…Это кажется невероятным. Немаленький ковш немаленького экскаватора аккуратно открывает бутылку лимонада. Этот же ковш пишет на листе ватмана слово «семья». И роет яму ровно по заданным параметрам с допустимой погрешностью в несколько сантиметров. Как это возможно? Возможно и реально, оказывается. Так филигранно работают мастера, машинисты экскаватора, в системе «Транснефти». Идет конкурс профессионалов. На базе производственного обеспечения «Транснефть – Восток» в Братске электромонтеры, электромеханики, операторы станций, слесари, электрогазосварщики, охранники, водители, машинисты экскаватора, – представители самых разных специальностей нефтетранспортной отрасли, – выясняют, кто лучший. Так происходит ежегодно. Сначала – местный этап, потом – региональный, после – федеральный. Мы сейчас – на региональном, борьба идет среди работников «Транснефти» Сибири и Дальнего Востока. Когда ничего не понимаешь в критериях состязаний, остается только ходить от площадки к площадке, глазеть и получать впечатления. А впечатление основное – как в операционной. Четко организованное пространство, максимальная сосредоточенность, отлаженные действия, чистота и тишина. Каждый конкурсант и член жюри – на своих местах. Идет выверенная до секунд работа и тщательная оценка. Трудно представить, что так может быть на производстве. Сказка какая-то. Но – может. «Это Транснефть», – говорю сама себе и иду на полигон. Здесь – самая зрелищная часть конкурса. Битва экскаваторов и тех, кто ими управляет. И тоже – безупречная организация. Вот – тралы с техникой. Вот – территория для конкурсов и необходимые атрибуты. Трибуны для зрителей. Кейтеринг. Прямая видеотрансляция. Камеры, коптеры. Я обычно обращаю внимание на мелочи, по ним сужу о целом. Комплекты для чистки обуви (на полигоне!!!) – это мощный для меня аргумент в пользу уровня мероприятия. Вопросов по проведению больше не имею. Зато имею другие. Кто из конкурсантов наш, братский? Как он выступил? Поговорить можно? Наш – Захаров Дмитрий Николаевич, ООО «Транснефть – Восток». Выступил, говорят, хорошо. После я узнаю, что – лучше всех. Поговорить – можно, но – потом. Мы знакомимся, наступает потом, и Дмитрий терпеливо отвечает на мои вопросы:
- Откуда берутся машинисты экскаватора? И как становятся высококлассными специалистами?
- Как в любой профессии – через обучение. У меня это получилось после армии. Сначала базовый уровень осваиваешь, потом учишься дальше, приобретаешь опыт, сдаешь экзамены, с разряда на разряд. У меня – седьмой. Это высший в Транснефти – для тех экскаваторов, на которых мы работаем.
- Какие качества наиболее ценны для машиниста экскаватора?
- Внимательность. Это качество на тысячу процентов надо развивать. Все должно быть в поле зрения – люди, техника. Все должно быть в голове – регламенты, правила. Опасные работы, огромная ответственность.
- Уже понятно, что экскаватор способен на многое. В системе «Транснефти» на каких работах вы задействованы?
- Я пришел в компанию 11 лет назад, когда нефтепровод уже был построен. Главная наша задача сейчас – обеспечение бесперебойной работы. Ремонт, модернизация. Экскаваторы работают постоянно, зимой тоже. Даже больше, чем летом. И в условиях многолетней мерзлоты. И в болотах. Экскаватор – универсальная машина. Вырыть, раздробить, утрамбовать… Все, что угодно.
- А если техника ломается?
- Мелкие поломки устраняем самостоятельно. Серьезные – на базах. Но вообще у нас техника хорошая, и система ремонта сильная. Дисциплина, организованность, культура производства – на высшем уровне. Потому работать легко, даже когда сложные задачи и условия.
- Курить бросили?
- Бросил. Как-то само собой отпала потребность. Алкоголь у нас тоже под запретом, категорически. Даже в отпуске я все время в боевой готовности, на связи – мало ли что. Когда большие задачи решаются, становишься их частью, тут и ответственность другая появляется, гордость, я бы сказал.
- В конкурсах участвовать интересно?
- Я не первый раз участвую. Не каждый год – я же не один такой. Но было, даже побеждал на федеральном этапе, в 2022 году, в Тюмени. Конечно, интересно. С людьми познакомиться, разные города увидеть. И себя проверить, и понять – нет ничего невозможного.
Мы прощаемся. Я желаю Дмитрию Захарову новых побед на конкурсах и вообще – продолжения такой нужной и важной работы, которой будет много – центр экономического развития страны сдвигается в Сибирь и Дальний Восток. «Транснефть» – пример того, как это делать – строить, эксплуатировать, развивать, осваивать. А по сути – как жить.
Елена Чайковская