух здесь совершенно ни при чем. Такова теория Левона Азизяна.

Если кто-то скажет, что директор детской школы искусств №3 города Братска Левон Азизян учит детей игре на кларнете, то это будет неправдой. Левон Азизян учит детей тому, как прожить свою жизнь красиво, достойно и честно, чтобы не стыдиться себя, своей совести, чтобы душа всегда пела и дышала полной грудью, а поступки были смелы, тверды и яростны, как бегущие по кларнету пальцы. Играть яростно и жить яростно, точно так же, как живет Левон Азизян.

Он учит не музыке. По его мнению, заниматься музыкой или учить музыке без цели и смысла глупо. «Для чего нам всем она нужна?» — вот главный вопрос, который любит задавать себе и людям неутомимый романтик. Он знает ответ на этот вопрос, но жаждет, чтобы его ученики, каждый из них самостоятельно нашел на него ответ. Он делает из мальчишек не музыкантов, а выдающихся личностей. Выдающихся не по результатам мастерства в той или иной области, а выдающихся в смысле человеческом. Он делает из своих учеников личностей, а не мелко плавающих тварей, которыми сегодня, как убежден педагог, кишит современный мир.

Ковать настоящую личность из самого разного материала не просто. Зачастую, как говорит педагог, приходится воздействовать на родителей, вести огромную и тяжелую работу, чтобы превратить их в союзников. Однако справедливости ради стоит сказать, что не продвинутый и тупой, как с горечью говорит о современных взрослых Левон Азизян, родитель вряд ли решится переступить порог кабинета взыскательного директора и отдать свое чадо требовательному человеку, который никакую работу не умеет делать плохо, а стало быть, не понимает, почему на подобное способен кто-то другой.

Левон Азизян не просто педагог от Бога. Он работоголик, а значит, любую работу он делал бы с такой же самоотверженностью, с которой он учит детей. Но быть работоголиком для того, чтобы называться учителем, недостаточно. Нужно по-настоящему уметь любить детей, потому что они, как говорит Левон Патваканович, искренние и легко чувствуют фальшь, их мозги не заплыли жиром, и они еще не испортились и не отупели, как большинство взрослых.

— Левон Патваканович, а отчего люди тупеют?

— Оттого, что не развиваются умственно и духовно, не движутся вперед, от эмоциональной глухоты и бесчувственности, от жадности и эгоизма, от страха любви и ответственности, оттого, что выбирают ложные приоритеты и поклоняются мнимым ценностям. Тупость и эмоциональная глухота — понятия идентичные. Если человек бездарно распорядился своей жизнью, расплатой ему за это будет его отупение, утрата способности мыслить. Таких взрослых я называю людьми не первой свежести. Они вызывают жалость. Поэтому я люблю детей, мне радостно с ними работать, потому что я знаю, что рядом с ними я никогда не утрачу способность мыслить.

— Почему Вы учите только мальчиков? Это какая-то дискриминация!

— Я мастер игры на кларнете и саксофоне, а это не женские инструменты. Женщина должна сохранять женственность и оставаться женщиной в любой ситуации, иначе это еще хуже, чем потеря способности мыслить. Кроме того, я совсем не знаю, как обращаться с девочками. Они такие беззащитные, могут заплакать.

— Вы что, шовинист?

— Нет, я армянин. А в культуре нашего народа женщина традиционно всегда находилась в зависимости от мужчины, потому что она слабее и нуждается в защите. Не в том смысле, что она не может работать и поэтому должна зависеть от мужа, смотреть ему в рот и ни в чем не перечить. Это примитивное и неправильное толкование тех мужчин, которые стремятся самоутвердиться дешевым и легким способом за счет женщины. Такой подход безнравственный. В представлении армянского мужчины ответственность за завтрашний день всегда лежит на нем, и поэтому он не может быть слабым. Женщина дарит мужчине ребенка. Каким он станет, решать только мужчине. Что вы на меня так смотрите? А, понимаю. Я всегда говорил, что русские мужчины хорошо устроились. Всю полноту ответственности за детей сбросили на женщин, а сами занялись другими якобы очень важными делами. Но что может быть важнее твоего будущего, ведь мужчина продолжается в своем ребенке. Какой же ты мужчина, если ты даже из своего ребенка не сделал человека?

Неспособность брать ответственность за семью, жену и свою собственную жизнь превратила большинство русских мужчин в подкаблучников. Поэтому своих учеников я воспитываю как настоящих мужчин.

— И Вам это удается?

