Против санкций и расстояний

Бизнес разработал новые решения и продукты для гражданской авиации

Санкции, необходимость импортозамещения и сложности с обеспечением транспортной связности огромной страны обусловили появление в России нескольких новых алюминиевых решений для гражданской авиации. Все привыкли, что алюминий традиционно используется в конструкции воздушных судов. Но этот металл благодаря легкости и прочности оказывается незаменим также для инфраструктурных проектов и производства наземного оборудования.

В последний год в России появились решения, которые выглядят незаменимыми для инфраструктуры гражданской авиации и способны дать мощный импульс в развитии авиационного сообщения на труднодоступных территориях. Транспортная связность страны – одна из стратегических задач государства, ее решению посвящен национальный проект «Модернизация транспортной инфраструктуры». Для понимания масштабов задачи: протяженность России с запада на восток составляет почти 10 тыс. км, площадь – более 17 млн кв. км. И если в европейских регионах страны и крупных городах Сибири и Дальнего Востока развиты наземные перевозки и магистральное авиасообщение, то для отдаленных или труднодоступных территорий Севера и Сибири – а это большая часть РФ – единственным круглогодичным видом транспорта является малая авиация.

Большие расстояния и малая плотность населения делают организацию наземного сообщения здесь экономически нецелесообразной. Поэтому воздушные линии для труднодоступных территорий это и пассажирское сообщение, и доставка товаров, и санитарная помощь. Оба новых решения основаны на применении таких качеств алюминия как легкость, прочность и универсальность.

Доступная цивилизация

Новейшим, самым эффективным решением для развития инфраструктуры гражданской авиации являются сборно-разборные вертолетные площадки из алюминия. Возведение стандартных вертодромов зачастую осложнено коротким строительным сезоном и невозможностью доставки материалов. Длительность только подготовительных работ на труднодоступных территориях может составить несколько месяцев, а затраты – сотни миллионов рублей.

Наоборот, алюминиевый вертодром площадью 440 кв. м, рассчитанный на вертолеты Ми‑8 (один из самых массовых вертолетов в мире) и Ми-26 (самый тяжелый серийный грузовой вертолет в мире), собирается за 4 часа, весит всего 12,7 т и доставляется на место в разобранном виде одним рейсом вертолета, рассказала руководитель направления Алюминиевой ассоциации Елена Котельникова. Такие покрытия могут эксплуатироваться при температуре до минус 60 градусов.

Сочетание легкости и прочности алюминия позволяет значительно экономить при доставке и монтаже объекта. Аналогичная по размерам традиционная вертолетная площадка из бетона будет в 10 раз тяжелее.

Вертодромы из алюминиевых покрытий уже поставлены в самые разные по климатическим условиям регионы России – в Тыву, Краснодарский край, Иркутскую область, на Сахалин, рассказала Елена Котельникова. В этом году начались поставки в Казахстан, также ведутся переговоры с потенциальными клиентами из Азербайджана. Заказчикам в этих странах интересны алюминиевые вертолетные площадки для организации авиасообщения в том числе с отдаленными нефте- и газодобывающими районами.

Идею использовать алюминий для вертолетной инфраструктуры Алюминиевая ассоциация выдвинула еще в 2018 году. В реальность ее воплотил входящий в ассоциацию крупный производитель алюминиевых конструкций завод «Сегал». На стадию серийного производства алюминиевых ламелей для вертодромов «Сегал» вышел в конце 2022 года.

Экспериментальный проект

Из алюминия можно делать даже взлетно-посадочные полосы (ВПП) – такой экспериментальный проект начали реализовывать в этом году российский производитель алюминия РУСАЛ, инвестиционная компания Mass Group и группа компаний «Сиал». Проект решает ту же задачу, что и вертодромы, – обеспечить доступность отдаленных территорий, для которых малая авиация является безальтернативным видом транспорта. Только ориентирован он уже на самолеты: активно эксплуатируемые в Сибири и на Дальнем Востоке Ан‑2 и разрабатываемый «Байкал».

Алюминиевая ВПП будет экспериментальным объектом, первым подобным в России. Ее длина составит до 600 м, на создание уйдет около 300 т упрочненного алюминиевого сплава. В качестве возможных вариантов локации рассматриваются несколько действующих аэродромов.

Преимущества алюминия при строительстве ВПП те же – прочность, антикоррозийная стойкость, а также легкость, позволяющая сэкономить в несколько раз на доставке и строительстве. Стоимость полноценной алюминиевой ВПП с учетом логистики, монтажных и эксплуатационных затрат будет ниже на 15–20% традиционной, подсчитали организаторы проекта. «Мы рассчитываем, что алюминиевые ВПП станут очень эффективным и экологичным решением для инфраструктуры гражданской авиации, особенно на отдаленных и труднодоступных территориях», – отметил директор по развитию рынка Дирекции по сбыту РУСАЛа Евгений Васильев.

Импортозамещение в гражданской авиации – еще одна задача, которую решают отечественные производители алюминиевой продукции. Так, компания «Авиа-профит» разработала авиационные контейнеры и паллеты для перевозки багажа и грузов. Они уже успешно прошли тестовую эксплуатацию в авиакомпаниях «Аэрофлот» и Red Wings.

Алюминий благодаря легкости и прочности традиционно используется для производства авиационных контейнеров: контейнер весом 65 кг позволяет перевозить до 1,5 т багажа или груза. Использование таких контейнеров повышает сохранность багажа пассажиров и ускоряет процесс его обработки в аэропортах. Но раньше они в России не производились – отечественные авиакомпании импортировали их в основном из Норвегии, Нидерландов, Германии и Китая. В 2022 году европейские компании ушли с российского рынка и единственным поставщиком остался Китай. Сейчас российские авиакомпании испытывают дефицит контейнеров.

«По нашим прогнозам, начиная с 2025 года российским авиакомпаниям для обновления парка авиационных средств пакетирования (АСП) понадобится ежегодно покупать 950‑1300 контейнеров и паллет. «Авиа-профит» сможет удовлетворять весь внутренний спрос и планирует экспортировать свою продукцию в страны СНГ», – рассказал эксперт сектора «Авиация и космос» Алюминиевой ассоциации Артур Арутюнов.

Кроме того, «Авиа-профит» планирует разрабатывать и производить средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов – это еще один алюминиевый продукт, необходимый российской гражданской авиации после введения западных санкций. До 2022 года почти 50% средств наземного обслуживания в Россию импортировались. Алюминий – самый предпочтительный материал для этих целей, так как его антикоррозийная стойкость позволяет хранить оборудование вне ангара и не покрывать его защитной краской, рассказал Артур Арутюнов. А легкость этого металла значительно упрощает перемещение средств наземного обслуживания по летному полю и в ангаре.


Наш Братск. Новости Братска