Спектаклем «Прекрасное Далеко» открылся сороковой юбилейный сезон в Братском драматическом театре
… Разговариваем с Олегом Хаповым за месяц до второй премьеры. Вторая премьера – уже само по себе звучит странно, но с этим спектаклем все необычно с самого первого этапа подготовки. Пауза в несколько месяцев от сдачи в августе 2020 до премьеры в январе 2021. Потом, после успешной жизни, спектакль в 2022 –м встал на паузу – в два года. И пауза от второй сдачи, или генерального прогона в августе 2025, до открытия нынешнего сезона 26 сентября. Пытаемся вспомнить, как вообще возникла идея постановки этого спектакля в Братском драматическом пять лет назад.
- Мы какое-то время переписывались, перебирали материал…
Олег Хапов, режиссер:
- «Прекрасное Далеко» – было ваше предложение. Я сначала не принял его всерьез. Пьеса непростая. В свое время, а была она написана в 2006 году, довольно широко прошла по стране, и я видел ее пластическое воплощение у нас, в Челябинске. Блестящее, кстати, но это – не мое. А после переписки еще раз прочитал и – пронзило. Я люблю серьезные темы, которые Кастанеда называл встречей со смертью. Именно смерть, если вдуматься, делает нашу жизнь прозрачной, незамутненной суетой. Она – событие, которое отрезвляет, она – главный судья, перед которой все происходящее проявляет свое истинное лицо. А тогда, когда возникло у нас с вами «Прекрасное Далеко», я переживал уход своего отца и до конца не понимал, как это – бати больше нет. Но вот работа над спектаклем стала для меня тем очищающим потоком, которым смыло все ненужное, и осталось только принятие и любовь. Поэтому я лично благодарен вам, что предложили именно эту пьесу. Для меня театр – место встречи, место общения. И когда мы говорим о важном – это очень ценно.
- У каждого спектакля – своя судьба. Есть те, которые уходят со сцены легко. Просто выполнили задачу – и попрощались. А есть такие, которые становятся душой театра и живут в ней, даже если не играются. Был такой спектакль – «Искушение», который в 2006 году поставил режиссер Валерий Шевченко. В 2013 спектакль восстановили, а теперь он вновь в архиве. Но – редчайший случай – предстоит реинкарнация. «Искушение» настолько уже наш, не только в душе – в плоти и крови Братского драматического, что решено, – у спектакля начнется уже третья жизнь, в 40‑й юбилей театра. Так и с «Прекрасным Далеко». Все эти два года паузы мы ждали возможности восстановления. И вот вы здесь.
Олег Хапов:
- Я очень рад этому. Мне нравится в Братске. И в театре, и в городском пространстве. Здесь у вас лес, море, и я полюбил братские прогулки. В театре все – живые, настоящие, легко откликающиеся на задачу. Актеры горят работой. Новенькие для спектакля Валя, Влад – вошли в его ткань, услышали, поняли. У тех, кто был с самого начала – у Ирины Кузнецовой, Владимира Куликова, Насти Потихенской, Романа Калиниченко – все сохранено и будет развиваться еще, потенциал есть. Игорь Бутин вводился без меня, после отъезда Никиты Москалева, и он тут на месте. Уловил резонанс постановки. Я свои спектакли – внутри себя, конечно, – ассоциирую с музыкой. У каждого материала есть свое звучание. И в этом меня очень хорошо понимает композитор Эдуард Глумов. Я очень рад, что мне у вас удалось поработать с ним. Он точно выразил глубину темы – смерти как обстоятельства, помогающего нам жить. Смерть и жизнь – части одного целого. Нет радости без печали, тяжелое перетекает в легкое, плохое в хорошее, и обратно. Свобода и НеСвобода, как в спектакле. Движется, движется этот круговорот, проявляя все составляющие нашего мира…Так звучит наш спектакль, я на это надеюсь.
- Кто бы мог подумать, что пьеса 2006 года проявится сейчас так остро…
Олег Хапов:
- Знаете, как я определяю главного героя в пьесе? Это тот, в котором происходят самые мощные трансформации, изменения. И, конечно, в «Прекрасном Далеко» это – Вася. Затем – Маруся. Собственно, именно они бросают вызов Неведомому. И очень важная сцена, тема – прощения. Между тем, кто убил и тем, кого убили. Сегодня она особенно сильно откликается, пронзительно. Потому что мы все понимаем – только в прощении спасение наше. Нас всем придется как-то договариваться… Это очень сложно понять и принять, но актеры –молодые ребята, – идут на вызов. Такие переживания – всегда эксперимент, шаг в неизвестное. И этим еще ценен для меня спектакль. Ведь он создается не столько в репетициях, в наших разговорах, в поисках – он рождается только со зрителями, в момент взаимодействия актеров и зала. И когда случается понимание, прозрение, озарение – значит, Бог театра посмотрел на нас сверху…. Я передаю спектакль театру. Теперь он станет жить своей жизнью. И я очень надеюсь, что она будет яркой и долгой.
Автор пьесы Данила Привалов (Дмитрий Егоров) сделал в эпилоге к ней несколько посвящений и специально оговорил условие – они должны быть в каждой программке. Режиссер и актеры братского «Прекрасного Далека» сделали то же самое – все они посвятили спектакль своим близким и дорогим людям которые теперь уже – Там, за пределом. И получается, что от зрителей ожидается ответный шаг. А кому вы посвятите свой спектакль «Прекрасное Далеко»?
Интервью записала Елена Чайковская