Главная > Новости Братска > Прямая речь

Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга

19.12.2013

Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга

«Что же известно о том, кто таков Рёкин Гундерсон? А вот что известно об этом. Рёкин был из знатного рода, сыном херсира по прозвищу Обухов и родился на берегу холодного моря, людьми сотворенного. С малых лет Рёкин обучался воинскому делу. Дрался на мечах во многих битвах. Умел шить одежду. Познал тайны приготовления пищи и устраивал для своих родичей и спутников пиры. Жил во дворе Ворона. Известен же был прежде всего тем, что читал древние книги и рассказывал людям о великих делах предков. За то соратники назвали его своим конунгом…»

Из как бы саги «О человеке с Севера, славном Рёкине Гундерсоне». Сага только начата…

Перед разговором – немного про викингов, чтобы потом не отвлекаться на пояснения:

Викингираннесредневековые скандинавские мореходы, в VIII—XI веках совершавшие морские походы от Винланда до Биармии и от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкали за пределы родных стран перенаселение и жажда лёгкой наживы. В подавляющем большинстве язычники. Шведские викинги и викинги с побережья Балтики, как правило, путешествовали на восток и фигурировали в древнерусских и византийских источниках под именем варягов, в арабских источниках они же упоминаются под названием русы.. Норвежские и датские викинги двигались в своём большинстве на запад и известны по латинским источникам под именем норманнов .

Сага — понятие, обобщающее повествовательные литературные произведения, записанные в Исландии в XIII—XIV веках на древнеисландском языке, и повествующие об истории и жизни скандинавских народов в период, в основном, с 930 по 1030 годы, так называемый «век саг».

Вестфольд — "протокоролевство" на юго-востоке Норвегии, главная вотчина древнего рода Инглингов.

Готланд — принадлежащий Швеции остров в Балтийском море. В эпоху викингов жители Готланда вели активную торговлю, о чём свидетельствуют 650 обнаруженных на острове кладов, состоящих из 140 тыс. арабских и западноевропейских монет и украшений. Разговаривали готландцы на древнегутнийском языке.

Ли́ндисфарн — остров у северо-восточного берега Англии. Также известен под названием Святой остров, так как стал одной из колыбелей христианства на севере Англии. Христианство на Линдисфарн принёс примерно в 635 году ирландский миссионер святой Айдан. На острове был основан монастырь. При обители имелся скрипторий, откуда происходит знаменитое Линдисфарнское евангелие. Во время отлива до острова можно добраться пешком.

***

… Рёкин Гундерсон сидит рядом и пьет кофе. Лучше бы, конечно, эль, но в этом кафе эля не подают… Обычный с виду парень – не «ботаник» и не «качок». Невозможно догадаться, что 13 лет из своих 26-ти он посвятил изучению эпохи викингов. Полжизни! Не только книги читал, в библиотеках и музеях информацию искал, но и делал предметы быта, одежды, оружие тех времен. Останавливаться не собирается. Не надоело, говорит. Не понимаю - зачем молодому парню вся эта архаика? Как говорится, что в викинге тебе твоем? 

- Откуда Рёкин Гундерсон? Кто он таков на самом деле? Это реальное имя?

- Абсолютно. Исторический персонаж, отец знаменитого Оттара вестфольдинга или Оттара – путешественника. Сначала я увлекался больше историей Норвегии – вот оттуда имя. Потом уже к Готланду перешел. А ник «прилип». Что не всегда происходит у тех, кто занимается исторической реконструкцией и у ролевиков. Бывает, находит кто-то имя, а оно «не ложится». Бывает, приживается имя совершенно далекое от истории. По-разному. У меня получилось совпасть с именем.

- Не будем ломать традицию саг – как известно, они линейны. От начала потихоньку – все дальше и дальше… И мы начнем сначала. Вот было тебе тринадцать лет, и, как все пацаны, ты играл в «войнушки»… Но не просто в «красных-белых». Да?

