БЕРЕГИТЕ  СЕБЯ!    ЧИТАЙТЕ  «НАШБРАТСК»!    ВСЁ  БУДЕТ  ХОРОШО!

Главная > Новости Братска > Прямая речь

О дистанционном обучении газета «Братский университет» писала ещё в конце прошлого века

11.12.2020

О дистанционном обучении газета «Братский университет»  писала ещё в конце прошлого века

Вы не поверите, но о дистанте на страницах вузовской газеты тогдашний ректор БрИИ О.П.Мартыненко рассказывал в конце девяностых: « В 1985 году мне пришлось стажироваться в Швейцарии. Там нет отличия: очно-заочно. Первокурсникам университета (гуманитариям и естествоиспытателям) сразу дают возможность писать дипломную работу. Никаких лекций. Студенты работают с электронной литературой самостоятельно. Преподаватель разъясняет им лишь то, что осталось за пределами понимания. Основа современного образования - дистанционная».

Далее приводим полный текст рассуждений ректора О.П.Мартыненко (№ 8 от 27 февраля 1999 года, название публикации «С обочины – на обустроенную дорогу»). 

Дистанционное обучение – уже не перспектива

К сожалению, Россия в этом плане отстала. Не так давно мне пришлось работать в Красноярске в комиссии по Интернет. Так вот с высокой трибуны заместитель губернатора заявил, что это – программа 2000 года.

Согласен, для России – да, для Европы – нет. Я не выдержал и в качестве примера привёл в двух словах программу американского президента: к восьми годам каждый американец должен владеть технологией персонального компьютера, а пятнадцати – технологией Интернет. О чём тут говорить... Отстали – факт.

                                 Надо догонять

Дистанционное образование (ДО) – технология обучения, прочно вошедшая в жизнь развитых стран, зарабатывающая хорошие деньги.

Пример. В английском Букенгемском лесном колледже (в нём проходили стажировку двое студентов БрИИ) на одном лазерном диске записаны все последние сведения по технологии деревообработки. Стоимость диска пять тысяч долларов. Покупай и пользуйся с помощью компьютера.

ДО – реалии сегодняшнего дня, простая необходимость, иначе вообще будем тащиться в хвосте цивилизации. А надо как-то выбираться с обочины на общую обустроенную дорогу.

У ДО не только плюсы. Главный минус – дороговизна. Каждый обучающийся должен иметь современный компьютер. Такую «роскошь» может позволить себе подавляющая часть американцев, шведов, японцев... Для России же это пока «запретный плод», к которому в последние годы активно потянулась молодёжь.

                              Теперь сама суть

ДО – сплав очного и заочного образования. На сей счёт существуют полярные мнения. Всегда так в России – как новая идея, так обязательно дискуссия. Некоторые считают, что ДО - не новая форма образования, а старая заочная, только с использованием компьютера. В корне не согласен.

В чём разница между дистанционным и заочным образованием?

ДО – более широкое понятие, многомерное. За рубежом нет даже такого понятия – очная и заочная формы. Обучение ведётся в реаольном режиме времени: в том и другом случае. Скажем, я веду лекции или лабораторные в аудитории. Делаю это в реальном режиме времени, в очном. Существует однако и самостоятельная работа студентов, когда знания индивидуально добываются в библиотеке или дисплейном классе. Это разделённый режим времени, можно сказать, заочный.

Соотношение двух временных режимов таково, что заочник и очник занимаются по одним и тем же учебным планам, утверждённым госстадартом Российской Федерации. То есть отличие только во времени.

                     Восьмой пик

     Дистанционное образование, безусловно, дитя восьмого пика научно-технического развития человечества.   Произошёл расцвет теории и практики информатики: вычислительной техники с плоским жидко-кристаллическим дисплеем.

В США мне приходилось наблюдать, как тот или иной бизнесмен в нужный момент открывал дипломат-компьютер с плоским дисплеем и начинал общаться на дистанции. ДО в понятии американцев – получение знаний на расстоянии.

Чем интересно нашему институту ДО?

   В корне меняется   учебный процесс. Освободятся дополнительные аудиторные площади. Не будет привычных лекций.

Для того чтобы обеспечить занятия в реальном режиме времени вуз должен создать качественные образовательные услуги – новые технологии обучения. Это студии, обеспечивающие преподавателям выход в систему вуза.

Как это должно выглядеть? Преподаватели, читающие, скажем, курс физики, химии или деталей машин приходят в студию и читают лекции с помощью специальной связи – кабельной или спутниковой. (Спутниковая связь в России довольно «грязная», а вот кабельная даст хорошее качество информации и изображения). Осуществляется связь с Братском, Усть-Илимском, Железногорском и другими городами региона.

