БЕРЕГИТЕ  СЕБЯ!    ЧИТАЙТЕ  «НАШБРАТСК»!    ВСЁ  БУДЕТ  ХОРОШО!

Главная > Газета «Знамя»

Газета «Знамя»

23.09.2018

ЛЕГЕНДА БРАТСКА

ЛЕГЕНДА БРАТСКА

 


Семь лет назад, 20 августа 2011 года, Анатолию Николаевичу Закопырину исполнилось 80 лет. Тогда его друзья собрались, чтобы поздравить его с юбилеем, вспомнить заслуги и производственные подвиги, которых у Закопырина было огромное количество. Его не зря называли легендой. И при этом не стоит забывать, что на его долю выпали самые сложные времена развития и упадка советской экономики. Газета «Знамя» также не осталась тогда в стороне и поздравила юбиляра с днем рождения. На ее страницах была опубликована статья известного братского строителя Валерия Фомина, который сегодня является председателем Общественной палаты города Братска. 15 сентября этого года Анатолия Николаевича Закопырина не стало. Но город его помнит и будет помнить всегда. Семь лет назад, завершая свой очерк о жизни Закопырина, его соратник Валерий Фомин писал: «По-прежнему Анатолий Николаевич несгибаем и несговорчив, как всегда исключает возможность компромисса со своей совестью. Как однажды написал в адрес нашего героя Валентин Распутин: «Из всех непримиримых, кого я знаю (а их не так и много), Вы - самый непримиримый...». Эти строчки великого писателя о непримиримости остались актуальными до конца жизни Анатолия Закопырина, который всегда был очень деятельным и активным человеком, занимался лыжным спортом. Много выступал в печати, отстаивал интересы тех, кто нуждался в защите. 

Анатолий Николаевич Закопырин приехал в Сибирь в 1960 году на строительство большого «колодца» Коршуновского ГОКа в Железногорске-Илимском Иркутской области. Как он думал - всего на один год по договору между Братскгэсстроем и Академией строительства и архитектуры УССР в Киеве, где он учился в очной аспирантуре. До этого он практиковался на строительстве горно-обогатительных комбинатов в Кривбассе.

Сибирь приковала его на тридцать лет. Работал главным инженером строительного треста, начальником специальных управлений строительства «Таймырэнергострой» и «Братскгэсстрой» Минэнерго СССР, на крупнейших всесоюзных ударных комсомольско-молодёжных стройках Сибири и Крайнего Севера: строил Железногорский ГОК, Братский ЛПК, Надеждинский металлургический завод (г. Норильск), Усть-Илимский ЛПК, БрАЗ, объекты энергетики Якутии, Хабаровского края и Амурской области, КАТЭК, молодые сибирские города Железногорск, Братск, Усть-Илимск, Кодинск, Шарыпово и др. Принимал активное участие в модернизации основного оборудования Братской ГЭС, в строительстве Курейской и Богучанской ГЭС. С его участием в 1983 году был заложен первый кубометр бетона на Богучанах.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями.

В 1971-1984 годах был депутатом городских советов Иркутска, Братска, Норильска, в 90-е годы - народным депутатом Верховного совета РСФСР на постоянной основе, членом Президиума Верховного Совета, председателем комиссии по транспорту, связи, информатике и космосу, председателем подкомитета по координации законодательства по межреспубликанским проблемам транспорта и энергетического строительства (1990-1993). Всегда отстаивал национальные интересы России.

Сухой перечень должностей и мест работы дает лишь самое общее представление о реальном масштабе личности Анатолия Закопырина. Анкетные данные не объясняют, почему его имя стало легендой для Норильска, Братска и других городов, где ему довелось работать. Почему именно его правительство направляло на самые сложные, зачастую провальные стройки, будучи в уверенности, что он их «вытянет»? Почему он всегда делал больше, чем от него требовалось, если это касалось защиты интересов дела и людей, несмотря на то, что часто вызывал этим недовольство чиновников?