- Ну, войнушки были до того… А мое увлечение историей началось с ролевых боев, в клубе «Белый единорог». Он до сих пор существует. А до того я занимался спортивным фехтованием по классу рапиры, была такая секция в «Факеле». Около года примерно. Потом случилось так, что тренер погиб… Секция прекратила работу. Но желание, интерес, какое-то умение остались. Вообще представление о ролевиках как о людях, которые от нечего делать машут мечами в лесу – узкое. Здесь идет отыгрыш ситуации, получается театр под открытым небом. В тот период мне это было интересно, я и к Олегу Чернигову ходил, во Дворец искусств, играл в театральной группе. Ну а в 2007-м отошел от «Белого единорога». Мы с приятелем создали «Двор ворона», клуб исторической реконструкции. Ролевые бои проходят в основном по фэнтезийной тематике, а мне к тому времени уже хотелось не столько играть в историю, сколько заниматься ее изучением.

- И что, все, с боями покончено? Мечи зачехлены или подарены?

- Не совсем. Я и сейчас с «Единорогом» на игры выезжаю, какое-то время турниры помогал организовывать, закрытие двух сезонов. Ну, иногда возьмешь меч, помашешь…

- А сколько сейчас народу во «Дворе ворона»?

- Шестеро. Это костяк сформировавшийся, мы занимаемся одним периодом – эпохой викингов. Это 8 -11 века, можно до месяцев рассчитать. Официально началом эпохи викингов считается июль 792 года, нападение на Линдисфарн - первое задокументированное упоминание скандинавского набега. А последнее - 25 сентября 1066 года, битва при Стамфорд-Бридже, когда погиб конунг Харальд Суровый. Очень интересное время. Великие империи прошлого распались уже, создавались новые государства. Для меня это время созвучно с нашими лихими девяностыми, с дикой свободой, когда лидером мог стать любой, соединив характер, способности и удачу.

- Ну где мы, а где викинги? Почему их история так важна для тебя, парня из Сибири, которая для скандинавов – мифическая земля за семью морями, такая же мифическая, как и их земля – для нас. Между нами – тысячелетия и тысячи километров. Пропасть…

- Это как сказать. Мы северяне. Нас роднит природа. Потом, братчане – авантюристы где-то. Да, сюда ехали за куском хлеба, за тем, чтобы было на что жить и где. Ну, если без романтики, если реально смотреть на вещи. Но для того, чтобы рвануть на стройку, нужна была смелость, бесшабашность даже, решительность. Качества, свойственные викингам, без которых невозможны были бы их набеги и путешествия. Как первостроители изменили Сибирь, так и викинги изменили Европу. Кто бы что ни говорил – разбойники, пираты… Но они же – мореходы, составители первых карт, открыватели территорий, великолепные воины, ремесленники. Люди силы, самодостаточности, независимости. Потому и привлекают, молодежь особенно. Я не буду говорить о том, что в любом европейце течет кровь викингов, о связях викингов и славян. И про основателя Новгородского княжества варяга Рюрика говорить не буду – его этническая принадлежность бесконечно дискутируется. Я про то, что мир тесен. Викинги сибирякам ближе, чем кажется. Так что мои занятия историей – это поиски викинга внутри себя, как в характере, так и в умениях.

- Давай поподробнее об умениях. Что в твоем активе, кроме фехтования?

- Мне интересна бытовая реконструкция. Когда облачение, предметы быта создаешь своими руками. Нет, кольчугу не плел. Я реконструирую купеческий комплекс, а кольчуга – принадлежность воина. Вот Андрей Гумницкий сам кольчугу делал, целый год. Я закончил летний рабочий и зимний комплекты. Из домотканого льна, крашенного натуральными красителями, так, как это шили в то время, с тем же кроем. С обувью товарищ помог, он обработку кожи и шитье из нее стал осваивать раньше. Плюс кошель, игольницу, поясную сумку, рукоять ножа я сам делал. Лезвие – сборное, трехслойное - заказывал кузнецу из Петербурга. Сейчас еще шью парадный комплект.

