Главная > Новости Братска > Прямая речь

"Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение"

30.11.2018

"Жить - не тужить,  никого не осуждать,  никому не досаждать,  и всем моё почтение"

      К оптинским старцам за советами обращались многие миряне и мо­нашествующие. Наставления монахов, облечённые в форму пословиц и поговорок, надолго оставались в памяти паломников и служили для них жизненным ориентиром.

Особенными знатоками и любителями народной речи, различных присказок и пословиц были преподобные Лев и Амвросий. Своеобраз­ная духовная нить связывала речевую традицию оптинских старцев. Вот как на один и тот же вопрос отвечали преп. Лев, Амвросий и Иосиф. Старца Льва часто спрашивали: "Батюшка! Как Вы захватили такие духовные дарования, какие мы в Вас видим?" - Он отвечал: "Жи­ви попроще, Бог и тебя не оставит". Также и о. Амвросий на во­прос: "Как жить, чтобы спастись?" - любил отвечать: "Нужно жить не­лицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно" или "Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение". А о. Иосиф, келейник о. Амвро­сия, принявший после него бремя старческого служения, в письмах лю­бил повторять: "Живи не как хочется, а как Бог велит"; "Жить нужно так: никого не осуждать, не укорять, не злиться, не гордиться, считать себя в душе хуже всех на свете".

     Старцы общались с людьми разных сословий, умели чутко вслуши­ваться в речевую культуру, отбирали и использовали в своей речи са­мые яркие и меткие образы. Шутливые присказки, пословицы о. Льва всегда располагали и открывали перед ним сердца людей. Приведём не­сколько характерных для него выражений: "Исповедовать на живую ниточку" (т.е. быстро); "Душу спасти - не лапоть сплести"; "У кого го­лосок да волосок, у того лишний бесок"; "За что купил, за то и прода­вай"; "Старого учить, что мёртвого лечить" и др. По воспоминани­ям современников, слово старца "... одного утешало в скорби, другого возбуждало от греховного оцепенення, одушевляло безнадежного, раз­решало от уз самого отчаяния, заставляло повиноваться и веровать не­верующего; кратко - могло человека плотского обратить на путь ду­ховной жизни, конечно, искренне ищущего сего".     Однако большинство пословиц и поговорок принадлежало преп. Амвросию. Старец любил повторять их на общих благословениях. Об­ладая живым характером, он умело использовал искрометность и яр­кую образность пословиц.

    В пословицах и поговорках содержались ответы на вопросы духов­ной жизни: "Отчего человек бывает плох?" - "От того, что забывает, что над ним Бог", говорилось о христианских добродетелях - о терпе­нии и смирении: "Дом души - терпение, пища души - смирение. Если пи­щи в доме нет, жилец лезет вон"; "Умудряйся и смиряйся. Других не осуждай"; "Кто уступает, тот больше приобретает"; "Смиряйся, и все дела твои пойдут"; "Кто мнит о себе, что имеет что, тот потеряет"; "Ес­ли очень зацепят тебя, скажи: не ситцевая, не полиняешь". О благора­зумном молчании: "Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться"; "Ты молчи пред всеми, и тебя будут все любить". О тер­пеливом несении скорбей: "В скорбях помолишься Богу, и отойдут, а болезнь и палкой не отгонишь". О верности своему слову: "Неиспол­ненное обещание всё равно, что хорошее дерево без плода". Облича­лись пороки тщеславия ("Не хвались, горох, что ты лучше бобов: раз­мокнешь - сам лопнешь") и злословия ("Если кого хочешь уколоть сло­вом, то возьми булавку в рот и бегай за мухой").

Некоторые пословицы старец считал необходимым пояснить своим слушателям, чтобы глубже раскрыть их смысл и значение в соответ­ствии с христианским учением: «"Гордых сам Бог исцеляет" - это зна­чит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылают­ся от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет и все будет говорить: "достоин сего"».

Многие пословицы соотносятся с текстами Священного Писания: "Иди мытаревым путём и спасёшься"; "Не судите, да не судимы будете"; "Надо вниз смотреть. Ты вспомни: земля еси, и в землю пойдёши"; "Благословля­ющие уста не имут досаждения"; "Томлю томящего мя. Истома хуже смер­ти"; "Царствие Божие не в словах, а в силе: нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение"; "Иди, куда по­ведут; смотри, что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя!"