Информацию лектора могут принимать студенты-дистанционники, имеющие у себя дома современные компьютеры, заранее знающие расписание лекций.

Подобная технология общения – принципиально новый переход к взаимоотношениям преподавателя и студента. Слушать лекции в обычных аудиториях бесплатно будут бедные студенты, а богатые – в домашних условиях за деньги. На первом этапе – параллельно.

Первостепенная задача сейчас для коллектива – создание специально оборудованных студий. На их создание потребуются немалые средства, но, повторяю, это веление времени и от этого никуда не уйти.

                 Электронная библиотека

Разделённое время – совершенно другая литература. Полный переход на электронную литературу, не ту, что есть у нас в недостаточном количестве в вузовской библиотеке. Государственная аттестационная комиссия отметила наш слабый книжный фонд. На что мы ответили: а стоит ли тратить средства на приобретение учебников, если у нас сейчас переходный период – к электронной библиотеке. Перспектива – в этом.

Например, уже сейчас у профессора БрИИ Валерия Аркадьевича Люблинского возглавляемой им кафедры подготовлены 22 электронных учебника. По строительным дисциплинам – аудио-и видеокассеты, компьютерные диски. 22! Любой может сегодня купить курс по специальности «Промышленное и гражданское строительство». И самостоятельно его изучать. Чем удобно такое обучение? Да хотя бы тем, что непонятные студенту моменты можно вернуть и прочесть (увидеть) заново. Остановиться, подумать. Вникнуть. А если всё же останутся «белые пятна», то студент может прийти к преподавателю и тот позанимается дополнительно. Спокойно, без нервотрёпки. Качественно.

Международная информационная система Интернет

Как я уже сказал, каждый обучающийся по система ДО должен иметь персональный компьютер и оплачивать выход в Интернет. Бесплатно можно просто выйти и «покопаться» в базе Интернет. Настоящая же технология Интернет – образовательные программы. Это стоит уже приличных денег, так как заказываются определённые программы у исполнителей – высококвалифицированных преподавателей – российских и иностранных.

Институт намерен заключить договора с международными высшими учебными заведениями. Есть предпосылки по договору с Букенгемским лесным колледжем. В этом случае спецкурсы будут читать англичане. Они берут на себя также и перевод лекций на русский.

По договорам вуз будет платить за то, что англичане станут читать лекции в реальном режиме времени. Обучаемый сможет записать лекцию с русским переводом и затем использовать его многократно.

ДО – конкретная работа с международными центрами обучения. Координатор Соровского фонда в России Екатерина Юрьевна Ганеева говорит так: надо, чтобы каждый студент имел выход в международные культурные центры (см. полотна европейской живописи).

Позволю небольшое отступление. Когда я побывал в Цюрихском музее изобразительных искусств, то открыл для себя художника с мировым именем – Марка Шагала. Удивительный сиреневый цвет его полотен поразил меня... А ведь путешествовать по мировым галереям и музеям живописи можно с помощью Интернета. Культурные программы готовятся фондом Сороса, который заинтересован в системе открытого общества. По Иркутской области соровцев волнует система сталинских лагерей. Нам предлагается сделать курс о ГУЛАГе, а взамен – мировые образовательные программы.

Поэтапная работа уже ведётся. Во втором учебном корпусе создан центр Интернет, фонд Сороса берёт на себя 70% расходов: техническое оснащение, переподготовка преподавательских кадров (как по Морозовскому проекту).

Интернет – не собственно дистанционное образование, а инструмент. Профессорско-преподавательский состав и студенты должны понять принцип дистанционного обучения и готовить себя к этому. Всем будет трудно. Зато потом станет легко.

Беседовала

Маргарита ИСАКОВА

Олег Петрович Мартыненко руководил нашим вузом с июля 1980-го по май 2003 года, то есть 23 года. Родился в Ташкенте Узбекской ССР в семье высокопоставленного сотрудника республиканского НКВД. В 1959-м окончил Московский институт химического машиностроения.

Основная научная деятельность академика Мартыненко была связана с разработкой и внедрением автоматизированных информационно-измерительных систем для сложных объектов различных областей техники, геофизики, экологии, экономики. Им разработана и осуществлена проблема неразрушающего контроля несущей способности крупногабаритных корпусов ракетных двигателей из новых конструкционных материалов.

До прихода в Братский индустриальный институт (ныне БрГУ) Олег Петрович работал в оборонной промышленности – в Люберецком НПО «Союз» (военно-космическая отрасль).




Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

 
 




       
ДОБАВИТЬ