Главная > Новости Братска > Прямая речь

Формирование нравственного поведения

29.11.2018

 Формирование нравственного поведения

Выступление проректора по молодёжной политике и развитию вуза Г.П.Плотниковой на VI Братских епархиальных чтениях, проходивших на площадке БрГУ в ноябре с.г.

        Ценностные ориентации большей части молодёжи носят прагматичный характер «разумного эгоизма». Гражданственность и социальное служение пока не стали доминантой молодёжного сознания. При этом обострение политической обстановки в мире отражается и на молодых людях, демонстрирующих признаки пробуждения политического сознания, роста популярности в своей среде религиозных и патриотических ценностей.

         Один из способов формирования жизненных установок молодёжи является общение с «внешним миром». Средствами коммуникации выступают как массмедиа – технологии, через которые распространяется информация (телевидение, радио, интернет), так и их продукты - фильмы, передачи, программы, шоу, реклама и др.

           Необходимо признать, что сегодня социальные сети фактически стали новым институтом социализации, работающим иногда более эффективно, чем традиционные школа и семья.

         Самыми популярными социальными сетями в России стали: 1-е место - ВКонтакте, 2-е - Одноклассники, 3-е - Facebook, 4-е - Skype, 5-е - Google+, 6-е - WhatsApp, 7-е - Viber, 8-е - Instagram, 9-е - Twitter, 10-е место - Facebook Messenger.

Сейчас можно не выходить из дома - гаджет всегда под рукой. Актуальные новости - пожалуйста! Новый фильм или песня - пожалуйста! Вот только будет ли общение с этими «людьми» доверительным, глубоким и к чему оно может привести? Психологи всех стран бьют тревогу - люди изолировали себя от живого пространства и большую часть своей жизни проводят в виртуальном мире. Это чревато психическими заболеваниями и расстройствами, может привести к потере контроля. На примере США можно видеть последствия увлечения виртуальным миром. В стране часто случаются случаи расстрела учеников, учителей и простых прохожих. Россию также можно назвать ярким примером – события в городе Керчь, вчера в Архангельске молодой человек взорвал бомбу в приёмной ФСБ. Практически каждый пользователь социальных сетей присоединятся к группам по интересам, участвует в обсуждениях и дискуссиях, выкладывает свои посты, которые зачастую не соответствуют моральным и этическим нормам.

      Эта негативная тенденция говорит о необходимости планомерной работы в двух направлениях, как минимум: системный   интернет-мониторинг   в   целях выявления и пресечения деятельности запрещённых ресурсов; формирование у молодёжи устойчивого иммунитета к таким
видам    ресурсов, и критичности восприятия представляемой этими ресурсами информации.

            Например, музыка. Она развивает наш духовный мир, служит средством успокоения и расслабления. Но есть и другая музыка, которая может вызывать агрессию. Доступ к такому музыкальному «произведению» есть в интернете, периодически она попадает в Федеральный список экстремистских материалов и доступ к ней блокируется.

       В студенческой среде количество так называемой «скучающей» -недостаточно социализированной, склонной к девиантности молодёжи составляет, как правило, не менее 30% от общего числа обучающихся. Это та самая группа риска, подверженная таким опасностям, как проникновение идеологии экстремизма, равно как и наркомании, суицида, сектантства, а также деструктивных молодёжных субкультур.

         По результатам исследования групп риска, обучающихся можно разделить на 5 категорий.

         Первая категория - молодые люди, чётко определившие свои цели, связанные, прежде всего, с получением образования и устройством в дальнейшем на работу по специальности. Молодые люди из этой категории всеми силами стремятся к знаниям, как правило, не пропускают занятий, участвуют в общественной жизни вуза и наиболее устойчивы к наркопредложению и другим негативным влияниям.

Вторая категория - молодые люди, не определившиеся с будущей профессией и поступившие в вуз ради формального получения диплома о высшем образовании, как документа, повышающего шансы устроиться в будущем на любую работу. Определённая часть этих студентов стремится получить диплом любыми доступными средствами: за деньги (взятки преподавателям за зачёты и экзамены), через участие в общественной, спортивной и культурно-массовой работе в вузе и т.д. К этой категории относят и тех, кто пришёл в высшее учебное заведение, чтобы «откосить» от службы в армии.

