Стоимость проезда в муниципальном транспорте в 2024 году останется на уровне 28 рублей. Поднимать цены не планируется. Об этом рассказал на традиционном брифинге в администрации Братска председатель комитета промышленности и транспорта Юрий Бак. Мало того — благодаря достигнутой договоренности с коммерческими перевозчиками удалось сдержать рост цен на проезд в 2024 году.
В ежегодном брифинге, посвященном вопросам развития общественного транспорта и охраны окружающей среды, приняли участие заместитель председателя комитета промышленности и транспорта, заведующий отделом экологической безопасности Николай Юшков, заведующая отделом транспорта Евгения Чайкисова, консультант по работе с СОТ и ГСК комитета промышленности и транспорта Роман Феодосов, директор МП «Братское троллейбусное управление» Владимир Синицын, директор МУП «Центральное автотранспортное предприятие» Александр Кузнецов и представители редакций городских средств массовой информации.
Юрий Бак подвел итоги работы: порядка 12 млн поездок в общественном транспорте совершили братчане в 2023 году. В месяц автобусы и троллейбусы совершают около 25 тысяч рейсов. Четверть горожан, пользующихся услугами транспортных предприятий, пользуются федеральными, региональными и муниципальными льготами при оплате проезда.
Стоимость проезда
– Общественный транспорт является одной из ключевых отраслей нашего городского хозяйства. На городских маршрутах работают 5 перевозчиков, 2 из них – муниципальные, 3 — частные: ООО ПАП, ООО «Сибстройкар» и ИП Смирнов В.Н. Парк автобусов и троллейбусов составляет около 200 единиц. Пассажирские перевозки осуществляются по 63‑м муниципальным маршрутам. Из них 45 маршрутов – с регулируемым тарифом (в том числе 13 маршрутов – сезонные, работающие с 1 мая по 30 сентября), с нерегулируемым тарифом – 19 маршрутов, – рассказал Юрий Бак. – С июля прошлого года в соответствии с федеральным законом №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации…», все перевозки по муниципальным маршрутам с регулируемым тарифом осуществляются на конкурсной основе, по результатам аукционов, путем заключения муниципальных контрактов. В контрактах четко установлены количество рейсов, а также штрафные санкции за нарушение перевозчиком установленных требований. В 2023 году проведены открытые аукционы на право перевозки пассажиров по всем 45-ти маршрутам с регулируемым тарифом. 7 маршрутов обслуживает МП «БТУ», 34 маршрута (в т.ч. 13 сезонных) – МУП «ЦАП». 4 маршрута по регулируемым тарифам обслуживает ООО «ПАП» (№1У, №2, №5, №19).
В конце 2023 года стало известно, что предприниматели, перевозящие пассажиров по городским маршрутам, намерены резко поднять цены. Однако по итогам совещания, проведенного по поручению мэра Братска Сергея Серебренникова, удалось достигнуть договоренности о том, что цена поездки вырастет на 5 рублей. Как подчеркнул Юрий Бак, в соответствии с федеральным законом №220-ФЗ, коммерческие предприятия, осуществляющие перевозки по нерегулируемым тарифам, имеют право самостоятельно устанавливать стоимость услуг.
- Регулированию администрацией Братска подлежат только те тарифы, которые устанавливаются для перевозчиков, действующих на основании муниципальных контрактов, в соответствии с федеральным законом №220, – подчеркнул Юрий Бак.
В данном случае в силу должны вступить законы рынка — пассажир «голосует рублем» за наиболее комфортные условия. Объективно, сейчас их обеспечивают муниципальные предприятия. Новые, теплые, чистые и комфортабельные автобусы и троллейбусы, приобретенные в рамках федерального проекта «Чистый воздух», самая низкая цена на проезд, строгое соблюдение расписания — все эти доводы говорят в пользу МП БТУ и МУП ЦАП. Однако выполнить многочисленные пожелания братчан и нарастить численность муниципального общественного транспорта на улицах мешает недостаток водителей.
