Почему старожилы верхней Ангары не ели конину? Как использовали медвежьи лапы? И что считалось деликатесом? Мы продолжаем рассказывать о находках, которые сотрудники музея «Ангарская деревня» сделали во время экспедиции в Усть-Удинский район. Благодаря их проекту «Люди большой реки», появляется всё больше знаний об укладе жизни наших предков, в том числе о традициях питания.
Максим ГЛУШЕНКО, заведующий архитектурно-этнографическим музеем «Ангарская деревня им. О. Леонова», кандидат исторических наук: «Мы, когда были в московском архиве, выявили, что использовали медвежью лапу для обрядов, чтобы был удой молока – гладили вымя отелившейся корове. И, как ни странно, некоторые старики до сих пор это помнят. Ну, буквально один – он нам и рассказал об этом».
Как делятся научные сотрудники, раньше они думали, что буряты селились повыше, на притоках, в степях, в то время как на берегах Ангары жили русские. Оказалось, что в некоторых деревнях Усть-Удинского района жили смешанным населением
Максим ГЛУШЕНКО, заведующий архитектурно-этнографическим музеем «Ангарская деревня им. О. Леонова», кандидат исторических наук: «И вот если спросить у них, что вы взяли у бурят, скажут – ничего. А когда начинаешь задавать вопросы: „Конину едите?“ – говорят: „Да“. А это бурятская часть культуры. Ещё лет 70 назад мало кто из русских ел конину. На вопрос: „Почему?“ один нам ответил, что, по преданиям, Иисуса Христа после распятия зарыла свинья. И её едят. А вытащила – кобыла. И поэтому нельзя есть конину».
Также научные сотрудники узнали, что у местных жителей в почёте было своеобразное блюдо из прямой кишки сохатого, которое раньше считалось самой вкусной частью крупного животного. Сейчас деликатесом считается его губа. О рыбе, которую можно было изловить на берегах Ангары, тоже удалось добыть интересные сведения.
Максим ГЛУШЕНКО, заведующий архитектурно-этнографическим музеем «Ангарская деревня им. О. Леонова», кандидат исторических наук: «Известно, что Ангара – очень рыбная река. И вот что водилось на верхней Ангаре? Почти то же самое, что на нижней. Но, допустим, осётр и стерлядь не доходила до верхней Ангары, за редким исключением. Старожилы нам это подтвердили. Сказали, что до затопления Братского водохранилища очень-очень редко попадался осётр, но стерлядь не доходила до них. Зато у них был сом, чего не было на нижней Ангаре».
И это далеко не все этнокультурные сокровища Усть-Удинского района. Как делятся учёные, поле для исследований большое, как и в других районах Иркутской области. По проекту «Люди большой реки», который стал победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив, научные сотрудники продолжат собирать бесценные крупицы информации.