Иосиф Пуриц: «Миссия музыки – объединять людей»

…Он, можно сказать, родился с баяном. И в раннем детстве был убежден, что все люди так или иначе играют на баяне или на аккордеоне. А как могло быть иначе, если папа – баянист, автор методики обучения игры на баяне, а мама – преподаватель, аккордеонистка и продолжательница дела мужа по его методике. Сначала у сына педагогов и музыкантов были домашние уроки, после – колледж при Московском государственном институте музыки имени А. Г. Шнитке, Российская академия музыки им. Гнесиных, Королевская академия музыки (Лондон). Первый успех – на конкурсе в Германии в 8 лет. А затем – первые премии и гран-при международных и всероссийских конкурсов в Гемании, США, Италии, Испании, Украине и, конечно, в России. Он – первый в истории классический музыкант, выступавший в рамках программы поддержки молодых музыкантов BBC Intro­duc­ing. Он – Иосиф Пуриц. И, представьте себе, – с концертом в Братске, в рамках сибирского и дальневосточного тура. Концерт прошел в Братском музыкальном училище. Если вас не было в числе заполнивших концертный зал училища братчан – посмотрите выступления этого уникального музыканта в интернете, там их много. Но, конечно, услышать живой концерт – это удача и особенное впечатление. Мне повезло. И повезло вдвойне, потому что после концерта удалось поговорить. Иосиф – очень приятный собеседник. Легкий в общении, умный, глубокий, контактный, скромный. И не было снисходительности профессионала-  музыканта к дилетанту-слушателю. А просто – беседа о музыке.

Е.Ч.: – Баян, я думаю, у многих ассоциируется с оркестром народных инструментов. Или с аккомпанементом песен – соло, ансамблей, хоров. Вы баян открываете в новом качестве – как классический, академический, самостоятельный, разносторонний инструмент, каким он, собственно и является, отличаясь от гармони. Инструмент потрясающих возможностей – сегодня вы представили нам программу из произведений Иоганна Себастьяна Баха, Доменико Скарлатти, Сергея Прокофьева, Петра Чайковского, Владислава Золотарева, Ришара Гальяно, Виктора Гридина. От барокко, классицизма – в романтизм, новаторство, джаз. Ловила себя на мысли, что, если закрою глаза, при исполнении прелюдии Баха возникает полное ощущение присутствия на мессе в католическом соборе, когда звучит орган… А слушаешь «Цыганскую рапсодию» Гридина – слышишь целый оркестр… Так, получается, баяну подвластно все?

Иосиф Пуриц: –  Современный баян безусловно, обладает огромными тембровыми, динамическими, акустическими ресурсами. Он, относительно еще молодой, со всего лишь столетней историей, давно перешагнул сферу народного искусства и встал в один ряд с классическими инструментами. При этом у баяна есть преимущество – все относительно новое можно изучать, развивать, открывать неизведанные грани. Но делать это нужно очень осторожно, вдумчиво. Переложения для баяна произведений, предназначенных для других инструментов – щепетильная работа. Необходимо сохранить художественную ценность сочинения, гармонию, заложенную композитором. Вот, например, Шопен – не для баяна, он все-таки фортепианный композитор. А вот с произведениями Листа проще. Ну и, конечно, собственный репертуар для баяна уже весьма внушителен.

- Баян, наверное, считается русским инструментом. Насколько я знаю, он был создан русскими мастерами на основе немецкой гармоники, то есть они сконструировали новый инструмент, оставив в основе принцип звукоизвлечения. Вы продолжали обучение в Лондоне, участвовали во многих международных конкурсах.  Значит, и на западе баян прижился? Есть ли отличия в продвижении, развитии баянного исполнительства – там и у нас? И чем отличается подход к обучению?

- Кнопочный баян и аккордеон на английском языке обозначаются, одним словом. Сейчас баян – международный академический инструмент. Отличий много – и в системе обучения, и в практике. Там естественна жесткая конкуренция и индивидуализм. С самого начала исполнителя-ученика настраивают на самостоятельный поиск так называемого Unique Sell­ing Point  – то есть того, чем ты будешь отличаться от других, чем ты можешь заинтересовать слушателей, промоутеров,  быть уникальным. Это прямо декларируется. В Лондоне я изучал, кроме специальности, четыре направления – ведение концерта и анализ сыгранного со слушателями и преподавателями; работу с композиторами, интерпретации произведений разных эпох в современном исполнении; музыкальный бизнес-менеджмент.  Один из акцентов обучения был на камерной музыке. Я в Лондоне очень много переиграл в ансамблях – с пианистами, скрипачами, виолончелистами, медными, деревянными, ударными инструментами, вокалистами. Это очень важный опыт, потому что исполнителю на баяне  можно многому научиться у представителей классических специальностей.

