Эхо фестиваля. «У БРАТСКОГО МОРЯ» было тепло

С 2016 года Братский драматический театр при поддержке администрации Братска и спонсоров проводит фестиваль, и на него приезжают театральные коллективы  из разных городов, чтобы показать свои лучшие работы. В афишу входят спектакли, которые в театральной среде называют «фестивальными», демонстрирующими уровень создателей, — то есть основанные на качественной драматургии, экспериментальных режиссуре, сценографии, световой постановке и музыкальном оформлении, на интересных актерских работах. Они рассчитаны на просвещенного зрителя. Такими зрителями – понимающими, разбирающимся в театральном искусстве, — становятся братчане, в том числе и благодаря фестивалю «У БРАТСКОГО МОРЯ» имени Геннадия Михасенко. Москва, Санкт-Петербург, Томск, Омск, Вольск, Северск, Новосибирск, Усть-Илимск, Черемхово, Мотыгино, Кемерово, Улан-Удэ, Иркутск – это география братского фестиваля. В нынешнем, шестом по счету, приняли участие семь театров. И, если с Усть-Илимским театром драмы и комедии, с Городским драматическим театром «Студия» Любови Ермолаевой, с Черемховским драматическим театром братчане уже знакомы, то спектакли Северского театра для детей и юношества, творческого объединения «Белая чайка» из Новосибирска, Молодежного художественного театра г. Улан-Удэ увидели впервые. Таким образом, не выезжая из дома, братчане на  четыре дня отправились в настоящее театральное путешествие. Но не только в этом ценность пребывания «У БРАТСКОГО МОРЯ».  Фестивальные показы – особенные. Во-первых, потому, что актеры выкладываются, заходя за собственные горизонты мастерства – коллеги смотрят! Во-вторых, в зале создается особенная атмосфера. Актерские коллективы  других театров — не только требовательная, но и самая благодарная публика, они отмечают все нюансы спектакля, глубоко переживают смыслы, поддерживают товарищей. Находится с ними рядом в зале – одно удовольствие.

Братский драматический традиционно оформляет театр тематически к каждому фестивалю. Ранее был театральный музей, берег моря, вокзал…  А теперь – парк начала советских времен: эстрада и скамейки, столик в кафе с граммофоном, киоск «Соки-воды», плакаты и афиши в стиле футуризма. Эта визуальная концепция перекликается с декорациями и периодом спектакля «Самоубийца» Братского драматического, который следовал за церемонией открытия. Старт фестивалю дали мэр Братска Сергей Серебренников, директор филиала ООО «Байкальская энергетическая компания» ТЭЦ‑6 Сергей Коноплев и Надежда Малина, управляющий АО «Альфа-Банк» г. Братск. Все отметили важное значение фестиваля «У БРАТСКОГО МОРЯ» для культурной жизни города, приветствовали участников, желали успеха форуму.

Спектакль «Самоубийца» создан по пьесе советского классика Николая Эрдмана —  с новаторской режиссурой Андрея Воробьева, необычным пространством от сценографа Натальи Корневой, а также художника по свету, лауреата высшей театральной премии страны «Золотая маска» Эмиля Авраменко. Это абсолютно «фестивальная» постановка хорошо воспринимается и обычными зрителями, даже теми, кто пришел в театр впервые. Просто о сложном, смешно о глубоком, – в этом ключе построен спектакль.

Но самыми первыми зрителями фестиваля традиционно становятся дети. Младшим школьникам утром в день открытия показали сказку Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе» режиссера Елены Журавлевой. В этой постановке все прекрасно: и ткани-декорации, и световое решение, и добрый голос сказочника- актера Ростислава Плятта с пластинки, и образы, и грим, и актерская игра, и глубокая философия Киплинга о Человеке и Природе. Дети завороженно следили за действием, подсказывали персонажам, что нужно делать, и хотелось, чтобы это было, по Киплингу, — «всегда, всегда и всегда». Фестиваль начался с детских криков одобрения и горячих аплодисментов ладошками.

