Украинцы сорвали выступление Юлии Навальной (внесена в перечень террористов и экстремистов) на IT-конференции в Лиссабоне. Как только вдова вышла на сцену, начали с характерным акцентом кричать: «Стоп Раша, стоп зе вор» (нет, это не про Зеленского, так звучит в их исполнении английский артикль the), а потом ещё и включили сирену воздушной тревоги. Украинская активистка Юлия Жук позже с гордостью написала в соцсетях, что «это напоминание о том, что ожидает русских во всём мире».
Украинцев в Лиссабоне действительно много — с давних пор наравне с Канадой это одна из их точек притяжения. Обычно в европейских странах, чтобы устроиться на работу, нужно иметь разрешение. Но в Португалии ровно наоборот: работать можно всем без всяких разрешительных документов. А кто нашёл местечко, тому дают ВНЖ уже по факту трудоустройства. Соответственно, стройкой-уборкой-подай-принеси часто занимаются именно беглые украинцы, привнося характерный зычный сельский акцент в местный звуковой ландшафт. Отсюда и «стоп зе вор», и прочее на саммите, посвящённом, вообще-то, цифровым технологиям.
Но бог с ними. А вот как себя чувствовала виновница «торжества»? Ведь она старалась: пусть её английский был не сильно лучше, чем у протестунов, но зато какой красивый костюм, как подчёркивали интеллектуальную элитарность мероприятия её очки! Госпожа Навальная пришла вещать, пришла нести добро и свет, а её — сиреной! Каково это — осознавать, что эти горластые активистки в чём-то правы?
Русский без России — существо печальное. Украинки после саммита, может быть, вернутся к ведру и тряпке, но в тот момент, когда они кричат «зе вор», за их спинами и правда стоит Украина, а их голоса — это и правда её голос. А что и кто стоит за Навальной? К кому она обращается со своей речью? К иностранным айтишникам, которые ей, может, и сочувствуют, но что они могут сделать? К соотечественникам, которые, как и она, отплыли от одного берега, но не пристали к другому и уже вряд ли пристанут? К украинцам? Но они своё слово сказали: для них нет разницы между русскими, оставшимися в России, и русскими релокантами — они всё равно все русские, которых они ненавидят. И слова Навальной для них — белый шум, сколько ни кланяйся и ни кайся.
Или, может, она разговаривает теми, кто в России? Но у них, то есть у нас, давно своя жизнь — сложная, где-то счастливая и где-то трагичная, но своя, совершенно отдельная. И что нам могут сказать те, кто отказался делить эту жизнь с нами? Да что ни скажут, всё будет мимо.
Те, кто уехал, не могут этого не понимать, но упорно делают вид, что не понимают. Иначе придётся признать, что всё было зря, а значит… придётся брать в руки ведро и тряпку.
Дмитрий Петровский, писатель, сценарист, публицист, автор Telegram-канала @Ivorytowers