2025 год начался с гласности и перестройки — 30 января в администрации города рассказали о состоянии дел на муниципальном «Водоканале». Дела у предприятия не очень хороши, даже очень нехороши. Напомним, в 2023 году на «Водоканале» провели реорганизацию, которая дала некоторые результаты. 16 декабря 2024 года Федеральная налоговая служба уже обращалась в суд с заявлением о признании МП «ДГИ» банкротом, но это заявление было оставлено судом без движения. Общая кредиторская задолженность «Водоканала» на 1 января 2025 года составляла без малого один миллиард рублей. 30 января мэр Братска сообщил, что на Совете Думы принято решение о том, что ежеквартально будут проходить отчеты предприятия перед депутатами. Наверное, отчёты проходили за закрытыми дверями, публичных отчётов не было. Кроме того, «Водоканал» планировал ремонт и замену сетей в 18‑м микрорайоне, видимо, тоже не получилось.
***
В конце мая на постоянной депутатской комиссии по экологии директор филиала «Иркутскэнерго» ТЭЦ‑6 Андрей Мешков сообщил, что компания «БЭК» — единственная в Иркутской области, которая использует газ в блочной котельной в Правобережном районе. Там он стоит 3 500 рублей за 1 тысячу кубометров, и это льготная цена. Если посмотреть стоимость газа, например, на территориях средней полосы России, то она выше примерно в три раза, соответственно, возможен рост тарифов для населения при газификации Братска. Всё зависит от того, какую цену за газ выставит его поставщик. А кроме того, запасы Братского газоконденсатного месторождения невелики. Сейчас в открытых источниках объёмы месторождения нигде не указаны, хотя ещё десять лет назад были доступны. Мы тоже не скажем эти цифры, но помним их, а энергетики уже намекали, что ТЭЦ‑7 и ТЭЦ‑6 выработают месторождение за несколько лет. Окупит ли братское месторождение само себя и всю инфраструктуру за это время? Конечно, нет. Понятно, что без присоединения Братска к большому магистральному газопроводу нет смысла впустую тратить деньги на газовую инфраструктуру на левом берегу Ангары. В конце декабря губернатор региона сообщил, что в конце ноября он провёл встречу с председателем правления ПАО «Газпром» Алексеем Миллером и «сейчас ожидается решение по «Силе Сибири‑2». В частности, планируется провести или социальную, или промышленную газификацию с учетом тех параметров, которые будут выделены Иркутской области как транзитеру».
Кроме того, встает крайне болезненный вопрос — куда девать уголь, купленный энергетиками даже не вагонами, а уже в виде месторождений, и чем займутся люди, которые живут его добычей? Никто, к сожалению, не объясняет (не может? не хочет? не знает?) людям, чем хорош газ, кроме как меньшими загрязнениями, чем при сгорании угля.
***
Программа «Чистый воздух» в Братске, судя по докладам некоторых предприятий, идёт семимильными шагами, но в реальности чище воздух не становится. В конце октября на депутатских слушаниях в городской Думе начальник Братского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Елена Терещук рассказала, что только один раз за последние пять лет уровень загрязнения снижался до «высокого», в остальные годы он определяется как «очень высокий», Братск по-прежнему включён в список городов России с наибольшим уровнем загрязнения. Тонн загрязняющих веществ как бы всё меньше, а количество превышений ПДК — нет. Помнится, Елена Терещук объясняла такую странную ситуацию неблагоприятными метеоусловиями, в 2023 году таких дней было 275, в 2024 году — 249, в 2025‑м на 1 октября таких дней было 138. Но в таком случае, как работает программа «Чистый воздух» (которая идёт к завершению), если часть проблемы не в выбросах, а в метеоусловиях?
***
Многие важные обсуждения городских проблем, разумеется, ведутся в стенах представительного органа (депутаты представляют своих жителей) — городской Думы. Обсуждение проблем ливневой канализации в Думе Братска (ещё прежнего созыва) началось в конце марта 2024 года. Ещё тогда выяснилось, что в городе в принципе нет и не было централизованной системы ливневой канализации. То есть, существуют участки ливнёвок, но куда именно утекает собранная вода, неизвестно. Обследование имеющихся разрозненных участков канализации стоит 50 миллионов рублей, хотя и бесплатно известно, что её изношенность местами более 90 %. 11 сентября 2025 года на заседании постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству председатель комитета ЖКХ Александр Юрочкин сообщил, что обустройство (строительство) ливневой канализации только в Падунском районе, протяженностью в 107 километров, с возведением очистных сооружений, по предварительным расчётам может составить более 18 миллиардов рублей. То есть имеется серьёзный повод крепко-накрепко забыть про единую ливневую канализацию на неопределённое время даже в рамках одного района города. И это проблема не только Братска, при строительстве советских городов ливнёвка никогда не была в приоритетном списке инфраструктуры.