И еще один спектакль для детей привезли актеры Усть-Илимского театра драмы и комедии. В «Каштанке» режиссера Елены Журавлевой актеры «читают» Чехова, отыгрывая его принцип повествования. «…Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать…». Мы видим, слышим это. Каштанка – и образ, и рассказчик. Так с каждым героем этой трогательной истории.  Спектакль 12+, для семейного просмотра. В фестивальном зале сидели дети и младше, но они отлично понимали Чехова и включались в происходящее. Тому помогали незаурядные данные усть-илимских артистов. Сыграть на балалайке, аккордеоне, фортепиано, спеть, зажечь в танце, взлететь под потолок, построить «египетскую пирамиду», жонглировать, сесть на шпагат (поперечный!) – да пожалуйста! Дети услышали романс, уличные, народные песни, увидели, как пляшут «Комаринского» и охотно хлопали в такт. Декораций- минимум, но все «работают» максимально, как и костюмы, в сочетании с актерским мастерством. Никаких сомнений – вот дворняжка Каштанка, вот – кот Федор Тимофеевич, а  каков гусь Иван Иванович! И все  в этом спектакле сложено так, что дети понимают, почему собачка выбирает не сытую интересную яркую жизнь, а  ту, в которой рядом – любимые, близкие родные люди. Словом, если кто-то еще не читал «Каштанку», или  не понял, не пережил,  то благодаря Усть-Илимскому театру сделал это и, без сомнения, запомнил, будем надеяться, на всю жизнь.

Декорации спектакля «Верую…» Северского театра для детей и юношества тоже лаконичны. Кстати, сделаны они были мастерами Братского драматического, это точная копия северских, — чтобы не везти. Но не только декорациями связаны два театра. Режиссер Юрий Попов ставил в Братске спектакль «Снегопад для Киры», который успешно идет. А художник по свету Наталия Гара работала в братской драме вместе с режиссером Натальей Корляковой над спектаклем «Лавина». Свет от Наталии Гара – это всегда живописное полотно, гармоничное с пьесой,  режиссерскими решениями. Вот и в спектакле «Верую» свет играет важнейшую роль. «Подсвечивается» каждая фраза Шукшина. Здесь его текст «от автора» становится монологами героев. А от этого включается острое сопереживание. И мы тоскуем, печалимся, радуемся вместе с шукшинскими чудиками, понимая их душой, по-русски. И то, что говорит Максиму Ярикову приезжий священник (у Шукшина – поп), становится очень верным, точным и попадает прямо в сердце: «Душа болит? Хорошо. Хорошо! Ты хоть зашевелился, ядрена мать! А то бы тебя с печки не стащить с равновесием-то душевным. Живи, сын мой, плачь и приплясывай…».  Вот актеры Северска, — яркие, интересные, — и жили на сцене, плакали, пели и плясали. Потому впечатления от спектакля – сильные. Братчане долго не отпускали Северский театр со сцены: «Браво!», «Молодцы!», «Приезжайте еще!».

«Как я стал разговаривать с Толиком» по пьесе Йоси Олишевского поставил режиссер Артем Баскаков, он же – директор Молодежного художественного театра из Улан-Удэ. Спектакль родился из читки пьесы, которая вызвала большой отклик зрителей. И сейчас после каждого спектакля они остаются и обсуждают увиденное. На фестивале тоже есть обсуждения. Режиссеры и актеры обмениваются мнениями, и происходит это всегда живо, интересно, искренне, по-дружески. Вот что говорили по поводу «Толика»:

— Человеческий театр. Важно, что это рассказ о конкретном человеке, и в то же время есть в этом то, что для всех, – мы видим, как в обществе люди сходят с ума.

— Очень убедительно. Актер (Игорь Рубцов) «держит» зал – с первой минуты до последней. Нашел, схватил и это работает.