- А где материалы берешь? Лен, кожу?

- У каждого реконструктора есть свои, скажем так, поставщики. Сарафанное радио, интернет, знакомства… Ищешь и находишь.

- Летом видела тебя в этом «прикиде». Напоминает славянские одежды. Удобно?

- Очень. Легко. А зимний комплект еще и теплый. Испытывал его в условиях похода. Меха в нем нет, только шерстяная ткань. Все из нее – рубаха, штаны, куртка, плащ. При морозе в 20 градусов и ветре не холодно. Викинги знали, что делали.

- А откуда тебе известно, что конкретно делали викинги? Какими источниками информации ты пользуешься?

- Все начинается с изучения публикаций, исследований по теме. Если говорить о русских ученых, то это, конечно, книги Глеба Сергеевича Лебедева, главного историка – скандинависта. Еще работы археолога Анатолия Николаевича Кирпичникова. В Сети вполне доступны коллекции музеев мира. По моей теме много ценного в Шведском историческом музее. Есть форумы реконструкторов, где мы общаемся, обмениваемся информацией. И, конечно, фестивали.

- Сейчас проводится довольно много реконструкторских фестивалей, на разные темы, в разных местах. На какие фестивали ты ездишь? Как часто?

- В этом году был на двух. Летом – на «Сибирском огне» под Новосибирском, осенью – на сборе «Сквозь пелену веков», тоже недалеко от Новосибирска, в другом месте. «Сибирский огонь» - это военно-исторический мультивековой фестиваль. Там было представлено и раннее средневековье – то есть период, которым мы занимаемся. Из Братска ездили четверо. Еще были показаны высокое средневековье, эпоха покорения Сибири, наполеоновские войны, первая мировая и вторая мировая войны. Каждая команда участников ставила свой военно-исторический лагерь, а реконструировали эпизод сражения второй мировой. Упор был сделан на действия сибирских дивизий. Мощное мероприятие. 380 участников из разных городов, 15 тысяч зрителей за три дня. Очень много визуальной информации, просто разброс сознания… Да, сейчас много исторических фестивалей, но все равно мы от Европы отстаем – там они проходят почти каждые выходные. А «Сквозь пелену веков» - это фестиваль конкретно по раннему средневековью. Туда я ездил один. Конечно, там и участников меньше, и зрителей. Но этот фестиваль мне более интересен тем, что тут есть предметное и глубокое общение единомышленников. В этом году начали делать речную лодку-плоскодонку. Мы делимся знаниями, опытом, учим друг друга.

- И чему ты уже можешь научить?

- В последнее время я увлекся изучением кухни того периода. На «Сибирском огне» отвечал за питание лагеря в 30 человек. Чем кормил? Ну, например, «на ура» идут блюда из баранины. Нет, сам не забивал, хотя опыт есть и разделывать умею. В нашем лагере девушки были, мы щадили их психику… Так что баранину брали на рынке. На вертеле не готовил, это киношные представления о кухне викингов. И вообще викинги не ели много мяса. Современный человек гораздо больше потребляет. Приготовить мясо, как это делали викинги – значит порубить и с чем-то зажарить, можно сварить. В походных условиях, что сейчас, что в средние века, задача одна – накормить вкусно и сытно больше людей меньшим количеством продуктов. И тогда и сейчас самое простое решение – варится похлебка. С мясом, злаками, репой, горохом. Репа ведь вплоть до 19 века успешно заменяла картошку. И травами. Вереск, мята – они и у нас есть. Что пили? Травяные отвары, с медом, русский аналог – сбитень. Алкоголь – да, тоже. Хвойный эль из молодых побегов сосны с медом. Пшеничный эль. Делали плодовые вина. Стряпня – это в основном многозлаковые лепешки. Их выпекали на сковородках. До десятка злаков могло в муку лепешек входить. Но и хлеб не был «всему головой». Все-таки основа рациона викинга – это рыба. Ее или сами ловим, или покупаем у знакомых рыбаков. С морской сложнее, но методом кропотливого поиска определились с постоянными поставщиками. И мясо берем только у проверенных людей.

