БЕРЕГИТЕ  СЕБЯ!    ЧИТАЙТЕ  «НАШБРАТСК»!    ВСЁ  БУДЕТ  ХОРОШО!

Главная > Новости Братска > Статьи

На что чаще всего жалуются в Роспотребнадзор?

21.03.2014

Всемирный День защиты прав потребителей ежегодно отмечается в России 15 марта. В Братске к этой дате межрайонный отдел Роспотребнадзора Иркутской области по Братску и Братскому району провел День открытых дверей, в рамках которого состоялся прием граждан. На что жаловались люди?

Потребитель имеет право…
День защиты прав потребителей и новую философию потребительского общества в 60-е годы придумали американцы. Люди, которые готовы отдать кровно заработанные деньги за товары и услуги, имеют право на информацию, безопасность, выбор, на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и другие – такова декларация правозащитников. И если в странах с высокой потребительской активностью эти декларации воспринимаются буквально, а за нарушение прав потребителей торговое, производственное или иное предприятие может понести огромные издержки, оказаться на скамье подсудимых и вообще быть лишенным возможности вести бизнес, то в России к потребительским правам граждан отношение менее трепетное. А реальное и действенное наказание за их нарушение – явление крайне редкое. Зачастую наши права нарушаются, но доказать подобные факты невозможно, а даже если и докажешь, даже через суд, возмещения и компенсации финансовых или моральных издержек можно не добиться вовсе. Можно и нужно ли с этим бороться? Есть ли шансы все же защитить свои права и доказать правоту, добиться справедливости и наказать недобросовестного бизнесмена?

«Сдачи нет!»
В братском Роспотребнадзоре отмечают, что чаще всего жалобы поступают на грубое отношение продавцов и отсутствие разменных денег. Действительно, кто из нас не сталкивался с подобным? Когда, желая купить что-то недорогое и протягивая тысячу рублей продавцу, ты сталкиваешься с откровенным хамством, нежеланием дать сдачу и навязчивым предложением приобрести что-либо еще?
- Дело в том, что данные категории нарушений не входят в компетенцию Роспотребнадзора. В Кодексе об административных правонарушениях нет таких пунктов. Это в большей степени компетенция полиции, и то доказать факт унижения чести и достоинства со стороны продавца не всегда бывает возможным. А отсутствие разменных денег – это не нарушение. И хотя эти факты вызывают большое раздражение у потребителей, повлиять на них мы не можем, - говорит главный специалист-эксперт Роспотребнадзора по Братску и Братскому району Елена Русакова.
Схожие жалобы исходят от потребителя и в адрес заведений общепита. Нахамил официант, не вовремя принесли блюдо, отсутствуют блюда из меню, - за подобные проступки, которые способны испортить отдых и трапезу любому посетителю, кафе и рестораны ответственности тоже не понесут.
Единственным действенным способом может стать жалоба руководству на конкретного сотрудника, а самым, пожалуй, лучшим – ни под каким предлогом не вступать в конфликт с продавцами и официантами, хотя бы для того, чтобы не портить себе настроение на весь оставшийся день.

Плохая обувь, дорогое ЖКХ и пропавшая мебель
Если бы проблемы потребительского рынка были связаны только с хамством и грубостью, Роспотребнадзор, наверное, был бы не нужен. К сожалению, нарушения в этой сфере лежат отнюдь не только в плоскости трудности человеческих взаимоотношений, но также злоупотреблений, мошенничеств, обмана.
- В прошлом году мы провели порядка 100 консультаций граждан, и в 98% их обращения оказались не безосновательными, были проведены соответствующие проверки и выявлены правонарушения. В частности, такие нарушения выявлены в области жилищно-коммунальных услуг, изготовления мебели, теплиц из сотового поликарбоната, реализации обуви и другие. В день открытых дверей в Братске и Вихоревке в этом году к нам обратилось около 60 человек, по их устным и письменным заявлениям еще предстоит провести работу, - рассказала Елена Русакова.
Нарушения касались неверного начисления платы за услуги ЖКХ, некачественной обуви, которая не выдерживала эксплуатации в течение гарантийного срока, нежелания сотовых операторов исполнять новый закон об отмене мобильного рабства, согласно которому теперь любой пользователь мобильной связью может с легкостью сменить оператора, не меняя номер телефона и т.д. Но если подобные огрехи можно назвать мелочью, то гораздо более ощутимыми и болезненными для потребителей были нарушения со стороны предпринимателей, которые нарушали договоры бытового подряда. Они брали предоплату за изготовление дорогостоящей мебели или теплиц, а условия договора не выполняли. В итоге потребитель оказывался и без денег, и без мебели.
- Роспотребнадзор понимает тяжесть подобных правонарушений и оказывает потребителям квалифицированную помощь в составлении исковых заявлений в суд. В прошлом году из 19 обращений по 11 мы участвовали в суде, и по всем искам были одержаны победы, - говорит Елена Русакова.
Правда, потребителю в данных случаях доставалась сатисфакция лишь моральная – вернуть свои деньги или получить товары, услуги в результаты победы в суде в большинстве случаев не удавалось. Оказывалось, что к моменту оглашения судебного решения фирмы либо банкротились, либо не имели на счету никаких средств. Современное законодательство позволяет предприятиям, даже крупным, получать официальную регистрацию без какого-либо уставного или страхового капитала, либо его размер слишком мал, чтобы в случае наступления ответственности перед потребителем было, чем ответить.
Несмотря на все превратности защиты прав потребителей, качество и уровень потребительского рынка все же растет, отмечают в Роспотребнадзоре. Крупные предприятия, например, сети бытовой и электронной техники, имеют собственные конфликтные отделы, а мелкие предприниматели нередко сами обращаются в Роспотребнадзор в результате конфликта с потребителем, дабы предупредить дальнейшие возможные неприятные разбирательства и санкции.
- Более грамотными становятся потребители, которые все чаще обращаются в компетентные органы с соответствующими письменными заявлениями, подкрепленными различными нормативными актами и документами. Растет и сознательность тех, кто реализует товары и предоставляет услуги. Часто перспектива подвергнуться внеочередной проверке на основании жалобы заставляет предпринимателей идти на мировую, выполнять требования законодательства, - отмечают в Роспотребнадзоре.
Чтобы такая практика процветала, отмечают специалисты, нужно всего лишь проявлять гражданскую активность – не спускать на тормозах обидную ситуацию, не закрывать глаза на грубое правонарушение, не становиться самим на уровень хамов и грубиянов, а также знать свои права потребителя. 

Беседовала
Елена КУТЕРГИНА
Фото Валерия ПАВЛОВА
«Братский лесохимик»


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Возврат к списку

 
 

       
ДОБАВИТЬ

  • Статьи
  • Прямая речь