Одной начальнице монастыря на её слова, что народ, поступающий в обитель, разный, старец ответил: "Мрамор и металл - всё пойдёт". Потом, помолчав, продолжал: "Век медный, рог железный, кому рога не сотрёт. В Священном Писании сказано: Рог грешных сломлю, и воз­несётся рог праведного (Пс. 74. 11). У грешных два рога, а у праведного один - смирение". (Два рога грешных здесь обозначают, видимо, две страсти - гордость и тщеславие.)

      Часть пословиц, имеющая параллели с русскими народными посло­вицами и поговорками, творчески переработана старцем, причём ак­центы сделаны на других значениях; "Благое говорить - серебро рассы­пать, а благоразумное молчание - золото" (ср.: "Слово - серебро, а молчание - золото"); "Ум хорошо, два лучше, а три - хоть брось", т.е. советы многих людей не принесут пользы (ср.: "Ум хорошо, а два луч­ше"); "Всякий сам кузнец своей судьбы", т.е. каждый человек сам при­чина своих скорбей (ср.: "Каждый сам кузнец своего счастья").

     Некоторые пословицы обращены преимущественно к монашеству­ющим: "Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз"; "Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой: же­лезной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смире­ние"; "Не должно выбирать сестру по духу, а то будет по плоти", т.е. не следует слишком привязываться к кому-либо. Одной монахине, кото­рая раньше пользовалась почётом, а позже впала в немилость, старец ответил: "Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадёт", т.е. следует смиренно переносить превратности судьбы.

Однако большинство пословиц содержало наставления, обращен­ные ко всем слушателям. Например, о том, что поучать легче, чем са­мому что-либо делать: "Теория — это придворная дама, а практика - как медведь в лесу"; о необходимости понуждения ко всякому благому делу: "Нужно себя понуждать гряды копать и на всё"; о христианской любви: "Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему - утешение", о жиз­ни как подготовке к вечности: "Как поживёшь, так и умрёшь", о слож­ности борьбы с грехом: "Грехи, как грецкие орехи, - скорлупу раско­лешь, а зерно выковыривать трудно".

      На исповеди старец учил: "Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей"; "Чужие дела не передавай". Любя простоту, т.е. искренность, отсутствие двуличия и лицемерия, он говорил: "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного"; "Смотри на всех просто"; "Будь проста, и все пройдёт"; "Жить просто - значит не осуждать, не зазирать никого".

      На слова одной дамы, что трудно заниматься с молодёжью, ответил ей таким образом: "Не беда, что во ржи лебеда, а вот беда, когда в поле ни ржи, ни лебеды". И прибавил: "Сеешь рожь - растёт лебеда, сеешь лебеду - растёт рожь. В терпении вашем стяжите души ваши [Лк. 21, 19]. А ты терпи от всех, всё терпи, и от детей терпи".

     Старец Амвросий любил рифмовать свои поучения. Например, об­ращаясь к Юлии, говаривал: "Сама не юли и другим не вели".

     Пословицы о. Амвросия часто повторял его келейник о. Иосиф, ко­торый в письмах приводил слова своего наставника, связывая их в це­лое стихотворение:

                            Скука - унынию внука, а лени - дочь,

                            Чтоб отогнать её прочь,

                               В деле потрудись, в молитве не ленись:

                                Скука пройдёт, и усердие придёт.

                               А если к сему терпения и смирения прибавишь,

                               Тогда от всех бед и зол себя избавишь.

      Яркие, искромётные пословицы являлись орудием духовного назида­ния. В них говорилось о цели христианской жизни, о добродетелях и по­роках. Они обладали большей убедительностью, чем обширные поуче­ния. Пословицы и поговорки оптинских старцев всегда были вписаны в духовный контекст, по форме являясь яркими образцами народной речи, они играли заметную роль в духовной традиции Оптиной Пустыни.

Валентина КАШИРИНА,

кандидат филологических наук,

преподаватель БрГУ




Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

 
 

depdnevnik.jpg



       
ДОБАВИТЬ