На Братском алюминиевом заводе выполнен годовой план по сборке анодных узлов для новых экологичных корпусов. Восьмая по счету конструкция, предназначенная для электролизера РА-550, уже отправлена на место временного хранения. Анодный узел служит для перемещения анодов и подачи к ним тока огромной силы и считается самой технически сложной частью электролизера. Длина агрегата почти 20 метров, вес более 45 тонн.
Проект кардинальной перестройки, пожалуй, самое значимое событие в 57-летней истории БрАЗа. Изначально, как и во всей алюминиевой промышленности тех времен, на заводе применялась технология Содерберга с самообжигающимся анодом. Модернизация БрАЗа началась с момента входа в состав компании РУСАЛ, Цель по снижению объемов выбросов и улучшению условий труда поставил основатель компании Олег Дерипаска. Затем завод продолжил техперевооружение в рамках федеральной программы «Чистый воздух».
Два года назад РУСАЛ объявил о революционном решении перевести завод в Братске на самую современную и экологичную технологию предварительно обожженного анода, при которой выброс фторидов на 90% ниже, а выброс бенз(а)пирена ликвидируется полностью. Два современных корпуса оборудуют высокоэффективными электролизерами РА-550, это собственная разработка РУСАЛа.
- Нам повезло стать свидетелями грандиозного события. Не только для нашего завода, но и для металлургии в целом. РА-550 – самые мощные на сегодняшний день электролизеры. И вместе с тем самые экологичные, – комментирует управляющий директора БрАЗа Евгений Зенкин. – Запуск новых мощностей будет происходить с одновременным отключением и сносом нынешних корпусов. Общая производительность завода останется на нынешнем уровне – миллион тонн в год. Проект направлен в первую очередь на решение экологических вопросов.
Сейчас ведется подготовка свайного основания для одного их двух корпусов электролиза РА-550. Параллельно на промплощадке начали собирать комплектующие для электролизеров.
Производством анодных узлов занимается подрядчик БрАЗа – филиал компании ИСО в Братске. Сборка первого экземпляра заняла более двух месяцев, устройство №8 изготовили за две недели.
- Сейчас процесс производства стандартизирован и проходит быстрее. А в следующем году нам предстоит серьезно нарастить темп, в планах собрать 48 анодных устройств, то есть с тактом производства четыре устройства в месяц, – рассказал и. о. начальника участка изготовления металлоконструкций ИСО Дмитрий Каплев.
До финального монтажа анодные узлы будут находиться на специально оборудованной площадке, вместе с трансформаторами и катодной ошиновкой. В ближайшие несколько лет на БрАЗе должны собрать 352 таких агрегата.
пресс-служба ПАО «РУСАЛ Братск»