— Я не могу знать. Я даю им жизненные установки, прививаю правильные взгляды и вкусы, формирую им здоровую ауру, умственную, духовную. Я беззаветно им предан, когда работаю, забываю обо всем, выкладываюсь полностью. Поэтому я уверен, что они станут личностями, будут стремиться прожить свою жизнь с пользой, доведут свое мастерство в любой работе, даже если они и не станут профессиональными музыкантами, до совершенства и будут не только профессионалами, но и красивыми в духовном смысле людьми. Я не могу быть полностью в этом уверен и не имею возможности проследить. Только очень глупый человек ни в чем не сомневается. Но я твердо знаю одно: мои выпускники — дети особенные. Они отличаются от своих сверстников особым взглядом на жизнь. Посмотрите на эти фотографии, разве люди с такими лицами могут быть плохими отцами или трусами?

— Нет, не могут. А что такое в Вашем понимании настоящий мужчина и разве ему не бывает знакомо чувство страха?

— В моем представлении настоящий мужчина не может быть мелочным и суетливым. Он должен уметь широко мыслить и вести себя солидно. Солидно — это значит ответственно и с достоинством. Дал слово — разбейся в лепешку, но сделай. Проиграл — достойно прими поражение. Поэтому своим ученикам я часто говорю, чтобы они играли музыку солидно, то есть по-мужски. А чувство страха каждый испытывает. Только сильный и смелый человек его преодолевает, а слабый оправдывает им свое бездействие. Вот я, например, тоже боюсь.

— Трудно в это поверить, что же может Вас напугать?

— Меня пугают масштабы бездуховности и торжество псевдокультуры. Меня пугают прогрессирующий цинизм общества и безответственность СМИ перед своим народом. Меня пугают культ потребления и одиночество наших детей, которым так нужны наша любовь и внимание, а мы им вместо этого покупаем дорогие машины, квартиры и тряпки, не понимая, что ребенок не станет лучше оттого, что мы дадим ему деньги. Или, того хуже, выталкиваем детей на улицы, в подворотни. Почему-то никто не задумывается, что в наш последний час все мы перед Богом равны, что богатый, что бедный, и миллиарды долларов туда не заберешь. Ведь бессмертие не покупается за деньги, оно даруется только тому, кто оставил след хоть в одном человеческом сердце. Меня пугает то, что понятие любви обесценивается. А для чего тогда жить без любви, без мысли? Мы же превращаемся в червей! Например, я боюсь, что моя школа может завтра закрыться, потому что общество деградирует настолько, что скажет, что она ему не нужна.

— Знания умножают печаль. Червям легче жить. Вы никогда не задумывались над тем, что обрекаете своих учеников на страдания? Им будет очень тяжело жить, будучи белыми воронами среди черного подавляющего большинства.

— Хм… Благодаря страданиям человек становится сильнее, мудрее и чище. Благодаря страданиям человек остается собой. Ведь не случайно вся русская литература об этом. Страдания развивают эмоционально, а это очень важно, потому что только эмоционально развитый человек способен любить. А любовь — это все: и боль, и радость, и надежда. А быть дураком или червем по большому счету большое несчастье и весьма скучное занятие. Поэтому тот, кто страдал, тот и знает цену настоящему счастью.

Левон Азизян родился в небольшой армянской деревне. Не сказать чтобы это была совсем глухая деревушка, но музыкальной школы там не было. Мама у Левона, вопреки расхожим штампам об армянских женщинах, женщина целеустремленная и упрямая. Она отвезла маленького Левона в музыкальную школу в Ереван, где ей сказали, что у мальчика нет никаких музыкальных способностей, и отказались его принять. Тогда она настояла на том, чтобы в деревушке открыли класс аккордеона, а затем и музыкальную школу, где учили только игре на аккордеоне. Это все, что она могла сделать для своего сына. А мальчик с детства мечтал о кларнете. Свой первый немецкий кларнет, купленный в Москве, Левон получил в подарок от своего отца, когда учился в университете на факультете прикладной математики. После окончания университета по подложным документам он поступил в музыкальное училище, а затем и в ереванскую консерваторию. Он мечтал стать дирижером симфонического оркестра, но его мечтам не суждено было сбыться. 26-летнему Азизяну в Москве сказали, что учиться на дирижера ему слишком поздно.

Тогда Левон Азизян дал себе слово, что отомстит судьбе. Его месть состояла в следующем: создать в провинции музыкальную школу, которая бы дала возможность провинциальным детям учиться музыке ничуть не хуже столичных. И не просто учиться, а добиваться успехов и всемирного признания. Своей «гнусной», как говорит эпатажный педагог, цели он добился. «Если бы в моей деревне была такая же школа, моя жизнь сложилась бы иначе», — говорит Левон Азизян. Однако талантливому педагогу не стоит сокрушаться по несбывшимся мечтам. Его ученики воплотят их в жизнь за него.

Светлана Батутене, «МК-Байкал»
фото: Валерий Павлов


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку

 
 

       
ДОБАВИТЬ

  • Статьи
  • Прямая речь