- И какой же у вас Unique Sell­ing Point? 

- Сложный вопрос. Может, в том, что мне интересно многое.  Часто бывает, что музыканты выбирают что-то одно. Кто-то предпочитает совершенствоваться в барокко, кто-то – в джазе, обладая джазовым мышлением. Я играю музыку разных направлений, что уже понятно по моей концертной программе. И при этом иду путем камерно-академического исполнительства.

- Сегодня я открыла для себя баян как уникальный инструмент, ничем не уступающий традиционным классическим. Он доступен, компактен.  Между тем среди обучающихся в музыкальных школах баян уступает в популярности скрипке, например, а тем более фортепиано. Почему?

- Я много езжу по стране. Бываю в школах, в училищах. Ситуация отличается в разных городах, это зависит и от школы, и от преподавателей, бывает, что нет предмета вовсе , бывает – на грани. Есть школы, где специалисты активно работают, обучают, даже проводят конкурсы, там все в порядке. Конкурировать с фортепиано бессмысленно в плане масшабности охвата, тут и история многовековая, и репертуар. Но у баяна – большой потенциал. Дайте только время. Я преподаю в академии музыки имен Гнесиных, студенты есть, и часть из них станут педагогами, а, значит, будут и ученики. Ведь для того, чтобы засияла звезда исполнителя, должна быть база. То есть – развитая сеть школ, классов  – педагоги, ученики. Звезда – это вершина пирамиды, и чем шире основание, тем выше взлет. Немногие дойдут до пика, но все остальные все равно будут в плюсе, потому что получат музыкальное образование. Весь современный информационный мир использует в основном короткие нейронные связи в мозге человека, а для того, чтобы интеллектуально расти, развиваться, принимать решения, анализировать, нужны длинные цепочки. Вот этот дефицит восполняет музыка.

- Обучение музыке еще и воспитывает просвещенного слушателя. Мы начинаем понимать это искусство, разбираться, улавливать тончайшие нюансы и расти, все более и более изучая эту вселенную. А еще музыка раскрывает душу… Сегодня я слушала вас и думала – искусство, а музыка прежде всего действуют на всех нас – каждого в отдельности и всех вместе, – безусловно. И это так важно в пору политических распрей, военных конфликтов…Музыка обладает божественной природой, неслучайно она является неотъемлемой частью многих религиозных служб…

- У музыки один язык для всех народов. Музыка дана нам свыше. Это древнейшее из искусств и, пожалуй, самое массовое. Музыка – была, есть и останется с людьми. Всегда будут те, кто исполняет и всегда будут те, кто слушает. Это часть жизни человека, отражающее его сущность, и сущность этого мира. Это великое объединяющее начало, миссия, которая, может быть, поможет человечеству спастись.  Многие это чувствуют и понимают. И потому в Гнесинку, как и в другие музыкальные учебные заведения, такой большой конкурс, и потому работают по всему миру музыкальные школы, и потому полны концертные залы, и потому мы, исполнители, выступаем, посвящаем музыке жизнь. Про это многое и многими сказано, но каждый из нас открывает законы музыки заново…

Мы прощаемся. Иосиф привычно, как рюкзак, забрасывает на плечи свой инструмент, с которым он неразлучен – в машине ли, в поезде, в самолете… Завтра концерт в Вихоревке. Там ждут. Те, кто понимают, как посчастливилось, что Иосиф Пуриц заехал сюда – ждут очень-очень. И снова будет потрясающая музыка, высокое исполнительское искусство. А потом – другие города. Как знать, может быть, Иосиф Пуриц приедет к нам еще. Я обязательно постараюсь попасть. Пусть работают мозг и душа. И пусть снова будут – радость, восхищение, восторг и благодарность.

Елена Чайковская

 


Наш Братск. Новости Братска