Этот форум в театральном мире России называют главным событием лета, что оправдано вниманием государства и уровнем проведения. Масштабный проект, организованный Театром Наций, Министерством культуры РФ и благотворительным фондом Евгения Миронова «Театральные инициативы» призван способствовать развитию провинциальных театров. Фестиваль проводится ежегодно, и его местом становятся разные города России: Лысьва, Пятигорск, Коломна, Зарайск, Дубна, Вольск, Тобольск, Новороссийск, Камышин, Набережные Челны, Нижний Тагил, Магнитогорск… XXI фестиваль – 2024 обрел свой временный адрес в столице республики Башкортостан городе Уфа, отмечающий в этом году свой 450-летий юбилей. На праздник в празднике стремились попасть десятки театров, но отбор прошли всего 16, и среди них – Братский драматический.
- Мы второй раз участвовали в Фестивале театров малых городов России, – рассказывает директор Братского драматического театра Любовь Кудряшова. – В 2015 году мы возили в г. Дубна спектакль «Легкий способ бросить курить» по пьесе Михаила Дурненкова режиссера Радиона Букаева. Сейчас мы представили работу итальянской постановщицы Алессандры Джунтини, основанную на современной драматургии (Василий Сигарев), но по известной повести А.С. Пушкина «Метель». Этот спектакль появился благодаря эскизу, который наш театр сделал вместе с Алессандрой на режиссерской лаборатории Театра наций в 2022 году. Эскиз, по мнению экспертов, был настолько удачным, что было решено довести его до спектакля. Премьера состоялась в октябре 2023 года, и в дальнейшем спектакль был отобран жюри для участия в этом престижном фестивале.
Адольф Яковлевич Шапиро, режиссер, педагог, председатель жюри фестиваля, на церемонии закрытия сказал следующее:
- Прелесть нашего фестиваля в том, что не только себя показали, но и увидели коллег – кто чем живет, кто чем дышит. Как она вообще живет, театральная Россия.
Для братчан, как и для остальных участников, это был и праздник, и состязание, и испытание, и университет. Актеры и специалисты театра имели возможность посмотреть все работы коллег, поучиться на мастер-классах по сцендвижению, сценической речи, актерскому мастерству от ведущих театральных педагогов, послушать лекции. Кроме того, после показов проводился глубокий анализ, тщательные разборы работ знатоков театрального искусства – критиков, и это тоже по сути – мастер-классы. Многие театральные коллективы уже имеют солидный опыт участия в Фестивале театров малых городов России, и конкуренция за победу в номинациях была весьма жесткой.
Рассказывает главный режиссер Братского драматического театра Андрей Воробьев:
- Братскому драматическому театру полагался диплом, если бы такой существовал, – о курсах повышения театральной квалификации. Мы были полноправными участниками, единственными, кто представил Иркутскую область на масштабном всероссийском театральном форуме. И сколько же замечательных спектаклей мы посмотрели за время фестиваля! Не все упомяну, не потому что берусь судить – какие спектакли лучше, какие хуже,- а потому что личностные впечатления от некоторых работ заполнили все душевное пространство. Мы открыты новому, готовы учиться, делиться тем, что узнали сами, намерены через тернии к звездам пройти. Это особенно важно, учитывая то обстоятельство, что географически находимся в некотором отдалении от основных, оживленных театральных магистралей. Что ж? Цели ясны, задачи определены – будем прокладывать современную скоростную магистраль к нашему городу, к нашему театру. Думаю, что для каждого из участников фестиваля, для всех ребят из нашей команды фестиваль театров малых городов, прошедший в Уфе, – это большое потрясение внутреннее. Прежними мы не будем уже совершенно точно, теперь есть мы и опыт, который мы получили. Дай бог, он пойдет во благо.