И почему мы, такие, в общем-то, хорошие, не можем жить счастливо, хотя очень стремимся? Этот вопрос роднит всех нас с Зиловым, героем пьесы Александра Вампилова. Лучшей пьесы из немногих им написанных, как он считал сам. «Последней великой русской пьесы», как называют «Утиную охоту» театральные критики. Она выдержала три экранизации (самая известная – «Отпуск в сентябре» режиссера Виталия Мельникова с Олегом Далем в главной роли), десятки постановок с 1976 года по настоящий день. Драма «плохого хорошего человека» оказалась вне времени и пространства. И каждый театр, прикасаясь к этой истории, дает свою версию происходящего в душе Виктора Зилова. Наступило время и для Братского драматического, который идет вместе с Вампиловым уже почти 40 лет – с первой постановки в феврале 1986 года. Это была «Эстафета» по произведениям Н. Островского, С. Алексиевич и А. Вампилова. А потом – «Старший сын» 2001 года в постановке Сергея Болдырева, который шел в театре десять лет подряд. И «Старший сын» 2022 года в трактовке Виталия Дьяченко из текущего репертуара. В 2012‑м на сцену вышли «Провинциальные анекдоты» от режиссёра Сергея Куцевалова, братчанина, сейчас работающего в Москве. В 2016‑м, – «Исповедь начинающего», сборник лирических историй, собранных и поставленных Сергеем Терпуговым по ранним рассказам Вампилова. Потом «Исповедь начинающего» стал выпускным спектаклем 2025 года у воспитанников студии «Театр плюс» под руководством того же Сергея Терпугова. А теперь он в «Утиной охоте» играет главную роль:
- Кто-то мечтает сыграть Гамлета. А я всю жизнь мечтал сыграть Зилова. Столько в нем много всего заложено, какие мощные внутренние конфликты он переживает. Мне представляется, что Зилов в какой-то степени – отражение самого Вампилова, его поисков себя в этом мире. Ведь все у Зилова есть для счастья – интеллект, душа, профессия, семья… А его мир рушится. Почему? Вот в этом мы и разбираемся. Это очень близко каждому и глубоко трогает.
Не только Сергей Терпугов мечтал об этой работе. Артём Баскаков, директор и режиссёр Молодёжного художественного театра г. Улан-Удэ, приглашенный на постановку в Братск, всерьез «заболел» Вампиловым еще в студенческие годы:
- На курсе Леонида Ефимовича Хейфеца в ГИТИСе я делал спектакль о судьбе Александра Вампилова, в котором был отрывок из «Утиной охоты». Позже у себя, в Молодёжном художественном театре, я поставил спектакль «Ваш Вампилов». И всегда мечтал об «Утиной охоте». В Братском драматическом театре наконец все звезды сошлись. Наш театр привёз на фестиваль «У Братского моря» два спектакля в моей постановке – «Как я стал разговаривать с Толиком» и «Намжил Нимбуев. Стихи». Спектакли прошли очень хорошо, мы подружились театрами, и директор Братского драматического Любовь Кудряшова вместе с главным режиссёром Андреем Воробьёвым предложили мне поработать здесь. Так возникла «Утиная охота» и сбылась моя мечта. Материал не только знаковый для меня – он знаковый и для нашего времени, когда идут поиски ориентиров, когда многие люди переживают кризис – возраста, профессии, мироощущения, любви, веры. А Вампилов даёт возможность это пережить и начать выход к обретению себя, к свету. «Утиная охота» – это, по сути, образ гармонии для героя. Каждому надо найти свой.
Прошла сдача спектакля. Вносятся последние коррективы. Переживают все актёры, цеха, постановочная группа во главе с художником-сценографом Натальей Корневой. Задуманное получилось, – оценивает Андрей Воробьёв:
- Удивительный, классный спектакль. Смотрел и светлое чувство «белой зависти» испытывал, что не я это поставил. С одной стороны, спектакль очень простой – без новомодных изысков, внятный, ясный, но вместе с тем – очень современный. Несколько раз мурашки по спине пробежали от того, что ловил себя на мысли – «а это же про меня, про мою жизнь», – такое точное попадание в нерв пьесы режиссёром. Артём классно и с артистами поработал: я был удивлен, совершенно не узнал Сергея Терпугова, Валю Фитиль, Рому Калиниченко… Да и вообще все ребята как-то по-новому открылись. В общем и целом, большое спасибо Артёму за работу, за это чудо.
В спектакле заняты: Сергей Терпугов, Владимир Куликов, Павел Жилин, Роман Калиниченко, Владимир Крумельницкий, Валентина Фитиль, Алла Нетеса, Лада Рудакова, Анастасия Потихенская, Наталия Жилина, Виктория Воробьёва, Алексей Павлов, Егор Куликов.
На премьерные показы 5,6,7 декабря остались считанные билеты. В следующий раз «Утиную охоту» можно будет увидеть 24 января. И – важная поправка. Продолжительность спектакля – 3 часа с антрактом.









