Главная > Новости Братска > Прямая речь

«Нет прекрасней и мудрее средства от тревог»

16.09.2013

«Нет прекрасней и мудрее средства от тревог»

Клуб самодеятельной песни «Купе» существует в Братске более четверти века. Он родился в советское время, пережил перестройку и лихие 90-е, успешно продолжая сегодня традиции Визбора и Окуджавы. Участники «Купе» толкуют это название просто и понятно. Как и в обычном поезде, сюда волен зайти любой попутчик. Он может посидеть в этой компании и сразу уйти. Или остаться надолго. Все зависит от самого человека. Петр Иванович Дайнеко остается верен «Купе» всю его долгую дорогу. Но прежде чем побеседовать с ним, позволим привести короткий отзыв одного из любителей братского КСП: «Всем, чьи дороги когда либо пересекутся с КСП «Купе», настоятельно рекомендую «всенепременнейше» посетить мероприятия с участием КУПЕшников, поскольку встреча с братчанами - это всегда незабываемый праздник. Праздник души и песни, который является продуктом многолетней работы, репетиций и, кончено, результатом талантливой работы аранжировщика Игоря Федорова. В репертуаре «Купе» песни классиков жанра, а также песни В.Татарникова, как авторские, так и написанные в соавторстве с талантливым братским поэтом Федей Гизетдиновым. Потрясающие исполнители, Лена Булат, Петя Дайнеко, Коля Шиманов, Саша Юдин - это яркое явление в бардовской песне. На сегодняшний день, в Иркутской области, «Купе» - самый яркий исполнительский коллектив».

С этим мнением легко соглашаешься, стоит только послушать песни в исполнении «Купе». 

«Ни взносов, ни членских книжек»

- Петр Иванович, чем было примечательно нынешнее лето для «Купе»?
- Было много событий. Традиционный фестиваль на реке Олхе (станция Дачная недалеко от Иркутска). Этот фестиваль начинался еще в 70-е годы. Нынешним летом там собрались люди, которые еще помнят эти старые времена и решили восстановить фестиваль. Мы это начинание поддержали и в июле выступили на Дачной с концертом памяти Фёдора Гизетдинова, нашего друга и автора, который умер 30 марта этого года.
- «Купе» - это трио, дуэт, квартет? Сколько у вас участников?
- Количество людей периодически меняется. Никто не считает, сколько нас.
- А почему не считает?
- А зачем? У нас нет ни взносов, ни членских книжек. Кто поет, кто одобряет это дело, тот и в клубе.
- И давно он существует?
- С 1985 года, то есть скоро будет 30 лет. Сначала КСП имел название «Шрапнель», с которой все и началось. Потом мы все разбежались, точнее, надоели друг другу, занялись другими делами. И позднее поняли, что пришло время снова организоваться.
- Кто был в первом составе?
- Там тоже было много людей разных. Костяк составляли Николай Шиманов, Елена Булат, Петр Дайнеко, Игорь Федоров и его супруга Наталья (она сейчас живет в Кирове).
- А вы когда пришли в «Шрапнель»?
С Олегом Немировским (в центре)- С самого начала, даже немного раньше. В 1982-м в Усть-Илимске состоялся бардовский фестиваль, председателем жюри которого был приглашен Евгений Клячкин. Он тогда нам дипломы вручал, а мы его пригласили в Братск. Тогда же мы познакомились с Олегом Немировским - сегодня очень известным в России автором и исполнителем, он часто бывает в Братске, недавно выступал на радио «Шансон». А Евгений Клячкин наше приглашение тогда принял, в 1985-м году приезжал в Братск, давал концерт в ДК «Металлург» и конференц-зале Братскгэсстроя.

«Даже после смерти отсюда нельзя уйти»

- Можно ли сейчас узнать что-либо из истории бардов кого движения в Братске?
- Братчанка Марианна Макаренко составила небольшую книжку по истории КСПшного движения в нашем городе. Прежде чем ее написать, она замучила нас вопросами. Но все-таки такая книжка есть и ее даже можно почитать, если приложить усилия и найти. Там все о всех рассказано и написано более-менее правдиво. Есть и интервью с Николаем Шимановым - застрельщиком нашего клуба, со мной, Федором Гизетдиновым и многими другими.
- И сейчас из того состава КСП, из основателей, один вы остались?
- Никто никуда не делся. Никто никуда не ушел. Мы не видимся годами, но для общения есть Интернет. Мы поем эти песни и будем их петь. Даже после смерти отсюда нельзя уйти. А куда ты уйдешь? Если взял гитару, все, ты уже в КСП, ты уже причастен. Федор от нас однажды ушел. Но мы его не отпускаем, он с нами и никуда не уйдет.
- Откуда в Братске появились КСП?
- «Старики» привезли. Был Марчук и другие, был клуб «Гитаристы» в проектной конторе Братскгэсстроя.
- Вместе с Братском и авторская песня Братска родилась?
- Местного тут немного. Немировский, Татарников, Гизетдинов. Местного здесь не больше, чем в других городах. И потом, что такое «местный"? Евтушенко, например, он местный?
- Но есть же какая-то особенность по духу, по творчеству?
- Никакой особенности нет. Болото, как и в других городах. Никто ничего не хочет делать (смеется). Даже хуже. В Усть-Илимске, к примеру, фестиваль возобновили, а в Братске он еще и не начинался. Да, предпринимались разовые попытки организовать фестиваль, но все это не имело продолжения.
- И какие были фестивали в Братске?
- Один фестиваль состоялся в 1989-м году, в 1991-м году состоялся фестиваль «У Петроныча», тогда мы приглашали Долину, у нас были Столяры...
- Петроныч - ваше официальное имя среди бардов?
- Так больше в шутку говорят. 

