18 сентября на постоянной депутатской комиссии по бюджету, налогам и финансам рассматривался вопрос о внесении в Законодательное собрание Иркутской области проекта областного закона «О внесении изменений в статью 13 Закона Иркутской области “О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты”».
Проект закона, который должен быть рассмотрен в Законодательном собрании, предполагает увеличение возврата собранных налогов из бюджета области в бюджет муниципальных образований (то есть туда, где они и были собраны).
Для муниципальных, городских округов и районов законопроектом предлагается стопроцентный возврат налогов, собранных по упрощенной системе налогообложения (УСН). Сейчас это соответственно 30, 50 и 30 процентов. Предлагается увеличить возврат налогов на доходы физических лиц (НДФЛ) для городских округов на 5 % (для муниципальных округов и районов оставить прежние нормативы в 26,25 % неизменными). Также для городских округов предлагается на 5 % увеличить возврат НДФЛ, который уплачивают иностранные граждане.
Ожидается, что увеличенный возврат УСН даст Братску дополнительно 648,9 млн рублей, возврат НДФЛ — 413,4 млн рублей, а НДФЛ иностранных граждан — 1,1 млн рублей. Всего законопроект, в случае его принятия, может увеличить городской бюджет на 1 млрд 63 миллиона рублей ежегодно. Немаловажно, что в этом случае у городских властей появляется прямой материальный стимул для развития малого предпринимательства.
— Такие инициативы в прошлых годах были, они, честно говоря, не прошли, но главное — они подвигли правительство области изменить отношение к муниципалитетам и включить иные механизмы для их поддержки. И надо понимать, что на сегодняшний день ситуация, которая сложилась с бюджетной обеспеченностью Братска, катастрофическая. И поэтому мы как члены бюджетной комиссии не имеем права молчать. В 65 субъектах Российской Федерации работают именно те проценты отчисления НДФЛ муниципалитетам, которые мы сегодня предлагаем, — сообщил председатель депутатской комиссии по бюджету, налогам и финансам Георгий Любенков.
Сейчас, когда в правительстве региона уже верстается бюджет области на 2026 год, законопроект не успеет пройти все положенные этапы претворения в жизнь, поэтому если он станет законом, то начнёт действовать с 2027 года. Ему предстоит обсуждение в Ассоциации муниципальных образований, Законодательном собрании Иркутской области и правительстве региона. Как отметил Георгий Любенков, после одобрения законопроекта Думой города (а он уже был одобрен мэром Александром Дубровиным) основная работа по его продвижению предстоит депутатам Законодательного собрания от Братска. Важно, что принятие проекта закона не повлечет отмены, изменения либо признания утратившими силу правовых актов Иркутской области.
Депутаты постоянной депутатской комиссии единогласно поддержали законопроект, однако, памятуя эпопею с экологическими платежами (их очень долго включали в городской бюджет, потом регион забрал их себе, а теперь совершенно непонятен механизм их пусть частичного, но возврата), высказали обоснованные опасения в том, что закон будет работать именно так, как предполагается.
Сложно представить, что в региональном правительстве законопроект примут с распростёртыми руками. По очень приблизительным оценкам, если бы такой закон уже был принят, то муниципалитеты региона в 2026 году получили бы дополнительно 13,4 млрд рублей, соответственно, такую же сумму недополучил бы областной бюджет. Разумеется, что более точные данные по объему выпадающих доходов областного бюджета можно будет просчитать с привлечением специалистов регионального правительства и Контрольно-счетной палаты Иркутской области.