Третья категория - молодые люди с индифферентным отношением к учёбе и жизни вообще. Им всё равно, закончат они вуз или нет. Им всё равно, кем они будут в будущем. Они пришли в университет по инерции, потому что, например, сюда решили поступить их друзья или потому, что на этом настояли родители. Таких молодых людей, к сожалению, немало. Значительная их часть не задумывается над тем, для чего они учатся в вузе, не пытаясь качественно усвоить необходимые знания. Эти студенты, как правило, редко посещают занятия, бездумно растрачивают время на пустые дела и нередко попадают в плохие истории. Эта скучающая часть студенческой молодёжи, которая, наверное, есть в каждом вузе, «расклеивает» и без того слабо сплочённую студенческую среду и создает благодатную почву для распространения наркотиков, экстремистской идеологии, сектантства, коррупции, равнодушия и нравственного разложения.

Четвёртая категория - социально недовольные, маргинально настроенные молодые люди, которые используют любой повод для проявления своего недовольства, легко идут на конфликты и скандалы. Они непрерывно пишут и размещают на различных интернет-сайтах провокационные статьи или посты. Их главная цель - лидерство любой ценой, главная задача - найти повод для скандала и его огласки, способ достижения цели - слухи, провокационные и клеветнические измышления.

      Пятая категория - незначительная часть молодёжи с уже сложившейся, резко выраженной отклоняющейся психикой, деформированными морально-этическими принципами и мировоззрением, искажённым идеями анархизма, нигилизма и экстремизма. Это эмиссары террористических организаций, представители сект и нарковолонтёры, а также лица, причастные к деятельности организованных преступных групп или сообществ. Данная категория студентов наиболее опасна, так как её представители подготовлены к работе в студенческой среде и обучены способам противодействия правоохранительным органам, администрации вуза и органам студенческого самоуправления.

В группу социального риска могут попасть студенты из любой категории. Но, как правило, основную её часть составляют представители третьей и пятой категорий.

      Показателем слабой привязанности к своей стране и готовности игнорировать общественные интересы могут служить девиантные формы поведения. Это, в первую очередь, половая распущенность, сквернословие, курение, выраженное потребление алкоголя, переходящее в пьянство и алкоголизм, а также случайный или систематический приём наркотиков.

      Подчеркнём, что нравственная деформация и социально опасное поведение обнаруживаются, чаще всего, у студентов из конфликтных семей или семей, компенсированных повторным браком. Однако следует иметь в виду, что студенты с вредными привычками и предпочтениями встречаются в любом типе семьи, как правило, у тех, кто низко оценивает роль матери и отца, т.е. у тех, кто утратил положительный семейный образ родителей.

        Главным оружием против идеологии экстремизма является воспитание цельного и устойчивого культурно-нравственного и историко-политического мировоззрения, необходимого для формирования современного гражданина Российской Федерации. Вопрос нравственного воспитания является вопросом сохранения будущего для нашей страны. Поэтому мы благодарны Братской епархии Русской православной церкви за инициативу создания при нашем вузе Центра духовно-нравственного воспитания под патронатом РПЦ.

          Одним из возможных вариантов решения проблемы могла бы стать деятельность педагогов, связанная с формированием у молодого поколения ценностного отношения к Родине. Полагаю, что человек, который дорожит своей Родиной, чувствует глубокую внутреннюю связь с её историей и национальной духовной культурой, помнит предков, защищавших Отечество в период опасности, ощущает причастность к своему народу и родному языку, не станет пропагандировать в обществе приверженность к крайним взглядам и мерам для решения различных политических проблем.

       Общество, лишённое объединяющей духовной основы, раскалывается, а затем разваливается. Поэтому должна быть неразрывная связь образования и воспитания, государственной образовательной политики и государственной культурной политики.

Задача воспитания молодёжи поставлена в целом ряде нормативных документов, принятых в последние годы. Это, помимо Конституции Российской Федерации, федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Основы государственной молодёжной политики РФ на период до 2025 г. (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р); Основы государственной культурной политики (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р); Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р; Основы государственной культурной политики (утверждёны Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 №808); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждёна Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683) и др.

             Таким образом, сформирована правовая основа, обеспечивающая содержательное наполнение воспитательной работы, направленной на воспитание в соответствии с традиционными российскими ценностями.   Государственная культурно-образовательная политика должна охватывать самый широкий спектр сфер государственной и общественной жизни – от образования до телевидения. Соответственно, это касается сфер ведения Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения, Министерства культуры, Министерства связи и массовых коммуникаций, Министерства спорта, целого ряда федеральных агентств (Росмолодёжь, Роспечать и т. д.).

       Перед обществом стоит задача формирования у молодёжи ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовных традициях. Традицией в БрГУ является празднование Масленицы.

С ранних лет подрастающее поколение должно иметь право приобретать основательные знания о своей собственной религиозной традиции, так же как они учат родной язык, историю, культуру. При этом мы убеждены, что человек, знающий свою религию, никогда не будет пренебрежительно относиться к вере других людей.