— Точная, до мелочей выверенная режиссерская работа. Эффект достигается минимальными средствами, и здесь это совершенно оправдано.

Следующий  показ фестивальной программы –  «Клещ»  по пьесе Николая Коляды. Режиссер Софья Овсянникова. Творческое объединение «Белая Чайка»  из Новосибирска – совсем юное. И это – фестивальный дебют маленького коллектива, трех актрис, которые смогли погрузить в свою историю женской жажды любви переполненный зал камерной сцены. Немного из обсуждений:

— Вы замечательно существуете в этом материале, экспериментируете с формами. Николай Коляда – это всегда про любовь друг к другу, про добро, даже если есть в тексте нотка патологичности.

— Ваши женщины- героини видят то, чего нет в реальности. Но у них реальность другая, они верят в нее, и я им верю тоже.

Практически на все спектакли фестиваля – аншлаги. Но в зале на  показе  «Ромео и Джульетта» по Шекспиру от режиссера Алексея Размахова действительно – яблоку негде упасть. Впрочем, Черемховский драматический театр у себя дома на этот спектакль всегда собирает полные залы. Что тому причина – громкое имя Шекспира или режиссерский эпатаж? На обсуждении мнения разошлись вплоть до диаметрально противоположных.

— Мы знаем Шекспира в основном по переводам Пастернака. Он сделал Шекспира красивым. Но у Лозинского  или Диденко Шекспир – другой. А ведь жил классик  в мрачные времена концентированного мракобесия. И в этот мрак он принес свет – историю любви. Я воспринял эту постановку именно так – свет на фоне мрака.

— Было интересно наблюдать, но сочувствия, сопереживания происходящее не вызвало…

— Для меня здесь есть конфликт между формой и содержанием. Шекспир, каким мы его знаем, временами пробивается сквозь треш, и от этого нет гармонии.

— Мы уже видели подобное в киноинтерпретации База Лурмана с Леонардо ди Каприо. Там тоже история любви перенесена в жесткую современную реальность. Любопытно.

Братские зрители, похоже, с этой концепцией согласны – если судить по реакции зала и долгим аплодисментам.

Воскресный фестивальный день открыл спектакль, который особенно ждали почитатели поэзии и те, кто знал, что это такое – Молодежный художественный театр г. Улан-Удэ. Таким образом, предвкушали нечто особенное, ждали события и даже потрясения.  И оно произошло.  Но не только. Случилось открытие для всех нас поэта, философа мирового уровня. Каждый в зале услышал потрясающие стихи, а благодаря постановке – режиссуре, актерской подаче, авторской живой музыке, свету, — впитал в себя, принял и стал другим – богаче на мысли, чувства, понимание главного, ценного, красивого. Все чувствовали это – и зрители, и участники фестиваля. На обсуждении  спектакля «Намжил Нимбуев. Стихи» в постановке Артема Баскакова дали волю эмоциям:

— Вы вместе с Намжилом Нимбуевым убедили меня в том, что жизнь человеческая не бесследна. Спасибо за потрясающий опыт.

— Все впечатлены. Очень профессиональная работа, мы увидели авторский театр. Для меня – идеальный.

— Какая глубина в этой поэзии! Вы сделали ее доступной для нас красиво, бережно, стремительно. Часть поэта существовала в вас, это было прекрасно.

— Намжил Нимбуев мой любимый поэт со студенчества. Тогда среди нас ходили листочки с его стихами. Потом я прочитал сборник «Стреноженные молнии». Такая сила в них, боль и радость жизни, космос. Я знаком со спектаклями МХТ. И рад, что в Молодежке дух не угасает.

— Я к стихам осторожно отношусь. Но меня захватило. Я смотрел ваш спектакль и понимал, что могу смотреть его бесконечно. При скупости средств вы достигаете максимального эффекта. Невероятная эстетика. И мощное владение словом.

