21 ноября состоялась 6‑я сессия Законодательного Собрания Иркутской области. Сессия была очень напряжённой и очень важной для жителей региона. Всего в повестку было включено 52 вопроса, важнейший из которых – рассмотрение в первом чтении проекта закона о бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Вопрос этот готовил комитет по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству. Заместителем председателя комитета является депутат Георгий Любенков. Георгий Александрович рассказал газете «Знамя» о самых важных решениях прошедшей сессии.
- Проект бюджета Иркутской области на 2019 год принят в первом чтении. Теперь нашему комитету есть над чем поработать накануне второго чтения, ведь у депутатов и муниципалитетов много предложений. Среди них – увеличение субвенции на образование в полном объеме на 12 месяцев, увеличение субсидии на капитальный ремонт объектов спорта, образования, вопрос выделения финансирования для обеспечения перехода на новую систему обращения с твердыми бытовыми отходами, а также и по увеличению финансовой поддержки местных бюджетов в объеме не меньше, чем было выделено в этом году. Ряд вопросов уйдет на мартовское уточнение бюджета. Связано это, прежде всего, с ожидаемыми межбюджетными трансфертами на 2019 год из федерального бюджета Иркутской области. В первом чтении принят и бюджет ТФОМС на 2019–2021 годы.
- Георгий Александрович, чем еще интересна завершившаяся сессия?
- На прошедшей сессии областного парламента большую дискуссию среди депутатов вызвало принятие проекта областного закона с длинным названием – «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях в Иркутской области, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Иркутской области». Законопроектом предусматривается новый базовый норматив расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях. Хочу отметить, что этот вопрос назрел давно. Я часто встречаюсь с коллективами школ и детских садов, и проблема недостаточности средств, выделяемых на учебные расходы, звучит практически на каждой встрече. Сегодня эта сумма составляет 500 рублей для детских садов на одного ребенка в год и 1500 рублей на одного школьника. Ни для кого не секрет, что недостаточность средств, выделяемых на эти цели, приводит к поборам с родителей и вызывает среди них массу недовольства. Хотелось этот вопрос решить таким образом, чтобы увеличение стало значимым, так как эта сумма не менялась несколько лет. На заседании комитета по социально-культурному законодательству депутаты одобрили поправки, в соответствии с которыми сумма должна быть увеличена с 1 января 2019 года до 1000 рублей на ребенка в дошкольном учреждении и 2000 рублей на одного школьника. Мы на заседании фракции ЛДПР решили эту инициативу поддержать. Но, к сожалению, депутаты от КПРФ выступили против, и после двухчасовых дебатов, по результатам голосования, прошел вариант поправок, внесенный губернатором. Поэтому сумма учебных расходов будет увеличена с 1 января 2019 года лишь на 250 рублей для дошкольников и 200 рублей на учащегося школы. И только с 2020 года эта сумма увеличится до 1000 рублей на дошкольника и 2000 рублей на школьника в год. А ведь хотелось решить эту проблему уже сейчас – избиратели ждут от нас более решительных и результативных мер.
- Поправки к законопроекту, предусматривающему внесение изменений в действующий областной закон «О налоге на имущество организаций», депутаты фракции ЛДПР обсуждали еще на своем предсессионном заседании. Парламентарии высказывали обеспокоенность возможными последствиями принятия этого закона для предпринимателей и ратовали за то, чтобы внесение изменений не привело к разорению малого и среднего бизнеса. Прокомментируйте принятие этого законопроекта.
