Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» приехал в наш город со спектаклем, который, несомненно, входит в золотой фонд отечественного театрального искусства. «Волки и овцы» по пьесе Александра Островского в постановке Петра Наумовича Фоменко за 32 года своей жизни на сцене объехал не только страну, но и полмира. А теперь увидеть шедевр смогли и братчане. Энергохолдинг Эн + сделал эту встречу возможной. Два дня в Братском драматическом театре шел фестиваль – во-первых, показы спектакля; во-вторых, лекция в ПРО ‑клубе – про спектакль; в –третьих, мастер-класс «Легко сказать» для студентов – энергетиков. И, конечно, пресс-конференция организаторов событий, а также актеров.
Пресс-конференция: «Радость праздника»
Так определили актеры «Мастерской Петра Фоменко» Мария Андреева, Екатерина Смирнова, Александр Моровов свои эмоции по поводу поездки в Братск. Приехали 26 «фоменок» – так называют себя все, служащие в этом театре. У них – не только радость, но и волнение перед показом – ожидания братчан огромные, актерский состав новый, сцена уютная, теплая («конфетка»), но много меньше, чем своя, масштаб другой совсем, – «смогем?». Рассказывают о том, как актриса Галина Тюнина, игравшая в спектакле с самого начала, вводила каждого в роль, сохраняя режиссуру Фоменко, который создал очень прочный фундамент и вместе с тем оставил много «воздуха» для бесконечного развития. Счастливы, что работают в этом спектакле: «чудо», «восторг», «любовь», «ответственность». Любовь Кудряшова, директор Братского драматического, вспоминает, как почти год назад на Форуме руководителей театров малых и средних городов ей поступило предложение – по линии фестиваля «Золотая маска» привезти в Братск уникальный спектакль: «Конечно, да!». И началась организационная работа. Через всю страну привезти не коммерческую антрепризу, а полноценный спектакль с декорациями, костюмами, реквизитом, вписаться в плотные графики театров – гастролирующего и принимающего, обеспечить показ технически – непросто очень. В Братске сделали все, чтобы планы осуществились, чтобы «Мастерской…» было у нас хорошо. Ольга Берсенева, руководитель департамента по связям с общественностью Эн+ в Иркутской области, говорит о миссии ответственности кампании на территориях работы. Ответственность – она и в том, чтобы сделать здесь социальную, культурную жизнь интересной, наполненной событиями. Весной при поддержке Эн+ прошел театральный фестиваль «У Братского моря». Осенью, в сентябре, в Братске на Театральной площади запланирован гастрономический фестиваль, уже второй по счету. А сейчас, летом – гастроли «Мастерской Петра Фоменко». Это – фестиваль, программа которого объединяет активных горожан – энергетиков и представителей культуры, образования, бизнеса.
Мастер –класс «Легко сказать»: энергетикам тоже нужны навыки публичных выступлений
Модератор пресс-конференции Надежда Базюкевич – театровед, кандидат наук, ведущая рубрики «Евразия. Культурно» на телеканале «Мир», педагог и автор курса «Легко сказать» провела со студентами факультета энергетики и автоматики Братского госуниверситета занятие, на которое наверняка хотели бы попасть журналисты, работающие в кадре. Но ввиду занятости не попали. А повезло студентам. И они узнали не только о том, как успешно преподнести себя и свои мысли в любой аудитории, но и как сделать свою речь содержательной, убедительной, емкой. Студенты назвали полученный опыт бесценным. И этот мастер-класс тоже – вклад фестиваля в будущее Братска.
PRO-клуб: «Не стареют ни волки, ни овцы»
Театровед Анастасия Сергеева рядом со спектаклем «Волки и овцы» – с премьеры. На ее глазах рождался спектакль, продолжался, и, можно сказать, реинкарнировал в новом составе. Ей, безусловно, есть что вспомнить и рассказать. Про то, как китаянка Ма Чжен Хун начала делать отрывок на втором курсе ГИТИСа – том самом, звездном, особенном, неповторимом, из которого в 1993 году и был создан театр «Мастерская Петра Фоменко». Про то, как уже на четвертом курсе к работе подключился Петр Наумович, собрал отрывки в единое целое. Как спектакль осваивал пространство: от буквального «на коленках зрителей» до нынешней большой сцены. Как ездил по стране и миру, каждый раз вживаясь в новые условия – от индустриальных залов, которые визуально «утепляли» собранными на улице ветками и до дворика монастыря готической архитектуры. Как решали вопрос с переводами – титрами, либретто, фразами на французском. За тридцать лет состав спектакля, конечно, менялся, но незначительно, всегда оставался костяк. Но год назад было принято решение – передать спектакль молодым, обновить «свежей кровью». Благодаря кропотливой работе народной артистки Галины Тюниной, бережному покровительству актеров ранних составов, энтузиазму и восторженности молодых – получилось. Как для осваивающего язык особенно важно общение с его носителем, так и для актера – перенимать роль «с голоса» мастера, игравшего с самого начала, сохранившего суть, смысл, «дыхание» спектакля от его постановщика. Петра Наумовича Фоменко нет в этом мире вот уже 12 лет, но его спектакль – живой. Действительно, «Волки и овцы» не устарели.
«Волки и овцы» в Братске – безоговорочный успех
Два показа – аншлаги. Спектакль ждали. И он превзошел все ожидания. Островский звучал «классически» – просто, душевно, доступно, с множеством тонких нюансов смыслов и эмоций. Показатель высочайшего класса режиссуры и актерского мастерства, работы художника и технических служб – когда зритель не фиксируется на «как», а полностью погружается во «что» – в происходящее, становится свидетелем и участником истории на сцене. Спектакль всегда получается в союзе со зрителем. Только чтобы этот союз состоялся, нужны большая работа и великий талант. В Братске зрители увидели и то и другое. Зал «включился», жил вместе с артистами, с мыслями Островского, идеями Фоменко. Событие состоялось. И, может быть, для кого-то – на всю жизнь.
Еленак Чайковская