***
В течение нескольких думских созывов шла речь о модернизации автостанции: депутаты спорили, кричали, грозили, ругались, приглашали бизнесменов, специалистов… Наконец, 18 марта 2025 года на постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству председатель комитета по градостроительству администрации города Татьяна Годкова рассказала, что ещё в 2024 году было установлено, что перенос посадочной площадки дачных автобусов невозможен без нарушения нормативов. А 3 марта 2025 года на автостанцию выехала комиссия и провела натурный эксперимент с участием длинномерных дачных автобусов, который показал, что в случае переноса посадочной площадки автобусы повышенной вместимости не имеют возможности маневрировать на территории автостанции без увеличения риска ДТП. Были сделаны выводы о том, что построить полноценную автостанцию просто невозможно. Расширить ее территорию тоже нереально, поскольку вокруг расположены частные или арендованные земли.
***
Кадровый голод — проблема, которая началась с врачей, а теперь стала повсеместной. 25 марта на депутатских слушаниях директор «Дорожной службы города Братска» Андрей Третьяков сообщил, что на предприятии не хватает примерно трети работников. Позже на других комиссиях речь шла о кадровом голоде на предприятиях общественного транспорта. Некоторые из причин, по которым люди отказываются работать, просто удивительны. Например, с момента появления в конце 80‑х годов разворотного кольца для троллейбусов там так и не появился туалет для водителей, хотя руководство БТУ давно и ежегодно обращается к властям с этой проблемой. Про нехватку врачей не стоит даже упоминать.
***
В городе большие проблемы с бюджетом. Об этом весь год говорят и в Думе, и на улицах. 20 марта на заседании постоянной депутатской комиссии по бюджету, налогам и финансам и. о. председателя комитета финансов администрации Братска Марина Машура рассказала о том, что Братск участвовал во множестве федеральных и региональных программ развития. Условие участия — вклад города в финансирование в размере 14 % от суммы. Хочет город получить миллиард? Значит, надо вложить 140 миллионов своих денег. Вложить-то вложили, а дополнительно заработать эти деньги негде, кроме как взять в долг. Так и накопили почти два миллиарда долгов.
***
15 мая на заседании постоянной депутатской комиссии по вопросам правовой и социальной защиты населения председатель комитета по образованию администрации Братска Оксана Ефимова рассказала, что требованиям пожарной безопасности в образовательных учреждениях города не соответствует ширина дверных проёмов, требуется замена светильников, а также ремонт систем электроснабжения. Общая стоимость работ может превысить 260 млн рублей. Но в первую очередь необходима замена светильников, и на это городской бюджет готов выделить пока 9 млн рублей. Внимания требует и пожарная сигнализация. За 4 месяца 2025 года произошло уже 33 ложных срабатывания, хотя за весь прошлый год их было 41.
***
В начале года было очень много разговоров о стратегии развития муниципального автономного учреждения «Телерадиокомпания “Братск”». Генеральным директором ТРК в то время был Константин Климов. Он не скрывал, что у компании пропасть проблем, но в целом был оптимистичен. Директор ТРК не говорил об этом, но «Знамя» отмечает — очень долгое время ТРК «Братск» была синекурой для людей, которые мало что понимали в телевидении и его экономике, и за десять лет ТРК зелено и густо заболотилась. Некоторые журналисты, которые приходили в компанию полные энтузиазма и желания работать, уже давно трудятся в других местах. Большим ударом для ТРК стала потеря «22‑й кнопки» обязательного общедоступного муниципального телеканала. Эта кнопка досталась телекомпании БСТ, и де-факто она стала муниципальным телевидением. Тут остаётся только догадываться, почему место муниципального телевидения заняло не муниципальное телевидение и кто постарался так сделать. Константин Климов обещал ежеквартально отчитываться перед Думой о ходе развития канала, но покинул свой пост и посвятил себя спорту. Что делается на ТРК сейчас — неизвестно.