Фестивальные показы всегда сопровождаются бурными аплодисментами. А здесь были еще и слезы. Зрители плакали, это были слезы очищения, радости от того, что с душой произошло Чудо. Вот так работает настоящий театр.

Если МХТ на фестивале впервые, то со «Студией Любови Ермолаевой» братские зрители уже знакомы – четвертый раз этот омский театр приезжает на фестиваль. Сначала «Разговор, которого не было», затем «Чик. Гудбай, Берлин», два года назад – музыкальный спектакль «Без него». Поэтому знали, что омичи очень разноплановые, непредсказуемые. Что они и режиссер Виталий Романов  сделают с «Войцеком» —  хрестоматийным материалом, который «проходят» в театральных вузах? Это неоконченная пьеса немецкого драматурга XIX века Георга Бюхнера. И в ее основе – реальная история лейпцигского цирюльника по имени Войцек. За измену он убил свою жену и был приговорен к смертной казни. Этот сюжет был воплощен неоднократно и в театре, и в кино. Что это будет – психологическое исследование маленького человека, история антигероя, бытовая трагедия, криминальная драма? И фокус этой постановки, видимо в том, что споры об увиденном продолжились и после показа, и на обсуждении.

— Я все время думал – как бы я это сделал? Был бы у меня психологический театр? Мы между собой еще долго говорили про мотивы действий героев. Почему они поступили так, а не иначе? Вы нас увлекли, чтобы мы об этом рассуждали.

— Я понял финал так: теперь мы можем быть счастливы, но уже не в этой жизни.

— Герой идет на компромиссы постоянно. Но тогда, когда компромисс – единственный выход, он выбирает совершенно иной путь. Получается трагедия.

— Понятны режиссерские оценки – кто есть кто. Я понимаю поступки героя логикой, но он сочувствия не вызывает. У меня ощущение ребуса.

Может быть, и зрители, одарив щедрыми аплодисментами омский театр, так же обсуждали спектакль уже дома, спорили, делились впечатлениями. Театр – он и для этого тоже. «Войцек» завершил фестивальную программу. Настало время подвести итоги.

Юрий Попов, главный режиссер Северского театра для детей и юношества:

— Когда мы собрались на фестиваль, я сказал своим ребятам: мы едем за достоинством. Это произошло. Мы познакомились с театрами, которые остро относятся к своей профессии. Мы были честны друг с другом на показах, на обсуждениях. Спасибо Братскому театру за то, что вывезли нас. Что полностью сделали для нас декорации. Настолько точно и подробно, что непонятно — какая лучше, северская или братская. Спасибо, что удалось пообщаться и познакомиться, сделать открытия для себя. Мы по-разному идем, но в одном направлении.

Андрей Воробьев, главный режиссер Братского драматического театра:

— В начале сезона, когда я пришел в этот театр, меня спросили — каким вижу его. Я ответил – полистиличным. Чтобы разные люди нашли в нем свое. И этот фестиваль получился очень многообразный. Я счастлив и профессионально, и по-человечески, что познакомился с такими мастерами. Я всегда стараюсь продолжать учиться, а фестиваль дает великолепные возможности пополнять свою режиссерскую копилку. И актерам тоже полезно учиться друг у друга. А для братского зрителя это просто подарок – на одной сцене увидеть столько интересных театральных работ. Это были очень яркие дни, и теперь придется какое-то время отвыкать от фестиваля, перестраиваться на будни. И уже внутренне готовиться к новому.

Анатолий Баскаков, художественный руководитель Молодежного художественного театра г. Улан-Удэ:

— Я удивлен неформальному, человеческому отношению. Весь театр был с нами неотлучно, работал, не спал, помогал. Мы ощущали тепло и любовь. Мы все тут подружились. Не думали, что все-таки удастся попасть сюда, но братчане всемерно помогли. Тут полное ощущение – работаем со своими. Я искренне благодарен всем, кто имел отношение к фестивалю. В сложные времена он проходит, когда, казалось бы, не до искусства. Но то, что фестиваль состоялся, — праздник для всех горожан. Люди увидели результат нашей работы. А мы сдружились, нашли родственные души.

