Перевозчики работают над повышением оплаты труда водителей, но даже после увеличения тарифа до 40 рублей удалось только покрыть основные расходы.
Нехватка кадров, низкий интерес к профессии и недостаточный уровень заработной платы – основные проблемы, с которыми сталкиваются работники муниципальных автотранспортных предприятий. Их озвучили на очередном заседании постоянной депутатской комиссии.
Вопрос, касающийся специалистов, – самый сложный, рассказал в начале доклада председатель комитета промышленности и транспорта мэрии. Несмотря на то, что администрация и перевозчики поддерживают начинающих водителей. Так, в 2025 году для привлечения и удержания работников предоставляют жильё, оплачивают обучение на категорию D, а также проводят программу «Приведи друга».
Руслан ЕЛИЗАРЬЕВ, председатель комитета промышленности и транспорта администрации Братска: «Предприятия компенсируют 100 % обучения: 50 % оплачивается сразу и 50 % возмещается после трудоустройства. Для организации учебного процесса и сдачи экзаменов на категорию D был оборудован автобус, как учебный. То есть предприятие само заинтересовано в том, чтобы выполнялась именно учебная программа, а также сдавались экзамены в РЭО».
В прошлом году обучили четверых, в этом привлекли восемь новых водителей. Но сохраняется и отток. Основные причины – возраст, болезни и смена профессии. В 2024 году Братское троллейбусное управление получило лицензию на самостоятельную подготовку специалистов. Для начинающих занятия бесплатные, также есть стипендии, приравненные к МРОТ.
Руслан ЕЛИЗАРЬЕВ, председатель комитета промышленности и транспорта администрации Братска: «В 2024 году обучения закончили 12 человек, в 2025 году – девять, в резерве на 2026 год – 11 курсантов».
Но водителей в основном удерживает зарплата. Перевозчики работают над повышением оплаты, но даже после увеличения тарифа до 40 рублей удалось только покрыть основные расходы. Ведь растёт стоимость электроэнергии, коммунальных услуг, топлива, ремонта и запчастей.
Руслан ЕЛИЗАРЬЕВ, председатель комитета промышленности и транспорта администрации Братска: «Отдельно хочется подчеркнуть негативный фактор – задолженность Министерства транспорта Иркутской области перед перевозчиками города Братска по льготным категориям граждан областного уровня, которые по состоянию на 31 августа включительно превысила 47 миллионов рублей».
Несмотря на это, видна положительная динамика в привлечении водителей. В конце заседания председатель комиссии подчеркнул, что проблема общественного транспорта остро стоит в городе и её необходимо решать.
Александр ЗУБКОВ, депутат Думы Братска: «Минтранс должен более 45 миллионов; будем делать обращение на основании того, почему до сих пор средства не доведены до города Братска компаниям, которые обеспечили транспортную доставку в городе Братске. И, конечно, серьёзная проблема – это водители, которые не идут на обучение. Обязательно администрация учтёт решение вопроса и предложения, которые были сделаны для того, чтобы водители имели возможность как в троллейбусном депо остановки для отдыха водителей, приёма пищи».