Талантливый инженер и организатор, пассионарий, созидатель по натуре, неформальный лидер, обладающий невероятной жизненной активностью, он заражал людей своей неуемной энергией и творческим напором, уверенностью в себе и в том, что любая задача ему по плечу. Люди шли за ним, зная, что не подведет, не бросит на полпути, сделает все возможное для своих соратников.

Он внедрял в организацию производства разработанные им самим управленческие технологии и добивался их реализации:

«На стройках никогда не должно быть пьянок, разгильдяйства и безработицы (скрытой и явной). Должны применяться новейшие технологии и способы организации производства. Механизация должна быть доведена до самого нижнего уровня: малая работа выполняется малыми машинами, большая — крупными. Решение технических вопросов должно опережать выполнение работ на полтора-два года. Ведущие бригадиры, мастера, прорабы должны обеспечиваться жильем, устройством членов семьи (работа, детские учреждения). Стройка, как живой организм, должна иметь начало, развитие и завершение. На всех этапах, на основных направлениях должны работать руководители, отличающиеся высоким профессионализмом, организаторскими способностями и большой ответственностью».

Для стабилизации коллективов на всех стройках как планово, так и внепланово (в основном) решались вопросы строительства малосемейных домов (комнаты 18 м2, кухня, санузел, душ), прозванных «закопырками», или многоквартирных домов в постоянном исполнении — кирпичных и железобетонных, детских садов, бассейнов, спортивных сооружений...

Кто-то скажет, что стройка без пьянки — утопия, но у Закопырина не пили. Даже в таком огромном коллективе, как почти стотысячный Братскгэсстрой — крупнейшей в мире строительной организации — не было места пьянке. Добиться такого положения вещей, как выяснилось, было не так уж сложно. Пьют от безделья и бессмысленности существования, от неуважения к себе. Нужно грамотно организовать дело, чтобы каждый был задействован там, где принесет максимальную пользу, чтобы все знали свои конкретные задачи и свой вклад в общее дело, те материальные блага, которые каждый получит сейчас и которые будут в перспективе. Людям, уважающим себя и свой труд, осознающим свою сопричастность, уверенным в завтрашнем дне и ценящим день сегодняшний пьянствовать нет нужды.

Работать с Закопыриным было нелегко. Он требовал от подчиненных такой же как у него самоотдачи, чтобы они всегда были в отличной форме, имели чёткую информацию, а самое главное, чтобы дело двигалось стремительно, как он сам и его мыслил.

Закопырина как руководителя всегда волновали не только производственные вопросы, но и то, как люди отдыхают, достойно ли обеспечен их быт. Заботился он и о насыщении прилавков магазинов. С продуктами были в то время большие трудности, и Анатолий Николаевич организовывал подсобные хозяйства, строил жильё в селах Иркутской области.

Он умел вдохновлять своими идеями. Один из его соратников вспоминал: «Когда Закопырин, выступая перед большой аудиторией, убедительно и страстно рассказывал о том, что вскоре построенные теплицы начнут давать урожай и у братчан на столе круглый год будут свежие овощи, в зале, казалось, раздавался хруст огурцов». В обмен на лес организовывал бартерные поставки овощей и фруктов из Центральной России, Украины и Средней Азии, продукцию стройиндустрии Братскгэсстроя менял на свежую рыбу, овощи, консервы с Дальнего Востока, обеспечивая сибирские города.

Развитие социальной инфраструктуры — задача, которую ставил перед собой Анатолий Николаевич практически по своей инициативе. Плановых средств на такие цели выделялось очень мало. Десятки объектов сооружены им зачастую в обход существующих норм и правил. Например, плавательный бассейн в пионерском лагере «Чайка» по титульной документации проходил как «ванна для антисептирования древесины». Он строил детские сады с бассейнами, спортивные залы, горнолыжные трассы и базы, воднолыжные станции, карусели, трамплины, вышки, тиры, лыжероллерные трассы, картодром (лучший в России), профилактории, в том числе «Медвежонок» в Крыму на 1200 мест. Дети и подростки обеспечивались лучшим бесплатным транспортом, бесплатным
спортинвентарём - горными лыжами, креплениями, ботинками, подъёмники для них были также бесплатными.

