Андрей Воробьев: «Самоубийца» – это про жизнь!

В Братском драматическом театре – новый главный режиссер. И новый спектакль.  Андрей Воробьев приехал в Братск из Барнаула. «Самоубийца»- уже третья его постановка в БДТ после спектаклей «Камедыя» и «Посмотри на меня», но именно «Самоубийцу» считает особенным проектом в новом театре:

- Один из моих учителей, Николай Владимирович Коляда, нам, начинающим режиссерам, часто повторял: «Зрители в театре должны смеяться и плакать». Я это буквально как руководство к действию воспринимаю. Нужно так построить композицию спектакля, чтобы зритель не скучал ни секундочки, не спал в кресле, утомившись после работы, не поглядывал на часы. А в конце нужно такое найти, что в самую душу зрителя попадет – правдивое, человечное, настоящее. И вот, стало быть, «Самоубийца» Эрдмана. Что тут сказать? Это уже классика отечественной драматургии. Качество текста имеет очень большое значение: умение Нколая Робертовича строить диалоги, создавать парадоксальные и вместе с тем узнаваемые жизненные ситуации – восхищает. С качественной драматургией работать легко и приятно. Но и кроме того, – это именно тот материал, в котором наиболее точно можно реализовать концепцию «смеяться и плакать». Плюс ко всему – на сцене вся труппа. Таким образом, мы получаем программный спектакль. Конечно, постановочная работа была непростой. Но сейчас, после премьеры, понимаю, что это объективный процесс и даже необходимый. Мы с труппой учились, учимся говорить на одном языке. Поэтому и здесь, с этой стороны, также замечательно, что мы взяли именно «Самоубийцу». Надеюсь, что, хотя бы отчасти, получилось сделать работу стилистически непохожую ни на одну, которая была в театре до сего момента. Большую роль в этом сыграл художник по свету, лауреат высшей театральной премии России «Золотая Маска» Эмиль Авраменко. И пусть все, что получилось, послужит фундаментом дальнейшего развития. Даешь театр хороший и разный!

Действительно – классика. Удивительна судьба драматурга и этой пьесы. Николай Эрдман многое пережил – службу в Красной армии, сталинскую премию – за сценарий к фильму «Смелые люди», арест за острые стихи во время съемок картины «Веселые ребята», к которой также писал сценарий, ссылку в Сибирь. Доброволец – сапер в Великую Отечественную, член фронтовых бригад Ансамбля песни и пляски НКВД (!), а после войны – сценарист многих фильмов, в том числе детских («Морозко», «Огонь, вода и …медные трубы»), а также любимых целыми поколениями мультфильмов – «Золотая антилопа», «Снежная королева», «Оранжевое горлышко» … Потрясающая судьба и талант, который, конечно же, воплощен в «Самоубийце».  Пьесу сразу же после создания высоко оценили Горький, Луначарский, Станиславский. Многолетний друг и соавтор Эрдмана Михаил Вольпин писал, что по концентрации энергии, по юмору «Самоубийца» – выше, чем «Ревизор». Но при жизни Эрдмана пьеса ни разу не была поставлена и даже не публиковалась. Потому, что сразу попала в разряд запрещенных. Всеволод Мейерхольд пытался поставить ее дважды. И Станиславский писал Сталину, просил разрешения на постановку. Сейчас трудно представить себе, чтобы глава государства самолично читал пьесу и выносил вердикт. Но так было: «Я не очень высокого мнения о пьесе «Самоубийца». Ближайшие мои товарищи считают, что она пустовата и вредна…», – ответил Иосиф Виссарионович Константину Сергеевичу. То есть ее прочитал и Совет народных комиссаров! Прочитал, но не посадил. Хотя есть в пьесе острые моменты: «Что за черт! Вот какую устроили жизнь. Правда есть, а бумаги для правды нету»; «В смерти прошу никого не винить, кроме нашей любимой советской власти»; «В настоящее время интеллигенция – это белая рабыня в гареме пролетариата»; «Люди и члены партии, посмотрите в глаза истории» … Не посадили, но запретили. Надолго. И Валентин Плучек в Театре сатиры стремился поставить, и Юрий Любимов в Театре на Таганке… Было, что спектакль снимали с показа на стадии генеральной репетиции. Однако как рукописи не горят, так и пьесы не исчезают. Настоящие отменить не получится. Такие, как «Самоубийца» – сильные, глубокие, трогающие душу и при этом невероятно смешные, жизнеутверждающие. Как написала Надежда Яковлевна Мандельштам: «Эта пьеса о том, почему мы остались жить, хотя все толкало нас на самоубийство». С 80‑х начался театральный бум «Самоубийцы». Пьесу ставили по всей стране, и продолжают – с успехом. Одна из последних постановок, 2022 года, – в театре имени Вахтангова. Теперь параллельно с Москвой «Самоубийца» идет в Братске. То, что получилось – точно не страшно. Очень смешно и чуть грустно. Юмор Эрдмана – живой.  Как герой пьесы, которого окружающие пытаются использовать в качестве знамени множества самых разных протестов, но который самостоятельно приходит к осознанию ценности жизни. Пусть невеликой, неизвестной, но – своей собственной, единственной, уникальной.  Это так важно в любые времена – и в двадцатые, когда была написана пьеса, и сейчас.