- Это очень важный законопроект. Он связан с изменением действующего закона по налогу на имущество организаций. Речь идет о переходе на исчисление налога от кадастровой стоимости имущества, в связи с требованиями налогового кодекса. В первом чтении этот законопроект, внесенный губернатором Иркутской области, был принят ещё в ноябре 2016 года, но у предпринимательского сообщества возникло много вопросов. Было ясно, что в редакции правительства закон принимать нельзя, чтобы полностью не разрушить бизнес. Депутаты Законодательного Собрания создали рабочую группу для подготовки законопроекта ко второму чтению, в которую я вошел в числе других членов комитета по бюджету. Сегодня поправки, ставшие результатом двухлетней работы рабочей группы с правительством, с предпринимательским сообществом, приняты. Устанавливается льготная ставка 0,5% на 2019 год для организаций на спецрежимах налогообложения (это те, кто платит налог «на упрощенку», единый налог на вмененный доход), с поэтапным ежегодным повышением этой ставки на 0,25% до максимальной ставки к 2023 году в 1,5%. Предоставлены льготы сельхозпроизводителям и ряду других категорий. Как положительный факт отмечу, что рабочая группа продолжит работу, будет мониторить результаты исполнения закона и, при необходимости, предложит корректировку закона на 2020 год.
И еще один законопроект связан с изменением закона о налоге на имущество организаций. Это инициатива Ассоциации муниципальных образований, которую мы поддержали. Законопроектом восстановлена льгота по налогу на имущество казенных организаций, финансируемых из местного бюджета, бюджетных организаций, которая должна была быть отменена с 1 января 2019 года. Думаю, что это – хорошая новость для муниципалитетов, поскольку у местных бюджетов попросту нет средств на уплату этого налога.
- Георгий Александрович, в средствах массовой информации шестую сессию областного парламента уже назвали социально направленной. На сессии было принято несколько законов социальной направленности. Расскажите о них.
- На прошедшей сессии было рассмотрено несколько таких законопроектов. Принят в окончательном чтении законопроект, распространяющий льготу по транспортному налогу на ветеранов боевых действий. Законодательная инициатива председателя комитета по бюджету Натальи Дикусаровой и Георгия Любенкова. Инициатива родилась на основе обращений избирателей-участников боевых действий в «горячих точках» и мы очень рады, что коллеги нас поддержали. Освобождение от уплаты транспортного налога станет еще одной мерой социальной поддержки для участников боевых действий, которых сегодня в области насчитывается более 16 тысяч человек.
Кроме того, принят законопроект, расширяющий льготы инвалидов 1 группы – собственников жилья, которым с 1 января 2019 года будет предоставлена компенсация расходов в размере 50% платы за содержание жилого помещения (услуги ЖКХ). Сегодня такая льгота предоставлена только инвалидам I группы, проживающим в жилье государственной или муниципальной собственности.
В первом чтении приняты изменения в областной закон «О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий граждан в Иркутской области в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме». Перечень получателей льготы по оплате взноса на капитальный ремонт дополнен неработающими инвалидами I и II групп, одиноко проживающими или проживающими совместно с неработающими пенсионерами.
Принят законопроект, устанавливающий введение с 1 января 2019 года единовременной выплаты гражданам в размере 10 тысяч рублей в честь 90-летнего юбилея, 12 тысяч рублей в случае 95-летия, 15 тысяч рублей в честь 100-летнего юбилея, а после достижения возраста ста лет граждане будут получать 15 тысяч рублей ежегодно.
Во время сессии также состоялся «Правительственный час», на котором обсуждался вопрос предоставления мер социальной поддержки семей, имеющих детей. Учитывая обращения братчан, я предложил еще раз вернуться к закону о бесплатном питании в школах детям из многодетных и малообеспеченных семей. Беспокоит значительное снижение количества детей-льготников по сравнению с 2016 годом, когда процедура оформления льготы для родителей была намного проще. Учителя в школах не раз говорили мне на встречах, что проблема существует, и далеко не все родители, чьи дети нуждаются в льготном питании, могут эту льготу оформить. В итоге страдают дети. Коллеги-депутаты меня поддержали, и к этому вопросу мы еще вернемся и рассмотрим его подробнее.
Надежда БУТИНА,
фото с сайта
администрации г. Братска