«Мы не любим графоманства»

- Что больше запомнилась из тех времен, что бы хотелось вернуть в наше время?
- Хорошую поэзию, музыку хорошую. Чтобы наше движение развивалось.
- Можно ли вспомнить, какая именно - хорошая музыка и поэзия?
- Мы ее и не забывали. Никитины, Берковский, Клячкин, Окуджава, Ким. Наши авторы - Немировский, Татарников.
- Много ли звучит песен на ваших концертах из творчества наших авторов?
- Почти нет, если звучит, то совсем небольшая часть. Например, поем песни Татарникова.
- Почему?
- Мы не любим графоманства. Пусть кто-то из братчан не прочь что-то сочинить. Появляются вирши, на здоровье. Мы сочинительству не препятствуем. Может быть, что-нибудь когда-то достойное появится. Тогда, безусловно, мы это возьмем и исполним.
- То есть вы достаточно критически относитесь к такому творчеству?
- Что значит - критически? Это же сразу слышно. Если что есть путное - мы услышим. А если нет, то и слышать нечего. Мне, например, нравится творчество братчанина Андрея Вечернина. Мы его приглашали на концерт в БрГУ.
- Что это был за концерт?
- Это ежегодный концерт, проводится в честь Всемирного дня бардов сякой песни. Приходится он на 22 декабря, когда самая длинная ночь в году. Подобные концерты проводятся в разных городах уже не первый год, мы тоже решили поддержать движение, присоединились и сделали свой концерт.
- Где-нибудь в Интернете можно его увидеть?
- Мы не занимаемся этим, но если кто выложит запись - будем только рады.
- В Иркутской области фестивали и концерты проводятся редко?
- В этом году почаще стало. Но в Братске концерты бардовской песни по-прежнему редкость, особенно в больших залах. В 2008-м году «Купе» выступил с концертом, который мы готовили года два. Федор Гизетдинов написал сценарий. Взялись за проект с желанием. Концерт состоялся в зале Братского драмтеатра. Занял концерт примерно три часа. Зал в театре небольшой, но тем не менее был полон и никто с вечера не ушел. Потом концерт был издан на DVD - полутора часовая выжимка из нашего выступления. Существует также аудио сборник, состоящий из наших концертных записей, с выступления на вечере в честь 20-летия КСП «Купе».
- А выступления на большой сцене?
- Года два назад мы попробовали сделать концерт в большом зале ТКЦ «Братск АРТ». Стояла зима, мороз страшный, но тем не менее люди пришли, концерт состоялся. Все было организовано без участия спонсоров, проект был исключительно коммерческий. Даже после оплаты аренды зала осталось 30 тысяч заработка, чтобы между собой поделить. Так что мы можем, если захотим. Впрочем, это скорее случайность.

«Пацаны и девчонки рты пораскрывали»

