Георгий Любенков: снос аварийного жилья должен финансироваться за счет межбюджетных трансфертов

На прошедшей 30 июня 32‑й сессии Законодательного Собрания Иркутской области депутаты рассмотрели ряд важных законопроектов, часть из них была принята окончательно, над остальными предстоит работу продолжить. В рамках сессии состоялось обсуждение немаловажных для жителей области вопросов, в их числе  –  проблемы реализации программы переселения из аварийного жилья. Братчане, конечно же, слышали, что депутаты областного парламента одобрили  создание вокруг Братска «зеленого пояса».  О некоторых  итогах сессии читателям газеты «Знамя» рассказывает депутат Георгий Любенков, заместитель председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству, руководитель фракции ЛДПР в Законодательном Собрании.

         Об  областной  поддержке пострадавшим от  пандемии

Прежде всего, отмечу, что,  начиная с марта этого года, главным ориентиром в работе депутатов Законодательного Собрания  стало оказание помощи жителям  области, пострадавшим от пандемии коронавируса, в связи с самоизоляцией. На предыдущих сессиях мы уже приняли  ряд законопроектов, ныне вступивших в законную силу: по  вопросам организации  бесплатного питания  льготных категорий школьников в период карантина, по предоставлению ряда налоговых льгот малому и среднему бизнесу, по внесению изменений в областной бюджет 2020 года   и др.

Остановлюсь на  новых  законопроектах, которые сейчас в работе,  и  коснутся  они многих жителей нашей области. Так,  в первом чтении мы приняли законопроект об   единовременной выплате в размере 10 тысяч рублей детям в возрасте от 16 до 18 лет, проживающим на территории Приангарья и имеющим гражданство России.  Все мы знаем, что федеральными законами такая помощь уже оказывается  семьям с детьми в возрасте до 16 лет. Наш законопроект, внесенный депутатами разных партий, направлен на  оказание материальной помощи семьям, имеющим детей с 16 до 18 лет,  из областного бюджета.  Окончательно  закон планируется принять на июльской сессии, идет  работа над поправками.

В первом чтении  мы одобрили новый пакет законопроектов  по налоговым льготам предпринимателям, пострадавшим из-за пандемии коронавируса.  Один из  законопроектов,   предложенный группой депутатов с моим соавторством,  касается льготы по налогу на имущество организаций, а  второй – транспортного налога.  При Законодательном Собрании создана рабочая группа по областным налоговым льготам ( я тоже вхожу в ее состав), которая тщательно прорабатывает все внесенные законопроекты, связанные с предоставлением льгот по налогам. По льготе по имущественному налогу законопроект  прорабатывался на рабочей группе с участием   предпринимателей. Изначально в проекте закона было установлено ограничение для получателей помощи по общему объему дохода в 5 млн рублей, однако рабочей группой было рекомендовано это ограничение снять. По нашему предложению будет также расширен перечень видов экономической деятельности, которые смогут получить льготу. Кроме отраслей, признанных пострадавшими по Указу губернатора, в том (гостиничный бизнес и предприятия общественного питания), в число пострадавших будет включено еще 9 видов деятельности, – музеи и зоопарки, библиотеки и архивы, торговля мебелью  и ряд других.

В первом чтении был одобрен  и законопроект о внесении изменений в закон о транспортном налоге,  который предусматривает снижение ставок по этому налогу на 50% на 2020 год для предприятияй и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность пострадала от самоизоляции из-за пандемии. Законопроект также  рассматривался рабочей группой, все наши замечания учтены, в частности, исключено ограничение по объему дохода. Оба законопроекта требуют доработки в виде поправок,  работу над ними также решено продолжить   на июльской   сессии.

О проблемных вопросах переселения из аварийного жилья

Отдельно остановлюсь на состоявшемся в рамках сессии Муниципальном часе, посвященном   проблемным  вопросам  переселения граждан из  аварийного жилья. Сегодня на территории Иркутской области переселение из аварийного жилищного фонда ведется в рамках программы «Доступное жилье» на 2019 – 2024 годы, всего  планируется до 2025 года расселить по области 397,8 тыс. кв. м  жилья,  признанного аварийным до 1 января 2017 года.  Для города Братска сроки расселения аварийного жилья установлены на 2022–2024 годы, в том числе : по этапу 2022–2023 г.г. – 8,9 тыс. кв.м;  по этапу 2023–2024 годов – 10,8 тыс. кв.м. Финансироваться программа будет за счет средств областного, местного бюджетов и финансовой поддержки из Фонда содействия реформирования ЖКХ. Братск просит сроки переселения ускорить, но этот вопрос будет решен только в случае, если на реализацию программы будут выделены дополнительные средства, такое предложение правительству мы включили в постановление сессии по этому вопросу.

В своих выступлениях председатели Думы г.Братска Лариса Павлова, Думы г.Иркутска   Евгений Стекачев, где процент аварийного жилья наиболее высокий,   обозначили проблемы, с которыми муниципалитеты столкнулись при реализации 1‑го этапа программы переселения и свои предложения по решению этих проблем, многие из них требуют решения на федеральном уровне. Один из таких проблемных вопросов – отсутствие средств у муниципалитетов на снос расселенного аварийного жилья.

На примере города Братска мы знаем¸ что проблема, о которой идет речь, не решается годами. На многочисленные  обращения в правительство области – от администрации Братска, от городской  Думы, от меня как депутата ЗС, ответ был один: распорядиться  земельными участками, освобождающимися после расселения аварийного жилья, должна местная власть. Но прежде, чем  распорядиться участком, его нужно  освободить  за счет средств  и без того дефицитного местного бюджета. Для Братска 77 млн.руб. – сумма очень значительная, а именно столько требовалось городу для сноса аварийных домов. И это при дефиците бюджета Братска, который на сегодня составляет порядка миллиарда руб.  Кстати, часть домов городу удалось снести за счет частных инвесторов. Но проблему необходимо решать в целом,  учитывая, что и в дальнейшем расселенное аварийное жилье необходимо будет сносить. Затягивание сроков сноса таких домов представляет пожарную опасность для жителей соседних домов,  ухудшает криминогенную  обстановку и  порождает массу жалоб от граждан.

По этому вопросу было и обращение нашей  фракции   к правительству области  по итогам  работы правительства за 2019 год.  Наше предложение именно так и было сформулировано, как я обозначил его, выступая на Муниципальном часе – региональное правительство  должно принять все необходимые меры для решения  вопроса финансирования сноса расселенного жилья, включив его в Программу переселения отдельным мероприятием. В ответе правительства  все та же формулировка, что это – полномочия  органов местного самоуправления.  Однако, на сессии коллеги –депутаты меня поддержали, проголосовав за  мое предложение,  и  адресовали  решение этого вопроса  правительству Иркутской области. При этом,  правительство само должно решить, что для этого нужно: выступить с инициативой на федеральном уровне или решать вопрос силами областного бюджета.  Ясно одно: муниципалитетам необходима финансовая помощь для оперативного  и качественного сноса  расселенных домов. И в этом мы должны им помочь. В последнее время мы немало слышим о новом курсе регионального правительства и готовности   исполнительных органов региональной власти решать проблемы муниципалитетов. Очень хорошо, если и в этом вопросе нас услышат.

Газета «Знамя»


Наш Братск. Новости Братска