Запад будет поставлять Украине истребители F‑16. В целом их использование станет очередным вызовом и добавит новый опыт нашей армии. Плохо ли это? Конечно. Но всё же остаётся вопрос: как ВСУ смогут их применять без необходимых условий?
«F‑16 лучше всего работают на длинных нетронутых взлётно-посадочных полосах. Они могут столкнуться с трудностями на аэродромах с более грубым покрытием, разбросанных по всей Украине», — написали по поводу этих самолётов американские аналитики RAND.
На Украине нет необходимой инфраструктуры базирования, привычной для использования таких истребителей, а говорить о её создании нерационально — из-за наших ракетных ударов.
При этом стоимость подготовки подобной инфраструктуры для использования F‑16 европейским странам выйдет за $500млн, что на фоне полётов дешёвых советских Су-27 и МиГ-29 — сумма фантастическая.
Также, по современным оценкам, подготовка пилота F‑16 обходится США около $5,6 млн — это около $25 тыс. за лётный час. Не стоит забывать и о техническом персонале, стоимость которого также велика.
Для обслуживания и поддержания лётной годности и боевой готовности одного самолёта F‑16 нужно около 30 человек. В условиях потрёпанных ВВС Украины найти и организовать группы весьма проблематично, несмотря на неограниченный бюджет кураторов. Единственный вариант — везти техников и весь наземный персонал с оборудованием из-за рубежа.
Что касается времени подготовки, то пилоты для таких машин совершенствуют собственные навыки годами. Американские политики говорят, что на подготовку украинского пилота уйдёт три месяца, а на подготовку персонала уйдут месяцы и годы. Такую информацию парировал пилот F‑16, сказав, что за три месяца можно понять только основы — это поднять, удержать в воздухе, безопасно посадить самолёт. А для того чтобы научиться на нём работать непосредственно в условиях боевых действий, нужны годы и годы тренировок.
Однако это правило не касается опытных украинских пилотов, которые всё же остались. Им всего лишь придётся переучиться пользоваться другой техникой, но принципы останутся привычными.
Теперь рассмотрим в теории, какие аэродромы могли бы использовать ВСУ на своей территории.
Наш практичный советский народ при строительстве аэродромов выкладывал полосу железобетонными плитами ПАГ-14, чтобы их можно было оперативно восстанавливать после ракетно-бомбовых ударов. Соответственно, советские истребители, такие как МиГ-29 и Су-27, имеют усиленное по сравнению с F‑16 шасси.
Западные машины используют для взлёта и посадки асфальтобетонные полосы с повышенным качеством покрытия.
Таким образом, становится понятно, что ВСУ будут использовать гражданские аэропорты.
Допускаю, что могут быть три основных аэродрома:
1 — киевский Борисполь, усиленный ПВО, на котором базируется военно-транспортная авиация, где есть возможность для техобслуживания;
2 — львовский, находящийся рядом с польской границей и имеющий поблизости авиаремонтные заводы;
3 — одесский аэропорт, который имеет необходимое покрытие.
В качестве запасных в теории можно использовать киевский Жуляны, аэродром Черкассы, а также закарпатский аэродром в Ужгороде.
Конечно, прозвучит логичный вопрос: «Почему указанные авиаполосы до сих пор целы?» Наверное, потому, что долететь до них могут только крылатые ракеты, но это очень дорогое удовольствие — использовать такое вооружение только для уничтожения взлётных полос. Лучше потратить их на объекты поважнее.
И в завершение. Нидерланды получили одобрение на обучение украинских пилотов, а следующим шагом будет уже передача самолётов Украине. Тем самым нидерландцы смогут избавиться от старых F‑16 и заменить их на F‑35. Которые США с радостью им продадут.
Военный эксперт Даниил Безсонов @neoficialniybezsonov