- В Подсекальникове вижу целый символ маленького человека, трагедию маленького человека: «Потому что нам легче жить, если мы говорим, что нам трудно жить. Ради бога, не отнимайте у нас последнего средства к существованию, разрешите нам говорить, что нам трудно жить. Ну хотя бы вот так, шепотом: «Нам трудно жить». Товарищи, я прошу вас от имени миллиона людей: дайте нам право на шепот». Да ведь и я могу под каждым словом Семен Семеныча подписаться. И добавить, что делал спектакль о праве человека на мечту: у Подсекальникова это желание научиться играть на трубе, а у  других  что угодно может этим стать. И для Семен Семеныча это самое пресловутое самоубийство не самоцель, а лишь средство сделать осмысленной свою жизнь… раскрасить ее, что ли. Это, безусловно, вызывает понимание, сочувствие. Нужно жалеть людей, любить их – они ведь все, каждый персонаж этой истории, к свету стремятся, не напрасно жить хотят. В герое так много того, что отзывается в каждом из нас… Вот смотрю я на этого получившегося Подсекальникова в исполнении невероятного Владимира Крумельницкого, и себя натуральным образом в нем вижу. И что особенно в меня попадает,  в чем моя болевая точка … Вот Подсекальников говорит: «Есть на свете один человек, который живет, и боится смерти больше всего на свете». И сразу себя вспоминаю, как я в юношеском возрасте внезапно осознал, что человек смертен – и мама уйдет рано или поздно, и папа, и я сам… И такое чувство возникло, будто тону, не выплыть.… И таким жестоким мир показался. Но тогда же и понял я: что жить все-таки нужно, и жизнь ценна и прекрасна. Вот об этом мы делали спектакль. А еще о том, как человек становится Человеком в каком-то истинном смысле этого слова. Как, с помощью чего он вдруг обретает голос, -  говорит режиссер Андрей Воробьев.

Прошли три премьерных дня. Есть первые отзывы: «Шикарная постановка. Артисты играют бесподобно. «Сеня был — шляпы не было, шляпа стала — Сени нет! Господи! Почему же Ты сразу всего не даёшь?» (Марина Устинова); «Замечательный спектакль появился в репертуаре нашего любимого театра! Два с половиной часа на одном дыхании. Очень многослойный спектакль, заставляющий думать о любви, жизни, политике, смерти и душе человека. Все это многообразие смыслов с отличным юмором и атмосферой 20‑х годов прошлого века. Однозначно рекомендую к просмотру! Спасибо режиссёру и труппе театра за отличную работу!» (Александра Новикова); «Самоубийца» – это комедия, предупредил Андрей Воробьев перед началом просмотра. Трагическая, поняли мы. Хотя смеялись до слез, ловили шутки, пытались запомнить фразы, и… чувствовали горечь тупиковой ситуации, в которой оказался главный персонаж. Настоящим героем почувствовал себя жалкий, потерянный человек, открыв в себе смелость никого не бояться: «Ведь все равно умирать!»

А накануне рокового события делает важное открытие: он хочет жить! Сегодня первый премьерный день спектакля «Самоубийца». Как сказал, волнуясь, режиссёр, – мы и сами ещё не поняли, что натворили. Думаю, что натворили очередной шедевр. Посмотрите сами. Поздравляю с премьерой!» (Ольга Леонтьева).

Осталось составить свое мнение. Билеты на два декабрьских спектакля уже раскуплены, следующие показы – в феврале нового года. «Самоубийца» будет жить!


Наш Братск. Новости Братска