Представители стран ЕС согласовали 16‑й пакет санкций против России. Почему для российской алюминиевой отрасли потеря европейского рынка может грозить новыми сокращениями производства, а определяющая роль Китая для индустрии только усилится, пишет «Газета.Ru»
По данным Европейского статистического агентства, Россия в 2024 году экспортировала в страны Евросоюза алюминия на €828,2 млн. Поставки на высокодоходный рынок ЕС в последние годы сокращаются, но несмотря на это позволяли нашему производителю успешно зарабатывать, тогда как выпадающие объемы перенаправлялись на восток.
«По сообщениям СМИ, под запрет может попасть первичный алюминий, который составляет 85% от всего экспорта этого металла из России в ЕС. Ранее Брюссель уже запретил ввоз российской алюминиевой проволоки, фольги, труб, ограничения действуют и в США с Великобританией», – напомнил эксперт в области горной добычи и металлургии, бывший директор по развитию консалтинговой ГК Б1 (бывшая Ernst & Young) Павел Гамов.
По его словам, переориентация поставок с высокомаржинальных западных рынков на восток, которой сейчас занялся практически весь крупный российский бизнес, сопровождается падением доходности и дополнительными расходами.
Главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин обратил внимание на возрастающее влияние на весь глобальный рынок Китая, где производится и потребляется больше половины всего мирового производства.
«КНР с конца прошлого года отменила экспортные субсидии для производителей ряда металлов, в том числе алюминия. Это ограничит экспорт из Китая, что для нашего металла усилит конкуренцию и давление на котировки на внутреннем рынке КНР, который и так не отличался повышенной маржинальностью», — считает он.
Павел Гамов считает, что санкции влияют и на возможности проводить платежи, о чем периодически рассказывает российский бизнес.
«Все чаще возникают ситуации, когда наши предприятия продолжают выпускать продукцию, находят для нее новых покупателей, но в итоге получить оплату не могут в течение многих месяцев – возникает кассовый разрыв, дефицит оборотного капитала. «Русал» в этом контексте не исключение», – уверен он.
В 2023 году «Русал» нарастил выпуск и физические продажи, удержал инвестпрограмму на уровне куда более успешного 2022 года, но ценой этого стало драматическое снижение маржинальности.
Гамов считает, что «промышленники готовы инвестировать, но для этого нужна господдержка, особенно когда прибыль падает темпами, выражающимися двузначными цифрами. С одной стороны, лишь постепенный ввод ограничений дает возможность как-то адаптироваться, с чем «Русал» пока успешно справляется, избегая остановок производства и сокращений на предприятиях. С другой стороны, проблемы накапливаются и в какой-то момент могут преодолеть критическую массу».
Семь лет назад, когда российский алюминиевый гигант попал под американские санкции, потребовалось вмешательство правительства. Сейчас Алюминиевая ассоциация говорит о необходимости повышения внутреннего спроса, защите внутреннего рынка от импорта, поддержке экспорта.
«В 2018 году, когда» Русал» попал под санкции, заводы компании многие месяцы работали на склад, и правительство поддержало отрасль. Возможно и сейчас наступает момент для программы, которая простимулирует деловую активность и поддержит бизнес», – считает доцент Высшей школы бизнеса МГУ имени Ломоносова Сергей Заверский.
Без господдержки риски новых сокращений производства растут, они могут привести и к сокращению занятости, добавил Гамов.