Привлечение водительских кадров
Юрий Бак подчеркнул, что на протяжении нескольких лет администрацией Братска и руководством муниципальных перевозчиков ведется работа по созданию условий для привлечения кадров. Увеличена заработная плата (в МУП ЦАП средняя зарплата водителя составляет 60–70 тысяч рублей, в МП БТУ — около 57 тысяч рублей), закуплена новая техника.
Ни в одном городе страны нет примеров льготного обучения водителей троллейбусов. В Братске при МП БТУ уже несколько лет работают бесплатные курсы подготовки водительского состава, а с 2023 года для слушателей курсов даже предусмотрена стипендия на время учебы. После выпуска гарантировано трудоустройство. В данный момент проходят подготовку 9 будущих водителей.
Руководство МУП ЦАП с 2023 года берет на себя 50% от затрат на подготовку водителей категории D в автошколе. Через неделю на работу выйдет братчанка, первой прошедшая обучение по партнерской программе. Как отметил Александр Кузнецов, с 1 февраля начнется набор новой группы, и предварительные заявки в нее уже подали 4 представительницы прекрасного пола. Впрочем, в МП БТУ значительную часть водительского состава составляют женщины, которые успешно справляются с ответственной работой. И, если учесть, что управление новыми автобусами серьезно упрощено, нет причин сомневаться, что число водителей-дам в МУП ЦАП будет расти.
Развитие маршрутной сети
По словам Юрия Бака, работа по развитию маршрутной сети также будет продолжена. В 2023 году в Братске был запущен новый троллейбусный маршрут 6Т «Центральный рынок – Телецентр – Автостанция — Центральный рынок», который связывает 23–24 микрорайоны и Телецентр. Пока на нем работают две машины, в планах — увеличить их численность до шести, сократив интервал движения.
Пользуются большим спросом два новых автобусных маршрута №14 «КПП – Гидростроитель» и №30 «Южный Падун – Падун — Энергетик» (оба обслуживает МУП ЦАП), на которых работают новые комфортабельные автобусы.
Готовится документация для проведения электронного аукциона по определению перевозчика на новом маршруте №56 «45 квартал — Заярский», который создали по обращениям братчан из жилого района Заярский. По результатам аукциона будет заключен муниципальный контракт и организовано движение автобусов.
Кроме того, в планах на текущий год – организация нового автобусного маршрута, который улучшит качество транспортного обслуживания жителей 26-го микрорайона. Как подчеркнул Юрий Бак, от братчан поступают жалобы на работу коммерческого перевозчика на единственном маршруте №42. Микроавтобусы, задействованные на маршруте, в особенности, в утреннее и вечернее время, в «час пик», нередко бывают переполнены. Между тем, альтернативного транспорта в густонаселенном микрорайоне нет. Номер маршрута и сроки его запуска пока неизвестны. К слову, в будущем планируется запустить через 26 микрорайон еще и троллейбусный маршрут, однако для этого необходимо построить участок контактной сети на улице Мира.
- Необходимость в новом маршруте возникает, потому что частный перевозчик использует там автобусы малой вместимости. Зачастую идут предложения, и обращения жителей о том, что им нужен более комфортабельный автобус, особенно в утреннее и вечернее время, в «час пик». Мы идем навстречу, сейчас занимается расчетами наше автопредприятие, готовится документация к открытию этого маршрута, и, я думаю, что в этом году он начнет работать — альтернатива у 42 маршрута будет! – заявил Юрий Бак.
QR-коды, «Умный транспорт» и внедрение новых технологий
Для повышения удобства пользования общественным транспортом администрация Братска и предприятия-перевозчики продолжают совершенствовать систему информирования пассажиров. Так, на сегодняшний день на остановочных павильонах установлено 22 электронных табло, на которых отображается время, оставшееся до прибытия транспорта, и номера маршрутов. В 2024 году планируется приобрести и смонтировать еще несколько — в зависимости от результатов аукциона, выделенных средств может хватить как на 3, так и на 4–5 единиц оборудования.