- То есть, как я понимаю, у твоих занятий историей есть все-таки практическая, бытовая польза?

- Конечно. Дома в основном я готовлю. Шить умею – вот, сам себе пальто сшил. Даже на курсах кройки и шитья поучился. Все покупать дорого. Начинаешь учиться работать руками. Тот же стул сколотить. Многие мои ровесники не знают, с какой стороны стамеску взять, я тоже этим страдал раньше. Теперь с деревом работаю, с костью. Для некоторых реконструкторов увлечение давно стало профессией. Появились ювелиры, литейщики, кузнецы… Ребята работают аниматорами, сейчас это востребовано. Задействованы на объектах экотуризма, на фестивалях, дают платные мастер-классы по изготовлению самых разных предметов и вещей. В последнее время люди к этому проявляют большой интерес. Кто-то учится кольчуги делать, кто- то - валенки, кто- то из дерева режет, - очень много направлений исторического воссоздания ремесел, творчества. Ищут в себе викингов, славян, индейцев… Фестивали - реконструкции стали успешными коммерческими проектами – благодаря многочисленным зрителям. Я не сомневаюсь, если бы в Братске организовали что-то подобное – зрителей много было бы. Еще больше бы людей увлеченных появилось.

- Как думаешь, почему сейчас так популярны ремесла и handmade? Действительно, и выставки проводятся, и в соцсетях очень много информации о том, что «сделано руками». В Братске, конечно, меньше, чем в крупных городах – в том же Иркутске постоянно мастер-классы объявляются по обучению чему-либо… Назад - к корням, вперед – в развитии?

- Ремесла были всегда, а сейчас еще столько возможностей появилось – узнать, как и что делается. Материалы есть, технологии доступны. Твори, работай – было бы желание. Почему желание появляется? Трудно за всех говорить. Мне интересно. Жизнь разнообразная, наполненная. Когда сам что-то узнаешь, делаешь – приятно, что можешь. САМ! Есть за что себя уважать. Ну и что немаловажно – ремесло дает возможность и заработать, и сэкономить. Зачем я кому-то буду что-то заказывать, за что-то платить, если сам способен это сделать? К тому же могу поработать по заказу. Сплошная польза от увлечения.

- Твоя девушка тоже так считает?

- Не совсем ей нравится, когда я на фестивали уезжаю… Тут выход один – брать с собой. Многие семьями приезжают, с детьми. У некоторых ребятишек исторической одежды больше, чем современной. Моя девушка прониклась в итоге - заказала комплекс. Будем шить.

- Получается, что ты свой отпуск на реконструкторских фестивалях проводишь. Неужели не хочется просто так отдохнуть – на море, например, съездить?

- Хочется. На Белое море. Там рыбалка хорошая…

Кофе выпит, мы прощаемся. Спрашиваю о планах. Этой зимой – завершить теплый комплекс, комплекс всадника, освоить верховую езду. Предпринять одиночный конный поход. Наступит лето – будут новые фестивали. Новые факты, информация, новые изделия. Эпоха викингов продолжается... И выходит, что викинги, через своих последователей, дошли-таки до Сибири. 

…А в миру Рёкина Гундерсона зовут Алексеем. Учился в БрГу на истфаке. Работает в книжном магазине.

Елена Чайковская

фото: походы, фестивали...



Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга Рёкин Гундерсон: Найти в себе викинга

Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

 
 

depdnevnik.jpg



       
ДОБАВИТЬ