Трудно и опасно изыскивались средства для строительства этих объектов. Строились они в Железногорске и Братске, на КАТЭКе, в районных центрах и сёлах Иркутской области. Сегодня всеми этими благами пользуются дети, внуки вчерашних строителей Братскгэсстроя и эксплуатационников, но только уже не бесплатно, а по тарифам новых собственников.

О рекордных прорывах А.Н. Закопырина по спасению провальных строек написано в книгах, в свое время это было популярной темой для газет и журналов, телевидения, драматургии.

В 1969 году, впервые в СССР, в труднодоступной тайге между городами Братск и Усть-Кут по предложению, под руководством и под личную ответственность А.Н. Закопырина был произведен монтаж двух радиорелейных вышек высотой более 100 м с помощью вертолета МИ-6. Максимальная масса поднимаемого элемента составляла около пяти тонн. Это был абсолютный мировой рекорд.

Когда в 1977 году после шести лет строительства металлургический завод «Надежда» в Норильске оказался в провале, Минэнерго СССР, с согласия ЦК КПСС и Совмина СССР, назначил руководить стройкой в должности начальника Специального управления «Таймыр-
энергострой» Анатолия Закопырина. Собрав вокруг себя братскую команду квалифицированных единомышленников в количестве 165 человек, Анатолий Николаевич, как тогда говорили, «стройку вытащил». Комбинат, известный сегодня всему миру как «Норильский никель», успешно работает.

Его тогдашним противникам даже не снилось, чтобы такое количество (всего было 516 заявлений) бригадиров, прорабов, руководителей трестов, с семьями, оставив насиженные места, обустроенные квартиры и дачи, в течение 5-6 месяцев приедут в неизвестный доселе Норильск, в суровейший климат Заполярья. Но это же факт! Разве это не коллективное сподвижничество людей во имя государственных интересов, свято веривших, что такой человек, как Закопырин, их не подведет?

После Норильска по просьбе Иркутского обкома КПСС и инициативе отдела ЦК КПСС Закопырин был назначен начальником Братскгэсстроя. Перед этой мощной организацией стояла главная задача – развитие энергетики Дальнего Востока, Якутии и КАТЭКа.

Для решения этих задач на восток были брошены тысячи лучших инженерно-технических кадров, бригадиров, механизаторов, лэповцев и других рабочих, прошедших стройки Братска, Усть-Илимска, Норильска, еще не полностью реализовавших свои возможности. Сам начальник Братскгэсстроя по 152 дня в году был в командировках: Братск, Иркутск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Нерюнгри, КАТЭК, Богучаны, Москва, Братск…

В результате был сделан прорыв в создании объединенной энергетической системы Дальнего Востока, строительстве теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Благовещенске, Амурске, Биробиджане, на строительстве ЛЭП-220 и 500 кВ общей протяженностью около 1200 км (1982-1984).

На полтора года (!) благодаря предложенной им уникальной технологии был сокращен срок строительства крупнейшей на востоке страны Хабаровской подстанции.

Можно продолжить список побед,
но важнее понять, за счет чего они достигались. В первую очередь, благодаря умению увидеть объемно и зримо задачу, понять слабые и сильные стороны проекта, наметить ближайшие шаги по его реализации, порой в корне меняющие представление о технологии строительства. И, конечно же, благодаря умению создать команду и убедить всех, от кого зависит успех дела, в собственной правоте, заставить принять нужные условия, обеспечить необходимые ресурсы. Смелость принимаемых Закопыриным технологических и инженерных решений часто поражала и вызывала недоверие. Но он умел убеждать, к его мнению вынуждены были прислушиваться. Когда речь шла об интересах дела, он не стеснялся доказательно спорить ни с всесильными секретарями обкомов или крайкомов, ни с министром.

Все, кто общался с Закопыриным в те годы и кто был способен объективно оценивать его действия, отмечают, что таких людей мало, он опережал свое время, за что и вызывал неприятие заурядных обывателей. 

Валерий ФОМИН,
заслуженный строитель России

Газета «Знамя»,
19 августа 2011 года





Возврат к списку

 
 




       
ДОБАВИТЬ