Депутат Георгий Любенков: итоги 23 сессии Законодательного Собрания Иркутской области

По итогам 23‑й сессии: много было рассмотрено вопросов нужных и важных, но мне бы хотелось заострить внимание на вопросе о межбюджетных отношениях.

На сессии, а за день до этого, на заседании комитета по бюджету, были рассмотрены, но не приняты, важнейшие для муниципалитетов законодательные инициативы:

- внесенная мною поправка к закону о межбюджетных трансфертах, основанная на предложениях муниципалитетов, которая позволила бы муниципальным образованиям с большей уверенностью планировать местные бюджеты на предстоящий год и на плановый период, была отклонена на комитете по итогам голосования – 5 на 5; не хватило одного голоса для требуемого регламентом большинства голосов;

- законопроект мэра г.Ангарска о перераспределении в пользу местных бюджетов дополнительных 20% от УСНО для всех МО и 5% от налога на доходы физических лиц для городских округов был поддержан на комитете, однако на сессии был отклонен;

- инициатива мэра г.Братска о передаче на уровень муниципалитетов транспортного налога была отклонена на комитете, на сессии также не нашла поддержки депутатов.

Все это – звенья одной цепи, и появились эти инициативы совсем не случайно. Появились потому, что сегодня бюджеты муниципалитетов жестко недофинансированы. И каждый раз, после очередной корректировки областного бюджета, получив дополнительную сумму дотации, муниципалитеты сразу же начинают ждать следующей корректировки, чтобы опять получить дотацию.

Взять для примера г.Братск, у которого 71% в проекте местного бюджета на 2020 год составляет зарплата. Как при этом должен город выживать на остальные 29% – чистить дороги, содержать городское хозяйство, развивать культуру, спорт? Нам что, нужно закрыть театры, спортивные объекты, сократить расходы на культуру? Это – прямой путь к развалу и деградации.. И что бы нам ни говорили, разве можно отобрать принятые по решению Думы льготный проезд у школьников, льготы у Почетных граждан города?

В ситуации с вышеназванными законопроектами, муниципалитеты просто запугивают – дескать, если эти инициативы принять, все деньги уйдут в Иркутск, Братск и Ангарск. Но все это – лукавство.

К примеру, налог при применении УСН ( так называемый налог на «упрощенку»). В 2008 году 90% этого налога зачислялось в местные бюджеты, с 2011 по 2013 годы соотношение было : местный бюджет – 50% и областной бюджет – 50%. Передали его на уровень области в полном объеме в 2014 году, когда областному бюджету катастрофически не хватало средств на исполнение своих полномочий. (Вернули муниципалитетам с 2017 года лишь 30%. ) С тех пор доходы областной казны выросли почти вдвое, местные же бюджеты продолжают нищать. Так не пора ли нам полностью вернуть этот налог в местные бюджеты, чтобы у всех муниципалитетов был стимул развивать малый и средний бизнес на местах и самостоятельно увеличивать доходную часть своих бюджетов?!

 

Считаю, что нужно подойти к рассмотрению этих вопросов по-государственному, без лукавства, без политических амбиций, и углубленно посмотреть, как на самом деле предложенные инициативы, в случае их принятия, повлияют на областной бюджет и на доходы всех местных бюджетов. Поэтому направил сегодня предложение в комитет по бюджету внести рассмотрение этого вопроса в план работы комитета на 1‑й квартал. Думаю, что всем депутатам, а особенно тем, кто голосовал против инициатив по «межбюджетке», нужно принять участие в этой работе и подготовить свои предложения.

Потому что никому из нас не нужны погибшие города, с уехавшим населением, а если мы не найдем решений, к этому все и придет.. Нам нужны хорошие, прочные, индустриальные центры, за счет которых живет и развивается вся область. Но, не изменив подход к межбюджетным отношениям, вопрос с мертвой точки не сдвинуть. Вопрос, конечно же, непростой, но иного пути нет, кроме как, находить золотую середину, находить компромиссы.


Наш Братск. Новости Братска