Многие горожане по достоинству оценили мобильное приложение «Умный транспорт», в котором можно отслеживать движение автобусов и троллейбусов по городу в реальном времени. Аналогичные возможности предусмотрены в сервисах 2ГИС и «Яндекс-карты». Все это стало возможным благодаря повсеместному внедрению датчиков системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
Сотрудники единой диспетчерской службы общественного транспорта с 6:00 до 24:00 благодаря системе «ЭРА-ГЛОНАСС» контролируют соблюдение расписания и скоростного режима, оперативно реагируют на сход машин с маршрута, информируют братчан о работе перевозчиков (связаться с диспетчером можно по телефону: 8(3952) 349–077). Ежедневно на линию выходят более 130 единиц транспорта.
В ближайшее время братчан ждет очередное новшество: на 73 остановочных павильонах будут размещены таблички с QR-кодами. Отсканировав их, пассажиры получат возможность узнать, как скоро придет транспорт на данную остановку, и какие маршруты проходят через нее. Информацию по ссылке можно будет не только прочесть с экрана смартфона, но и прослушать. А ссылку можно сохранить, чтобы позже пользоваться ею в любой точке города. Эта возможность стала новым шагом в развитии сервиса «Умный транспорт».
Ни одно обращение пассажиров не остается без ответа
– На официальном сайте администрации города Братска работает раздел «Транспортное обслуживание», в который поступают предложения жителей города. За 2023 год поступило 12 предложений по улучшению работы общественного транспорта. Все поступившие предложения рассмотрены и отработаны. Также за прошедший год в администрацию города поступило порядка 160 обращений по вопросам транспортного обслуживания. Они касались, в основном, неудовлетворительной организации работы общественного транспорта – то есть, недостаточное количество машин на маршруте, несоблюдение расписания, неудовлетворительное состояние автобусов, нарушение водителями схемы движения и проезда остановочных пунктов. Хочу заверить, что ни одна жалоба не остается без ответа, все рассматриваются и отрабатываются в соответствии с законодательством РФ, – подчеркнул Юрий Бак.
Отметим, что львиная доля недовольства пассажиров относится к работе коммерческих перевозчиков. Так, в период новогодних каникул муниципальные предприятия отработали практически без нареканий, в то время как «частники» исходили из соображений выгоды, а не интересов братчан.
Платить за проезд удобней картами – банковскими и транспортными
Председатель комитета промышленности и транспорта рассказал, что в 2023 году в Братске на смену привычным «проездным» пришли транспортные карты, работающие в формате «электронного кошелька». Транспортные карты принимаются к оплате во всех автобусах и троллейбусах. У них есть целый ряд преимуществ — пассажиру не нужно переживать о наличии мелочи или отсутствии у водителя сдачи, средства, зачисленные на карту, переходят на новый месяц автоматически (в отличие от проездных, на которые нужно было класть определенную сумму ежемесячно). Особенно удобны такие карты для родителей школьников — у ребенка всегда есть деньги на проезд, которые невозможно потратить на чипсы или газировку. Приобрести транспортные карты пока можно лишь в киоске на 1 этаже администрации Братска.
По словам Юрия Бака, уже очень скоро все без исключения перевозчики начнут принимать к оплате банковские карты. В муниципальном транспорте ими расплачиваются уже несколько лет, но коммерческие перевозчики долго уклонялись от внедрения безналичного расчета, хотя валидаторы в машинах имеются.
В парке МП БТУ есть настоящие раритеты
Главный редактор газеты «Знамя» Кирилл Бакуркин предложил руководству МП БТУ превратить один из троллейбусов, которые верой и правдой служили горожанам по 30–40 лет, в памятник. В парке предприятия имеются настоящие редкости — благодаря мастерству сотрудников БТУ, все они они по-прежнему на ходу. Владимир Синицын рассказал, что такая идея уже рассматривается, но, коллектив также хотел бы превратить некоторые уникальные экземпляры в «живые памятники», на которых смогут прокатиться все желающие.
Как подчеркнул Юрий Бак, совершенствование работы общественного транспорта в интересах пассажиров будет продолжено. И помочь в этом могут братчане, которые пользуются автобусами и троллейбусами. Направить свои предложения можно при помощи формы обратной связи на сайте администрации Братска в разделе «Транспортное обслуживание».