- Получается, что профессионально заниматься тем, чем собственно занимаетесь вы, невозможно в современных условиях?
- Нет, все возможно. Но делать это некому. Нужны продюсеры, чтобы все было профессионально. У нас есть фирмы, которые привозят к нам эстрадных артистов, популярных и пользующихся успехом. Однажды мы в такую организацию обратились. Нас поняли, поддержали и организовали. Так получился концерт на самой большой сцене Братска. Все было как положено - реклама, аренда и прочее. И даже заработок.
- Кто они, ваши слушатели?
- Альпинисты, туристы, яхтсмены и т. п. - наша основная аудитория. Это наши друзья.
- Но их не так много в городе, чтобы самый большой зал заполнить.
- Так мы же неполный зал собрали, ползала от силы было. Если бы все места были заняты, мы бы, пожалуй, больше 30 тысяч заработали.
- И все-таки, кто эти люди, которые и в наше время продолжают слушать авторскую песню?
- Я понимаю, что они хорошие, добрые люди. Кого Бог мозгами не обидел.
- По-вашему получается, таковых со всего Братска от силы ползала наберется?
- Да меньше даже, меньше.
- Если группу поддержки не считать? А если шутки в сторону, как вы считаете, публика 20 лет назад и сейчас - это другие люди? Что-то в них убавилось или прибавилось?
- Не знаю. Нормальные песни слушают все. И любят так же. Мы как-то со школьниками встречались. Всю жизнь эта проблема была, ничего нового. Нас стали уверять, что в школу идти не стоит, молодежь такие песни не любит и совсем не слушает. Мы пришли и выступили. Пацаны и девчонки рты пораскрывали. Мы выступили в зале типа столовского, без микрофона, сцены, ничего такого артистического. Пришли, рассказали, поговорили, они нас поняли. Просто раскрыли им глаза на это дело, на бардов и исполняемые ими песни.
- Вы полагаете, что те самые люди, которые сами в юношестве слушали и пели песни под гитару, сейчас утверждают, что это молодежи неинтересно. На самом деле молодые люди нормально все это воспринимают?
- Они просто не имеют такой возможности - слушать авторскую песню. Я тоже был школьником. Помню, в классе седьмом услышал от кого-то «чик-чик-чик-Чикаго", и меня захватило, заинтересовало. Дальше был Высоцкий... Понимаете? Это интересно. Меняются стили и мода, а суть остается, есть ценности неизменные. Сейчас хуже в том, что караоке все забило. Люди поют под фонограмму, а инструментом владеть не очень-то хотят. Никто не учит. И культуры пения не стало. раньше пели все поголовно, хоть как-то, все равно пели.
- Вы себя считаете ретроградом? Раньше было хорошо, а сейчас плохо, так что ли получается?
- Нет. Раньше было плохо. Сейчас еще хуже...

«Все мани-мани, быстрей-быстрей»

- Петр Иванович, вы занимаетесь авторской песней с юношества. Что за эту «карьеру» вам больше всего запомнилось? Что принесло, помимо удовольствия от музыки?
- Это, конечно, интересные люди. До сих пор помню, как мы квартетом - Виктор Берковский, Дима Богданов и я вместе с Игорем Федоровым исполнили в Иркутске песню «Ночная дорога»: «Нет прекрасней и мудрее средства от тревог... Придут другие времена, мой друг, ты верь в дорогу». есть такая знаменитая шуточная песня. Бардовская песня стала массовой в свое время, когда были такие исполнители, как Визбор или Окуджава, многие другие, была целая пледа прекрасных артистов и поэтов, музыкантов.
- Сейчас подобное сопоставимое по массовости движение возможно?
- Оно может возродиться, если у нас будет всплеск интереса к литературе и наукам. Такой песне нужна живая, изменяющаяся среда.
- Вы считаете, сейчас нет почвы для массовой авторской песни?
- Все зависит от того, как у нас студенты живут, как наука развивается, как у нас с перемещением по стране. Чтобы люди имели возможность делиться друг с другом своим творчеством. Но им вместо этого нужно зарабатывать, работать надо. Некогда отдыхать. Все мани-мани, быстрей-быстрей.
- Желание получить материальные блага препятствует?
- Это не желание, это необходимость. Раньше люди получали свои 120 рублей. Их хватало на жизнь, все нормально. Можно было кое-что позволить. Когда ты работаешь в вузе, у тебя отпуск 50 дней, езжай, куда хочется. Билет за 15 рублей, и ты на Байкале. И времени вагон. А сейчас мы можем позволить себе недельку в год отдохнуть.
- Кстати, недавно вы были на Байкале. Что там интересного происходило?
- В бардовском движении, а там проходил в Больших Котах бардлагерь, идет определенное возрождение. Появляются внятные песни, есть у людей желание творчества. Вот познакомились с Александром Мирзояном, очень интересным автором.

«Я могу исполнять песни 10 часов без перерыва»

- Много ли среди современных авторов людей молодых?
- Я не слежу за этим специально, ведь существует немало различных фестивалей - в Назарово, Усть-Илимске, в Томске, Новосибирске, фестиваль Грушина.
- Что можно ожидать от «Купе» в ближайшее время?
- Все зависит от желания и... оплаты. Если говорить о серьезной работе по отношению к самим себе, то были у нас планы сделать композицию по книге Визбора «Завтрак с видом на Эльбрус». Замысел обсуждался с Федором Гизетдиновым, но без него задуманное вряд ли получится. Нужно написать этот концерт, выстроить драматургии, хотя материал для него имеется прекрасный. Но сделать это некому.
- Сколько песен имеется в репертуаре «Купе»?
- Не знаю точно, но исполнять можно часов 10 без перерыва. По крайней мере, я могу 10 часов без перерыва. А если все мы по очереди, считайте сами.

Артем Гвоздев 




Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

 
 

depdnevnik.jpg



       
ДОБАВИТЬ