Артем Баскаков, директор Молодежного художественного театра г. Улан-Удэ:

— Фестиваль – это возможность театральным людям пообщаться, увидеться, познакомиться. Любой спектакль – это высказывание. Мы смотрим и становимся богаче. Колоссальную работу проделал Братский театр, здесь очень серьезное отношение к любой мелочи и при этом, действительно, это уютный, домашний, человечный фестиваль. Мы хотели поделиться чем-то настоящим, потому и выбрали спектакли «Намжил Нимбуев. Стихи» и « Как я стал разговаривать с Толиком». В наше непростое время очень важно давать возможность человеку быть счастливым. Это про зрителя. А что касается нас –  мы тоже получили счастье от просмотров, обсуждений. И останется прекрасное послевкусие, это очень ценно, для того, чтобы театр жил и развивался.

Елена Таксиди, режиссер и актриса Усть-Илимского театра драмы и комедии:

— Третий раз мы на фестивале. Как-то на одном из капустников актер сказал: всех нас объединила любовь. Любовь Николаевна. Все верно, без хозяйки, главного организатора фестиваль не получился бы. Мы с радостью едем в Братск, у нас глаза загораются, потому что мы знаем, что нас примут с радостью – и театр, и зрители. Каждый раз программа фестиваля разная, каждый фестиваль – особенный. Но вот сейчас меня лично порадовало то, что все спектакли так или иначе посвящены Человеку. И это сейчас очень важно – говорить, какие мы, что с нами, людьми, происходит, какими мы будем. И дорого, что не только нас, далеко  на севере, это волнует.

Евгений Гудков, начальник департамента культуры администрации г. Братска:

— «Братство», «Братск», — не просто слова. Мы не можем принимать иначе своих гостей. Братский театр – живой, здесь не работают, здесь служат. И преодолевают все трудности, чтобы фестиваль состоялся. Всего четыре муниципальных театра в области, и в Братске – два из них. Это непросто – содержать театр, но город идет на это, поддерживает. Наша задача – помогать театру. Идет взаимообогащение – театров, театра со зрителями. Огромное спасибо тем, кто приехал, кто поддержал молодой дух, задор, с которого и начиналась вся эта фестивальная история имени Геннадия Михасенко – детского писателя, братчанина, которым мы гордимся.

Любовь Кудряшова, директор Братского драматического театра:

—  Следующий фестиваль «У Братского моря» в 2026 году должен быть особенным. Исполняется 10 нашему форуму и 90 лет со дня рождения Геннадия Павловича Михасенко. В 2016 году первый фестиваль отмечал 80-летие писателя и открывался спектаклем по его повести «Милый Эп». Таких людей нельзя забывать. Мы выросли на его книгах, мы должны передать наше отношение к нему детям. И театр – это от прошлого к будущему. Это развитие. Радостно, что в театр идут школьники, появляются любительские театральные коллективы, что билеты на спектакли разбираются заранее. Театр – это движение вперед. А фестиваль рождает энергию для роста, для дальнейшего творчества. Это – душа города, живой организм. И мы счастливы, что причастны к великому искусству театра.

Результаты фестиваля проявят себя со временем.  А награды сегодня таковы:

— Усть-Илимский театр драмы и комедии: диплом «За любовь к детям, воплощенную на сцене»

— Молодежный художественный театр г. Улан-Удэ: диплом «За восторг и потрясение»

— Творческое объединение «Белая чайка», г. Новосибирск: диплом «За лучший фестивальный дебют»

— Черемховский драматический театр: диплом «За смелый театральный эксперимент»

— Городской драматический театр «Студия» Любови Ермолаевой»: диплом «За воплощение зарубежной драматургии»

— Северский театр для детей и юношества: диплом «За правду прозы Шукшина, жизнь и красоту на сцене»


Наш Братск. Новости Братска