С утра принял участие в режиме ВКС в заседании Общественного Совета при Законодательном Собрании, где основными вопросом стали – поддержка ходатайства о награждении Почетным Знаком Ю.А.Ножикова «Признание» и вопрос развития туристического потенциала Иркутской области.
Затем состоялось заседание комиссии по регламенту Заксобрания с очень большой повесткой дня, среди вопросов отмечу рассмотрение отчета областного правительства за 2022 год , отчета о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций области и вопрос награждения большого количества заслуженных людей нашей области Почетной грамотой Законодательного Собрания. Представил кандидатуру Галины Николаевны Омелянчук, известного в Братске общественника – члена областного Общественного Совета, волонтера, координатора благотворительного фонда «Единство», который работает с детьми-инвалидами. Кандидатуру на комиссии одобрили, в среду решение будет приниматься на сессии областного парламента.
Два важных законопроекта рассмотрели сегодня на заседании комитета по бюджету. Первое – это законопроект( авторами которого являются члены бюджетного комитета), предусматривающий внесение изменений в закон «О налоге на имущество организаций». В результате длительной и настойчивой совместной работы найдено компромиссное решение, которое позволит учитывать интересы и правительства и муниципалитетов.Прежде всего, законопроектом мы предлагаем с 1 января 2024 г. окончательно освободить от уплаты этого налога те учреждения, созданные муниципальными образованиями, основными видами деятельности которых являются: общее образование, дополнительное образование, деятельность библиотек, музеев, деятельность в области искусства и организации развлечений. Для остальных муниципальных казенных, автономных и бюджетных учреждений предлагается установить ставку налога 0,1%. ( при максимально возможной – 2,2% от стоимости имущества).
Фактически, уплату этого налога мы, депутаты, на протяжении всего нашего созыва смогли отсрочить, но с 2024 года все же решили посмотреть, начиная с уплаты минимальной суммы, какими будут фактические поступления от налога, а муниципалитеты возможно еще раз проведут ревизию и, избавятся от лишнего имущества таких учреждений.
Достаточное непростым было обсуждение второго законопроекта, который также рассмотрели сегодня в первом чтении: «О внесении изменений в приложение 4 к Закону Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты».
Внесли его в соавторстве с Натальей Игоревной Дикусаровой. Законопроектом предлагается : при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, (которую ряд муниципалитетов получают из областного бюджета, и которая рассчитывается по утвержденной формуле), не учитывать экологические платежи в доходном потенциале муниципалитетов. ( как например, не учитываются в доходах средства «дорожного фонда»). Думаю, неподготовленному читателю смысл законопроекта уловить трудно, скажу лишь, что этим законопроектом мы пытаемся привлечь внимание правительства к той непростой ситуации, которая на сегодняшний день сложилась с «экологическими платежами».
Суть в следующем:
Вступившие в силу в сентябре 2022 года изменения федерального закона об охране природы, предусматривают, что поступающую в местные бюджеты плату за загрязнение окружающей среды ( «экологические платежи»), с 2023 года можно расходовать только на строго определенные законом цели по устранению причиненного вреда окружающей природе. Тем не менее, в местных бюджетах 2023 года, сформированных и принятых муниципалитетами Иркутской области в конце 2022 года, «экологические платежи» «не окрашены», то есть, они учитываются в общей сумме доходов и, соответственно, расходуются на все неотложные нужды местных бюджетов.
Причины две: 1)острая нехватка средств в местных бюджетах на неотложные нужды по исполнению собственных полномочий 2)слишком ограниченный федеральным правительством перечень мероприятий, на которые, согласно действующей редакции федерального закона, можно тратить «экологические платежи». Здесь необходимо работать с федерацией над расширением перечня и эта работа, по предложению Думы города Братска ведется, но хотелось бы процесс на федеральном уровне ускорить. Необходимо решить также, как возместить местным бюджетам выпадающие доходы, если «экологические платежи» будут расходоваться строго на цели , определенные федеральным законом «Об охране природы».
После дискуссии проголосовали за то, чтобы внести законопроект на рассмотрение сессии Законодательного Собрания и рекомендовать принять его в первом чтении с дальнейшей работой над поправками. Надеемся, что это подтолкнет правительство к каким-то действиям в отношении «экологических платежей».