      И если у взрослого человека в большинстве случаев развито критическое мышление, способность к анализу и рефлексии, то у ребёнка или подростка такая «защита» может либо отсутствовать вообще, либо находиться в стадии развития, что упрощает процесс влияния. Молодые люди сегодня должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Для этого молодые граждане должны в полной мере осознать себя россиянами, а также понимать и уважать традиции народов, живущих на территории Российской Федерации. По мнению большинства современных исследователей, в качестве необходимого компонента формирования российской идентичности молодых людей может выступить этнокультурное образование. С целью этнической идентификации и межкультурной национальной интеграции, повышения уровня знаний мы в этом году впервые провели этнографический диктант.

          Другой характерной чертой, коррелирующей со скрытой неблагонадежностью, является выраженный конформизм, или, как говорили раньше, приспособленчество. Так, например, на вопрос «Как вы будете реагировать на хамство должностного лица?» студенты отвечают: «Буду поступать в зависимости от того, насколько зависит от этого лица моё благополучие», демонстрируя таким образом отсутствие нравственного стержня и низкий уровень социальной ответственности.

        Особого внимания заслуживает показатель «любимый герой». В эпоху СССР образ положительного героя как образца для подражания имел практически каждый молодой человек. А сегодня положительных героев из книг, кинофильмов и реальных событий как пример для подражания воспринимает менее четверти обучающихся. В основном «в чести» прагматичные герои: успешные предприниматели, программисты, учёные, музыканты, выдающиеся деятели и политики. Настоящих романтических героев, борцов за нравственные идеалы, выбирают лишь 4% студентов. У подавляющего большинства (71%) любимых героев и примеров для подражания вовсе нет. При этом важно учитывать, что 9% учащихся любимыми героями стали явно отрицательные персонажи из компьютерных игр и кино - вампиры, ведьмаки, тираны и злых гении.

         В настоящее время наши студенты часто сталкиваются с противоположными образцами и моделями поведения – как нужно себя вести в той или иной ситуации, как нужно себя вести в жизни, как нужно действовать. Особенно это касается информации в интернете. У меня есть достаточно интересный пример.

        Благополучная семья, воцерковлённая, столкнулась с кризисом собственного ребёнка. Он вдруг заявил, что пойдёт другим путём, не таким, как его родители! Что очень сильно их расстроило, ведь всю жизнь они воспитывали его в лучших традициях нашего общества. Что случилось? Что произошло? Что пошло не так?

Я говорю о том, что одной из центральных характеристик современного информационного мира является многомерная система отражений. Раньше технологии были основаны на так называемой прямой трансляции, когда действительно, по Маяковскому, «крошка-сын к отцу пришёл, и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо?» Отец ответил ему. Дальше он стал внимательно следить, чтобы сын не путал, где – «хорошо», а где – «плохо»! В итоге такого нехитрого воспитательного приёма сын правильно всё уяснил для себя.

      Сейчас же, если ребёнок или молодой человек попадают в систему многомерных зеркал, то постоянно вынуждены сталкиваться с необходимостью отличать настоящее от поддельного, вынуждены смотреть на два-три шага вперёд, то есть, что с ним будет, если он сделает тот или иной шаг.

        И вот именно этой способности, на мой взгляд, и не хватает современной молодёжи. Именно вот такой способности к критическому мышлению, предвидению последствий своих шагов не хватает как раз в технологиях сегодняшнего воспитания в информационной среде. А это очень важно! Отсюда возникает вопрос: а сами взрослые часто владеют таким инструментом? Часто ли мы можем спрогнозировать последствия собственных действий?

         Очень хорошо, что мы стали сегодня реабилитировать наше советское прошлое. Это прошлое, в котором жили мои бабушки и дедушки, родители. Мы все вышли из Советского Союза. Недавно в стране с размахом прошло празднование 100-летия ВЛКСМ, и в нашем университете - тоже. Молодёжь проявляет неподдельный интерес ко всему советскому. Думаю, что это очень хорошо! Это – наша история!

        В масштабе России позитивные нравственные качества необходимо программировать образовательным процессом, включая в него процесс воспитания, и, что ещё важнее, моделировать социальной средой, опираясь на государственную идеологию.

        Следовательно, специалисты по воспитательной работе со студентами и педагоги должны овладеть умением «критиковать источник» – всесторонне оценивать, насколько та или иная информация соответствует действительности, и научить этому студентов. С другой стороны, преподаватель должен уметь «считывать» вербальные и невербальные признаки неустойчивости личности молодого человека перед деструктивным влиянием. Важно обладать компетенциями распознавания соответствующих признаков в поведении молодых людей, тем самым помогая им не оказаться марионеткой в чужих руках.




Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

 
 

depdnevnik.jpg



       
ДОБАВИТЬ