Об этом заявил председатель Законодательного Собрания Сергей Сокол по итогам рассмотрения вопроса в рамках муниципального часа на сессии областного парламента. Так, депутаты Заксобрания обозначили необходимость выделять компенсации из регионального бюджета на предоставление льготного проезда отдельным категориям граждан как муниципальным, так и частным перевозчикам межмуниципальных и муниципальных маршрутах. А, кроме того, предложено проработать вопрос о предоставлении муниципалитетам субсидий на покупку пассажирского транспорта.
«К нам постоянно поступают обращения, как от жителей, так и от глав дум и администраций городов и поселков по проблемам в этой сфере. Практика поддержки муниципалитетов в решении этих вопросов есть во многих субъектах», – подчеркнул спикер областного парламента Сергей Сокол.
О проблемах в территориях рассказали председатели дум Братского района и Братска, Ангарского городского округа, Киренского района и Усть-Илимска, Мамско-Чуйского и Тайшетского районов. Проблемы у всех общие – большое количество убыточных маршрутов, отсутствие возможности решить проблемы за счет средств местных бюджетов, необходимость обновления автопарка. Так, по словам председателя думы Братского района Владимира Ковалева, все 12 районных маршрутов, на которых работают 23 перевозчика, – убыточные, при этом есть потребность в открытии новых маршрутов. Например, администрация района предприняла попытку по открытию сообщения по маршруту Братск–Бурдинские Вихоря–Сахарово–Кобляково, однако после 9 рейсов перевозчик отказался от работы на данном маршруте. В Усть-Илимске единственный перевозчик отказался от обслуживания четырех из девяти маршрутов, и, как рассказал председатель городской думы Сергей Зацепин, на субсидирование перевозок по убыточным маршрутам в бюджете города на 2019 год предусмотрено 7,5 млн рублей.
На протяжении многих лет неразрешимой проблемой для Киренска является вопрос о субсидировании паромных перевозок. На сегодняшний день город Киренск является единственным городом-островом на территории Иркутской области, где функционирует одновременно три паромные переправы. Как сообщил председатель думы Киренского МО Сергей Куклин, паромы находятся в частной собственности и являются платными для населения и автотранспорта. Коллегу поддержала депутат Заксобрания Ирина Синцова, которая отметила, что несправедливо, когда жители Киренска вынуждены каждый день с этим сталкиваться, не имея другой возможности свободно перемещаться в пределах муниципального образования.
Отдельно участники Муниципального часа остановились на вопросах развития городского электротранспорта, амортизированный износ которого, например, в Ангарске, составляет 100 %. Эта проблема актуальна и для других крупных городов области – Иркутска и Усолья-Сибирского. По информации председателя думы Ангарского городского округа Артема Детышева, из 40 трамвайных вагонов 27 вагонов находятся в эксплуатации больше 25 лет. Он отметил необходимость снижения тарифов на электроэнергию для подвижного состава городского электротранспорта, субсидирования капитального ремонта трамвайных путей и приобретения новых трамвайных вагонов, реализации проекта строительства междугородных скоростных трамвайных линий в рамках развития городских агломераций.
В ходе обсуждения председатель комитета по бюджету Законодательного Собрания Наталья Дикусарова предложила инициировать на областном уровне разработку программ, направленных на поддержку как муниципальных, так и частных перевозчиков, которые бы учитывали возможности местных бюджетов и степень отдаленности поселков. Ее поддержали коллеги Антон Романов и Георгий Любенков. При этом, комментируя выступление министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Артура Сулейменова, обратившего внимания на то, что организация муниципальных и межмуниципальных перевозок относится к полномочиям местной власти, Антон Романов заметил, что сегодняшняя система межбюджетных отношений не позволяет органам местного самоуправления эффективно решать данные вопросы местного значения. Председатель комитета по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении Виктор Побойкин подчеркнул, что жизнедеятельность территории зависит от эффективной организации перевозок, и поинтересовался, какие механизмы региональное правительство видит для решения проблемы обновления парка авто- и электротранспорта. По словам заместителя министра жилищной политики, энергетики и транспорта Ольги Золотаревой, это миллиардные расходы, к примеру, стоимость одного трамвая составляет около 35 млн рублей, поэтому необходима поддержка из федерального бюджета. Депутат Заксобрания Илья Сумароков предложил проанализировать финансовую составляющую и понять, сколько области требуется средств для поддержки муниципалитетов в решении проблем муниципальных перевозок.
Подводя итог обсуждения, председатель Заксобрания Сергей Сокол сообщил, что все предложения, озвученные депутатами областного парламента и местных дум, найдут свое отражения в виде рекомендаций правительству области в соответствующем постановлении Законодательного Собрания.
«Муниципалитеты не должны в одиночку биться с этим, а необходимо совместными усилиями обеспечить регулярные и качественные пассажирские перевозки в пределах муниципальных образований и между ними. На это и направлены наши предложения. Мы должны использовать все возможности – и резервы областного бюджета и участие в реализации федеральных программ», – подытожил Сергей Сокол.